А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г. КОМИССИЯ по РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВАЛЮТЫ

А. Л. Сидоров. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1960 г., стр. 284-295

Глава IV
СОГЛАШЕНИЯ 1916 г.
УСИЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ РОССИИ ОТ СОЮЗНИКОВ

1. КОМИССИЯ по РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВАЛЮТЫ

Одним из первых шагов по выполнению финансового соглашения с Англией явилась организация Комиссии по распределению валюты, создание которой должно было объединить усилия всех правительственных учреждений и частных организаций России, размещавших иностранные заказы и производивших закупки для нужд войны. В первом пункте «Временного положения» о комиссии говорилось, что она образуется при Военном министерстве «для расчетов в иностранной валюте по заграничным заказам, связанным с государственной обороной, а равно для содействия вывоза из-за границы заказанных для этой надобности предметов и материалов...» 1. Комиссия должна была рассматривать заявки всех государственных ведомств, общественных организаций и частных лиц, подтвержденных удостоверениями о том, что заказы нужны для «государственной обороны». Выдача валюты должна была производиться с учетом «срочности заказов» и имеющейся в распоряжении комиссии валюты.

Большое значение имел последний, девятый пункт Положения, гласивший, что валюта предоставлялась всем без исключения учреждениям и отдельным лицам лишь «по получении одобрения заказа (покупки) от Англо-Русского комитета в Лондоне». Это было очень существенным ограничением для претендентов на валюту. Англо-Русский комитет и английские учреждения сперва должны были признать необходимость того или другого заказа и лишь после этого комиссия имела возможность выделить для него валюту. Конечно, такой порядок замедлял решение вопросов, но одновременно он обеспечивал более рациональное использование валюты, которая, как правило, отпускалась теми же англичанами.

Комиссия являлась органом Особого совещания по обороне и должна была обеспечить осуществление его политики. В комиссию входило 8 представителей Военного министерства, два представителя Министерства финансов 2 и по одному — от министерств путей сообщения, торговли и промышленности и иностранных дел. В комиссии была представлена и буржуазная «общественность»: Центральный и Московский областной военно-промышленные комитеты, Земский и Городской союзы, Совет съездов представителей промышленности и торговли. Комиссия была громоздкой, и нередки были случаи, когда на ее заседаниях присутствовало по 30 и более человек.

Комиссия только распределяла имеющуюся иностранную валюту и должна была содействовать быстрейшей доставке купленных за границей материалов.

Одновременно с утверждением «Временного положения» о Комиссии по распределению валюты военный министр утвердил также временные «Правила о порядке испрошения» согласия Англо-Русского комитета в Лондоне на заграничные заказы 3. Эти правила регламентировали порядок размещения заграничных заказов как ведомствами, так и общественными организациями и частными лицами.

По этим правилам все ведомства и общественные организации могли заключать договоры только после рассмотрения и одобрения их Англо-Русским комитетом и «по возможности» через него. Как уже указывалось, валюта выдавалась лишь после одобрения предполагаемых сделок со стороны Англо-Русского комитета.

Что касается частных предприятий и лиц, то для получения ими валюты был установлен еще более сложный порядок. Они подавали заявление о предполагаемых заказах и закупках за границей в Министерство торговли и промышленности и одновременно в Комиссию по распределению валюты. Сношения с Англо-Русским комитетом осуществлялись Министерством торговли и промышленности, и только по согласованию с комитетом разрешался вопрос о валюте. Если добавить к этому, что ведомства и общественные организации все сношения с Англо-Русским комитетом осуществляли через Главное управление генерального штаба, то можно себе представить, какая сложная бюрократическая система была создана для получения валюты и размещения заказов. Эта система заставляла заказчиков подавать свои заявки с большим запросом, чтобы вновь не проходить все мытарства.

Первое заседание Комиссии по распределению валюты состоялось 21 октября 1915 г. На этом же заседании многие признали, что установленный временными правилами порядок является чрезмерно громоздким и сложным, вследствие чего «следует опасаться, что он вызовет затруднения в помещении заказов на заграничных рынках» 4. Эти опасения были совершенно справедливы, но никакие сетования членов комиссии не могли уже изменить заключенное с англичанами соглашение, строго регламентировавшее порядок выдачи заказов и их финансирование.

На первом же заседании было принято важное решение о том, что все требования на валюту, связанные с удовлетворением государственных потребностей, — платежи по долгу, содержание дипломатических, военных, морских и торговых работников — не подлежали обсуждению. Председатель комиссии единолично давал соответствующее разрешение на выдачу валюты; о них лишь докладывалось на ближайшем заседании комиссии. Следовательно, для реального распределения у комиссии оставалось меньше ежемесячных поступлений по кредитам 5.

Комиссия начала свою работу с распределения средств на ноябрь 1915 г. На первом же заседании было отпущено валюты на 45,4 млн. франков и 910 тыс. ф. ст. На втором заседании (27 октября 1915 г.) значительные средства были отпущены Центральному военно-промышленному комитету (108,8 тыс. ф. ст.) и Министерству торговли и промышленности на оборудование Архангельского и Владивостокского портов. Большое значение имели отпущенные Министерству путей сообщения средства на закупку оборудования для железнодорожного транспорта в сумме 2775 тыс. долл. После проведенных частичных распределений выяснилось, что от ноябрьского кредита оставалось 18 млн. ф. ст., между тем как заявки на валюту со стороны Военного и Морского министерств составляли 261 млн. руб. 6. Чтобы выйти из положения, председатель предложил урезать на одну треть все заявки этих министерств и отпустить им валюты на 173,9 млн. руб., а из остатка удовлетворить потребности Земского и Городского союзов в валюте на закупку автомобилей и орудийных станков. На следующем заседании (4 ноября 1915 г.) количество валюты для военного и морского ведомств было уменьшено (в порядке уточнения) до 167,7 млн. руб. 7 Значительные ассигнования были сделаны для платежей в Америке (в виде аванса) за порох заводу Дюпон, а именно 7 312 500 долларов, что составляло 50% от суммы всего заказа. Комитет отпустил также 5 млн. руб. валюты Министерству торговли и промышленности на расходы, «не подлежащие оглашению».

Особое совещание по обороне выделило кредит Центральному военно-промышленному комитету в 30 млн. руб. на снабжение заводов металлами заграничного происхождения. Не довольствуясь этим, комитет просил отпустить еще на ближайшие 6 месяцев в виде оборотного капитала на покупку металлов по 1 млн. ф. ст. ежемесячно. Хотя в отпуске миллиона фунтов и было отказано, но аванс все же выдали в размере не менее 100 тыс. фунтов; аванс этот пополнялся по мере его расходования 8.

20 ноября 1915 г. Комиссия по распределению валюты подвела итог своей деятельности за первый месяц. Выяснилось, что из 215 млн. руб., подлежавших распределению, было выдано валюты на 175,1 млн. руб., и образовался остаток в 39,9 млн. руб. 9, который спешно уменьшили за счет выдачи 10 млн. руб. частной промышленности, а чистый остаток почти в 30 млн. руб. был перенесен на декабрь месяц. Вообще, начиная с ноября 1915 г., наблюдается такое явление, когда комиссия из месяца в месяц не распределяет всех своих кредитов, и остаток неиспользованной валюты быстро растет. В конце декабря 1915 г. этот остаток валюты достиг уже 122,1 млн. руб., а остаток на февраль 1916 г., также поступивший в распределение, равнялся 201,7 млн. руб. 10 В феврале было решено выделить для частной промышленности уже не 30, а 60 млн. руб. 11 и образовать резерв в 20 млн. руб., но даже при этом предвиделся остаток кредитов в 78,3 млн. руб.

Комиссия увеличивала отчисления на нужды частной промышленности, образовывала специальный резерв в 10 млн. долл. для срочной оплаты заказов в Америке и все же не могла полностью использовать английский кредит. В феврале 1916 г. поступила в распределение огромная сумма — 451,7 млн. руб. Неудивительно, что в конце месяца образовался остаток в 187,2 млн. руб., который за март еще более увеличился и достиг суммы в 281 252 тыс. руб. 12 Такое же положение наблюдалось в марте и во все последующие месяцы 1916 г. Из помесячной таблицы общего счета иностранной валюты видно, что максимальное потребление валюты приходилось на ноябрь 1915 г. — 170 млн. руб. и ноябрь 1916 г. — около 168,7 млн. руб.; ниже всего потребление валюты было в июле и августе 1916 г. — 77,3 и 45,8 млн. руб. 13 Ежемесячные колебания были очень резки, но в среднем потребление валюты было низким. Значительная часть средств, предоставленных по займу, оставалась неиспользованной на всем протяжении 1916 г. Что касается 1917 г., то только в марте количество полученной валюты поднялось до 92 млн. руб., к июню эта цифра упала до 38 млн. руб., а в июле—августе — до 10 млн. руб. и вновь повысилась в августе—сентябре 1917 г., когда союзники сделали судорожное усилие спасти антинародный режим Керенского 14. Характерно, что к концу 1916 г. оказалось невыданной валюты на 1 251 110 тыс. руб., т. е. на сумму, превосходящую пятимесячную норму английского кредита 15. В дальнейшем эта сумма возросла еще больше и держалась почти на уровне 1,5 млрд. руб. (1490 млн. руб. в июне 1917 г.).

Разумеется, вести точный учет неиспользованных кредитов было необходимо, но прибавлять эти остатки к суммам, подлежащим распределению в следующие месяцы, как это делала комиссия в первые месяцы своей деятельности, нельзя было. Против такой практики протестовала Англия, рассматривавшая ежемесячный кредит в 25 млн. ф. ст. как максимальный. Да и сама практика распределения кредитов, когда из месяца в месяц накапливался значительный неиспользованный остаток, указывает на серьезный недостаток в исчислении кредитов, на котором мы подробнее остановимся в дальнейшем изложении.

По другим статистическим данным, совпадающим в основном с предыдущим источником, получаются следующие итоги счета иностранной валюты, выданной по талонам комиссии с 1 ноября 1915 г. по 1 октября 1916 г. (н. ст.) 16.

    Выдано по талонам
валютной комиссии
Не использо-
вано и возвращено
обратно
Рубли ...... 1 229 316 450 34 406 259
Доллары ...... 233 311 683 5 364 119
Иены ...... 81 834 738 322 714
Кроны ...... 32 008 913 949 814
Франки ...... 43 736 664 3 780 519
Гульдены ...... 33 709 803 687 575
Фунты стерлингов ...... 48 830 109 2 058 340
Рубли в разной валюте ...... 123 560 967 139 744

Эта таблица интересна в том отношении, что она указывает на неиспользование уже отпущенной валюты и возвращение уже полученных в комиссии талонов, хотя, правда, процент неиспользованной валюты был невелик 17.

Чем же объяснить, что валюта, полученная с большим трудом и большими жертвами (вывоз золота), оставалась в большом количестве неиспользованной?

Основная масса неиспользованной валюты приходилась за счет закупок и заказов самой казны, так как ассигнования на частную промышленность занимали второстепенное место. Трудности с английской валютой сводились в основном к ограниченной возможности использования английского кредита. Этих трудностей не было с французскими кредитами, которые расходовались во Франции, причем большая часть платежей приходилась на уплату процентов по прежним займам и учет настоящих займов. Так, из расходов с ноября 1915 г. по сентябрь 1916 г. в сумме 1 082 214 тыс. франков почти 60% их приходилось на платежи Министерства финансов, платежи Военного и Морского министерств и различных ведомств (немного более 400 млн. франков), а платежи общественных организаций и частной промышленности вместе составляли всего лишь 21 791 тыс. франков 18.

В отчете о годичной деятельности Комиссии по распределению валюты ген. Михельсон указывал, что из французского займа в 562 млн. руб. (1500 млн. франков) значительная его часть (243 млн. руб.) пошла на оплату по старым государственным долгам и учет самого займа, что составляет свыше 43% от общей суммы займа. Кроме того, значительная часть платежей приходилась самому французскому правительству, а не частным фирмам. «Правительство же не торопит нас с уплатой, ибо для него во многих отношениях выгоднее и проще отложить расчеты до конца войны, когда все цены за поставленный нам военный материал выяснятся в более определенной форме» 19.

При рассмотрении вопроса об английской валюте возникает, естественно, предположение о том, что русское правительство получило слишком большой кредит, с избытком покрывавший его потребности, а потому неиспользованные средства являлись излишком. Однако это предположение должно в известной мере отпасть, ибо часть займа, отпущенная на новые заказы (54 млн. ф. ст.), была использована к весне 1916 г. с большим избытком; потребовался дополнительный кредит, предоставленный английским правительством в 13,5 млн. ф. ст., который к апрелю—маю 1916 г. был также израсходован. Но эта часть кредита составляла только немного больше четвертой части всего кредита. Основная его часть в 20,5 млн. ф. ст. в месяц (около 80%) предназначалась для уплаты по старым заказам, размещенным русским правительством, а также английским правительством через лорда Китченера и Моргана 20. Помощник военного министра ген. Фролов указывал в письме к министру финансов Барку, что общее количество заказов на американском рынке (по-видимому, без заказов Китченера) достигало 1316 млн. руб. 21

Все же в исчислении «старых заказов» (т. е. заказов, размещенных до 1 октября 1915 г.), оплата которых должна была производиться за счет английского кредита, Военное министерство, по-видимому, допустило значительное завышение своих расчетов, ибо в дальнейшем все избытки валюты образовались именно по этой графе, и настойчивые усилия министра финансов были направлены на то, чтобы за счет экономии в этих расходах расширить новые заказы и закупки для военной и частной промышленности, выделить свободный кредит и т. д. Усилия Комиссии по распределению валюты были направлены на то, чтобы на всю сумму неиспользованной валюты размещать новые заказы, но на это не последовало согласия Англии, и Министерство финансов «указывало уже с апреля сего года (1916 г. — А. С.) на то, что кредиты по первому займу все исчерпаны» 22, хотя значительная часть средств реально не была израсходована.

По-видимому, одной из причин образования больших остатков валюты по старым заказам было также неаккуратное выполнение заказов, большие запоздания в сроках поставок, вследствие чего отодвигались и сроки платежей. Такие задержки в сроках уплаты, по расчетам ген. Гермониуса, исчислялись около 1 млрд. руб. 23 Эти два обстоятельства — завышение стоимости старых заказов, допущенное Военным министерством России, и неаккуратное их выполнение союзниками — сыграли решающую роль в создании излишков валюты, которой Россия не могла воспользоваться.

Намеченная на новые заказы сумма в 54 млн. фунтов оказалась действительно очень небольшой сравнительно с потребностями, и в этом состояла одна из слабых сторон соглашения. При заключении соглашения Барк рассчитывал, что неиспользованная часть кредита по старым заказам легко может быть употреблена на новые заказы. В таком духе он и выступал перед Особым совещанием по обороне и в переписке с английским правительством. Но на деле этого не произошло. Кроме того, по финансовому соглашению было выделено очень мало средств на платежи в Японии, в то время как японский рынок необходимо было использовать в большей мере. На заседании Комиссии по распределению валюты в феврале 1916 г. выяснилось, что сумма платежей в Японии по контрактам, заключенным до 1 октября 1915 г., составляла 107 млн. иен, а по заказам, произведенным или намеченным после этого срока, — 70 млн. иен. Таким образом, общая сумма платежей достигала примерно 178 млн. иен 24. Для производства же платежей комиссия располагала лишь английским кредитом в 6 млн. ф. ст. 25 и 35 млн. иен, полученными от займа в Японии. Следовательно, валюты не хватало для оплаты уже произведенных сравнительно небольших заказов. Комиссия имела помесячный план оплат (до 1 октября 1916 г.) в сумме 121 млн. иен. Так как с каждым месяцем использование японского рынка возрастало, то недостаток валюты для оплаты закупок и заказов с каждой неделей становился все острее. Осенью 1916 г. сумма заказов в Японии на металлы и предметы артиллерийского снабжения исчислялась в 300 млн. иен, а, учитывая невыплаченную сумму в 40 млн. иен, потребность в валюте определялась уже в 340 млн. иен 26. Как показывает письмо Барка военному министру Шуваеву от 20 сентября 1916 г., эта цифра являлась сильно завышенной, но все же наличная валюта не покрывала сумму платежей в Японии. В связи с этим русское правительство добивалось увеличения в Англии кредитов для платежей Японии.

По-видимому, и русское правительство и англичане рассчитывали закончить войну значительно быстрее, поэтому недооценивали важность ассигновок на новые заказы. Кроме того, возникли новые потребности (поддержание валюты), которые русское правительство хотело удовлетворить за счет тех же кредитов. Надо принять еще во внимание потребности частной промышленности, которые при заключении соглашения должным образом не были приняты в расчет. Однако стремление русского правительства удовлетворить все эти потребности за счет английского кредита встретилось с непримиримой позицией английского казначейства и Английского банка.

Американский рынок, приобретший решающее значение для снабжения России, был поставлен под контроль Лондона. Как уже указывалось, заказы, размещавшиеся в США, должны были получить одобрение Лондона, и лишь после этого комиссия ген. Михельсона могла отпустить валюту. Эти бюрократические надстройки мешали живому делу, переписка часто шифрованными телеграммами приводила к задержкам, к непониманию, к потере времени и к огромным переплатам. Сейчас же после заключения финансового соглашения ген. Гермониус, игравший решающую роль в Англо-Русском комитете, высказался за освобождение от контроля Лондона военных заказов, которыми занимался в США ген. Сапожников 27, но ничего не добился, хотя Китченер и согласился с его доводами.

Старые заказы, сделанные до 1 октября 1915 г., как будто не подлежали контролю Англии, но вскоре и они были взяты на учет. Из-за этого отдельные фирмы получали деньги с опозданием на 6 недель и более. С фирмой Вигмор, например, рассчитались только через 5 месяцев после сдачи ею автомобилей Военно-техническому управлению Военного министерства 28. Все это не позволяло русской стороне эффективно использовать финансовое соглашение.

Все эти обстоятельства выдвинули необходимость привести в систему и строго учесть сделанные ранее миллиардные заказы, тем более, что их размещали различные организации, без единого плана. Представители ведомств за границей и центральные учреждения в столице стремились как можно скорее, не останавливаясь перед ценой, выдать заказы, часто используя для этого сомнительных посредников. Выдача заказов через частных посредников не только вела к большим переплатам, но и к задержкам в исполнении, так как многие посредники за вознаграждение уступали заказы другим лицам или образовывали промышленные группы для выполнения заказов уже после заключения контрактов. Военное ведомство и Министерство финансов разобрались во всей этой неразберихе только несколько месяцев спустя после заключения финансового соглашения с Англией.

Дли учета сделанных ранее миллиардных заказов в Лондон был командирован вице-директор Особенной канцелярии по кредитной части фон Замен. Пока эти вопросы не выяснились, англичане задерживали платежи. В то время как Комиссия по распределению валюты в Петрограде занималась ежемесячным распределением английских кредитов, в Лондоне еще в декабре 1915 г. собирали все сведения о размере произведенных ранее русских заказов. По-видимому, эти сведения расходились с первоначальными расчетами 29.

В конце 1915 г. адмирал Русин передал в Петроград о том, в каком порядке и на какие виды расходов англичане открывали кредиты русскому правительству. Эти данные раскрывают английскую точку зрения на взятые английским правительством финансовые обязательства. Английское правительство согласилось открыть месячные платежи: 1) по заготовкам английского правительства для России; 2) по заключенным ранее контрактам; 3) по займам; 4) на содержание заграничных представителей; 5) по частным заказам, за исключением металлов и машин; 6) за металл для казны и частной промышленности; 7) за машины и станки для казенных и частных заводов; 8) за фрахты в тех случаях, когда расходы по перевозке нe включались в контрактную цену; 9) за медикаменты «по заказам всех учреждений». За исключением первого пункта, валютная комиссия должна была по всем остальным восьми пунктам представлять свои заявки в Лондон за месяц вперед, причем «все вышеперечисленные пункты должны быть показываемы каждый в отдельности» 30.

Английское правительство разработало бюрократическую систему учета расходов, которая могла появиться на свет только потому, что в основе договора не лежал принцип равноправия сторон. Английские учреждения требовали огромный список достаточно точных сведений о том, какие платежи были произведены комитетом Китченера, распоряжением Англо-Русского комитета и ген. Сапожниковым, производившим закупки в Америке, в то время как валютная комиссия, да и другие русские правительственные учреждения не располагали этими данными 31. Валютная комиссия пыталась собрать все необходимые сведения, наказав, чтобы на «будущее время никаких платежей без предварительного сношения с валютной комиссией не делалось». Одновременно Лондон извещался о том, что приказы Особенной канцелярии по кредитной части о платежах 32 считались уже принятыми валютной комиссией; Лондон предупреждался, что эти приказы валютной комиссии не следовало смешивать с запросами отдельных ведомств и организаций о согласии Англии на прием заказа и его оплату, которые посылались в Лондон еще «до рассмотрения этих вопросов валютной комиссией».

20 ноября 1915 г. помощник военного министра ген. Лукомский известил ген. Гермониуса в Лондоне о порядке прохождения заказов 33: все ведомства направляют в Лондон предположения о заказах, которые там обсуждаются совместно с английским полковником Эллершоу; принятые решения о приемлемости сроков и цены или несогласие английского правительства на производство заказа сообщаются в Россию соответствующему учреждению, и только после этого вопрос рассматривается в валютной комиссии, которая «выясняет самую возможность осуществления заказа»; Англо-Русский комитет в Лондоне не уполномочен удовлетворять требования на валюту.

Такая сложная, бюрократическая система контроля, которая способна была запутать дело и вела к длительной проволочке и задержкам, являлась следствием того, что Барк пошел на слишком большие уступки англичанам. Эти уступки носили не технический характер, как думалось Барку, — они лишали страну свободы рук даже в вопросе использования уже отпущенных кредитов и поставили кредиты под повседневный мелочный контроль Англии. Этот контроль задерживал размещение заказов и вел к большим переплатам, ибо цены на мировом рынке непрерывно повышались. При ином отношении — при выделении кредитов в полное распоряжение русского правительства для оплаты как старых, так и новых заказов — этой длительной и запутанной системы учета и контроля, в которой решающее слово оставалось за английскими чиновниками, не было бы.

Нами приведена лишь часть материала, дающая известное представление о том, в какие условия была поставлена русская сторона при пользовании кредитом. Помимо изложенных выше, вскоре появились и другие ограничения, с которыми встретилось Министерство финансов при использовании кредитов, что повлекло за собой длительную переписку с английским правительством, а внутри страны усилило недовольство политикой правительства со стороны буржуазии.


1 ЦГИАЛ, ф. 1524, on. I, 1915 г., д. 2, л. 3—3 об. Временное положение было утверждено военным министром Поливановым 26 октября 1915 г. (стр. 284.)

2 По одному от Особенной канцелярии по кредитной части и государственного казначейства, (стр. 285.)

3 ЦГВИА, ф. 200, on. 1, д. 778, лл. 96—97. (стр. 285.)

4 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, 1915 г., д. 3, л. 1. В архиве сохранились подлинные журналы комиссии и их копии, а также большой фонд материалов — заявки ведомств, предприятий, переписка с Министерством финансов, с Лондоном и т. д., дающие драгоценный материал по экономической истории России. (стр. 286.)

5 На первых же заседаниях было фактически изъято из распределения 1,5 млн. ф. ст. на расходы по учету и 2 млн. ф. ст. Кредитной канцелярии для нужд частной промышленности. Это распределение средств для нужд частной промышленности через Министерство финансов практиковалось только вначале и вскоре перешло к валютной комиссии. (стр. 286.)

6 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, 1915 г., д. 3, лл. 5—8. (стр. 286.)

7 Там же, л. II. Однако из этой суммы военное ведомство не израсходовало за ноябрь 40 млн. руб., т. е. около четвертой части отпущенных денег. (стр. 287.)

8 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, д. 3, л. 16. (стр. 287.)

9 Там же, д. i70, л. 19. (стр. 287.)

10 Там же. (стр. 287.)

11 Еще 15 декабря 1915 г. Комиссия по распределению валюты рассматривала вопрос о том, чтобы передать в комиссию рассмотрение заявок частной промышленности на валюту, изъяв это дело из Министерства финансов. Это предложение не собрало большинства голосов. Тогда председатель комиссии ген. Михельсон внес его на рассмотрение Особого совещания по обороне, которое одобрило проект, и комиссия стала распределять всю валюту. За Кредитной канцелярией остались лишь ассигнования по учету — 15 млн. руб. в месяц, а позднее прибавилось еще 20 млн. руб. в месяц (2 млн. ф. ст.) на урегулирование курса рубля (ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, д. 3, лл. 41—42. Журнал комиссии от 15 декабря 1915 г. и д. 70, л. 2). (стр. 287-288.)

12 Там же, д. 70, лл. 37—44, 62—63. (стр. 288.)

13 ЦГИАЛ, ф. 1525, оп. 1, 1918 г., д. 196, лл. 6—8. Общий счет иностранной валюты, выданной по талонам комиссии с 1 ноября 1915 г. по 1 января 1918 г. (н. ст.) из английского кредита. (стр. 288.)

14 Там же. (стр. 288.)

15 Там же, 1916 г., д. 6, л, 31. (стр. 288.)

16 Там же, д. 475. Справка о состоянии кредитов по заграничным займам. Нами опущены копейки, центы и пр. (стр. 289.)

17 Там же, д. 7, лл. 13—14 или д. 115, л. 5. Ведомость выдачи валюты с 1 октября 1915 г. по 1 октября 1916 г. (стр. 289.)

18 Там же. (стр. 289.)

19 ЦГИАЛ, ф. 1525, оп. 1, 1917 г., д. 169, лл. 41—46. Протокол № 55 заседания Комиссии по распределению валюты от 18 ноября 1916 г. На этом заседании ген. Михельсон дал обзор годичной деятельности комиссии. (стр. 290.)

20 Сумма этих заказов превышала 75 млн. ф. ст. Заказано было 12 млн. снарядов, 2,3 млн. винтовок, 1 млрд. патронов и другие материалы (ЦГВИА, ф. 2080, оп. 1, д. 778, лл. 159—160. Копия ноты английского правительства). (стр. 290.)

21 ЦГИАЛ, ф. 1276, оп. 12, 1916 г., д. 2018, л. 27, (стр. 290.)

22 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, д. 169, лл. 41—46. Журнал 56-го заседания Комиссии по распределению валюты от 18 ноября 1916 г. В этом журнале указывалось, что в распоряжение Министерства финансов за год было отчислено «свободного кредита» 240 млн., заплачено по займам 70 млн. и за учет отчислено 180 млн. — всего 490 млн. руб., т. е. около одной шестой части всего английского кредита в 3 млрд. руб. (стр. 291.)

23 ЦГИАЛ, ф. 560, оп. 26, 1917 г., д. 1405, лл. 41—47. (стр. 291.)

24 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, д. 70, лл. 27—29. Журнал комиссии от 8 февраля 1916 г. (стр. 291.)

25 В журнале комиссии ошибочно названа цифра в 12 млн. ф. ст., Комиссия ошибочно считала, что помимо уже отпущенных 6 млн. Англия отпустит еще такую же сумму. (стр. 292.)

26 ЦГВИА, ф. 369, оп. 17, д. 3, лл. 230—231. Перевод ноты от 20 сентября 1916 г., врученной японскому послу Мотоно. (стр. 292.)

27 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, д. 18. Телеграмма Гермониуса от 14(15) октября 1915 г. (стр. 292.)

28 Там же, ф. 560, 1917 г., д. 1405, лл. 41—47. Объяснительная записка к проекту нового договора. (стр. 293.)

29 Так, в докладе ген. Михельсона о годичной деятельности Комиссии указывалось, что за время с 1 октября 1915 г. по 1 октября 1916 г. выдано валюты на 302 млн. руб. по «отдельным, заранее не заявленным требованиям», и на 123 млн. руб. на заказы, «данные помимо валютной комиссии» (ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, 1917 г., д. 169, лл. 41—46). (стр. 293.)

30 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, 1915 г., д. 18, л. 53. Адмирал Русин осенью 1915 г. возглавлял ocoбую комиссию для размещения заказов в Англии и Франции. О его поездке см. мою публикацию в «Историческом архиве», т. IV. М.—Л., 1949, стр. 351—387. Отчет адм. Русина представляет ценный документ по истории экономических связей России с Англией в годы первой мировой войны. (стр. 294.)

31 Там же, л. 34. Телеграмма от 18 ноября 1915 г., посланная Михельсоном в Лондон. (стр. 294.)

32 Талоны валютной комиссии на выделенную валюту направлялись в Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов, которая их реализовала. Однако это было сложным делом, так как приказ кредитной канцелярии об оплате заказа, например, в США проходил в Англии и США через пять инстанций. (стр. 294.)

33 ЦГИАЛ, ф. 1524, оп. 1, 1915 г., д. 18, л. 36. (Курсив наш. — А. С.). (стр. 294.)