ВОЖАТЫЙ, №1, 1924 год. Всесоюзное совещание и очередные задачи комдетдвижения СССР.

"Вожатый", №1, июнь 1924 год, стр. 6-9

Всесоюзное совещание и очередные задачи комдетдвижения СССР.

С 16 по 19 апреля с. г. в Москве состоялось первое всесоюзное совещание по комдетдвижению, которое в начале ЦК предполагал созвать 10-го мая, но благодаря стечению многих обстоятельств вынужден был провести в ранее назначенный срок. Основной задачей совещания являлось:

1. Подвести итоги деткомдвижения по СССР.

2. Выдвинуть ряд основных вопросов перед VI всесоюзным съездом РКСМ.

3. Наметить очередные задачи нашей работы.

В виду некоторой внезапности этого совещания и недостаточной его подготовленности (подготовка шла к 10-му мая), совещание не смогло проработать детально все вопросы, которые будут стоять перед VI съездом Союза. Однако, оно разрешило ряд принципиальных вопросов и обсудило чрезвычайно подробно очередные задачи, выдвинутые ЦБ ДКГ перед комдетдвижением СССР. На совещании присутствовали: т т. (31 ч.) Ларина Зак (Самара), Манукьян (Заккрайбюро), Мдивани (Грузия), Пинхасик (Сиббюро), Колокольникова (Уралбюро), Шварцман (Полтава), Дьяковская (Украина), Сорокин (Ленинград), Рубина (Сев. Зап. Бюро), Федорова (Ново-Николаевск), Гринберг ( Ростов-Нахичевань), Кранцберг (Юго. Вост. Бюро), Черня (Тула), Авдуигаров (Киргизия), Марголин (Гомель), Бирбрайер, Кайдалов, Попов В. и председатели Райбюро Ю.П. (Москва), Федоров (Тамбов), Васютин, Зорин, Волков, Рогов, Руднев, Тарханов (ЦК РКСМ), Ривес, Крупенина, Котенко (методическая коллегия ЦБ), Млынник (зав. Отделом единой школы Наркомпроса), Стрелецкая (Отдел беспризорности Главсоцвоса).

В порядке дня стояли и были разрешены следующие вопросы:

1. Информация о состоянии комдетдвижнния СССР и о работе ЦБ ЮП (тов. (Васютин).

2. Информация о состоянии движения на местах (доклады делегатов).

3. Очередные задачи комдетдвижения СССР (т. Тарханов).

4. Организационный вопрос (вводное слово т. Волкова, краткие сообщения с мест и обмен мнений по затронутым вопросам).

5. Общественно-политическое воспитание (Волков).

6. Летняя работа и лагерь (т.Зорин).

7. Пионеры и борьба с детской беспризорностью (т. Волков).

8. Разное.

а) пионерская печать.

б) об этапах работы.

в) о вопросах деткомдвижения на VI съезде РКСМ и на губернских съездах.

Поставленный ранее вопрос о физическом воспитании был снят за недостатком времени. Как выявилось из докладов с мест и из доклада ЦБ ДКГ о состоянии деткомдвижения по СССР, общая оценка деткомдвижения, намеченная ЦБ ЮП ЦК РКСМ, оказалась правильной 1).

Далее работа совещания пошла по следующим направлениям:

А) В результате оживленных прений по оргвопросу совещание признало оргструктуру, формулированную оргположением (звено, отряд, бюро) ЦК, в основном правильной, но требующей некоторых дополнений в связи с ростом самого движения и активностью старших ребят.

Эти дополнения, выдвинутые совещанием перед ЦК и VI съездом, следующие:

1. Необходимо объединение активных ребят в районном или городском масштабе для участия в руководящей работе.

2. Это объединение может быть постоянным (советы вожатых района с президиумом во главе) или периодическим (инструктивные совещания, созываемые Бюро).

3. В руководящие органы детдвижения могут быть введены активные ребята, выборные и утвержденные комитетами РКСМ 2).

4. Возраст должен быть повышен до 16 лет и с развитием детдвижения должен охватить младших ребят, создав младшую ветвь детдвижения.

5. Законы и обычаи должны быть переработаны в смысле большого пропитывания их ленинским духом и приближения к пониманию масс ребят.

Б) По вопросу о содержании работы было достигнуто полное единомыслие. Содержание работы было определено следующим образом:

1. Главенствующим элементом всей воспитательной работы является общественно-политическое воспитание, которое подчиняет себе все остальные элементы и включает в себя в широком значении этого слова все эти элементы.

2. Вторым элементом является трудовое воспитание.

3. Третьим элементом является физическое воспитание, и

4. Четвертым элементом является культурно-образовательная работа, теснейшим образом связанная с политико-просветительной работой и определенная в своем направлении ею.

5. Все эти элементы работы должны быть прочно увязаны и подчинены общим задачам коммунистического воспитания.

Летняя работа, общее направление и элементы которой были даны еще апрельским циркулярным письмом ЦК, совещанием была признана правильной и дополнена рядом практических предложений о массовой работе в городе, о работе в деревне и о внутренней и образовательной работе в лагере.

В) В очередных задачах детдвижения, намеченных ЦБ, были выдвинуты следующие основные вопросы, которые и были решены в положительном смысле.

1. Рост движения (движение должно расти, должно быть более массовым, чем Комсомол, в ближайшее время должно охватить основные кадры рабочей детворы, искусственно задерживать рост нельзя).

Повышение общественно-политической активности пионеров (больше самостоятельности, общественной работы, активность в семье, во дворе, в школе, самостоятельные детские общественно-полезные кампании, связь со всей фабрикой, ее организациями).

3. Детдвижение и детучреждения Соцвоса (детское движение призвано построить новую школу, а не поддерживать старую. Эта новая школа, школа дозаводского труда и пионер-коммуна, выросшая из детского дома с пионер-отрядом; деткомдвижение есть новая форма организации воспитания и зародыш будущей системы комвоспитания; через школьные форпосты должны быть укреплены позиции пионеров и в благоприятных условиях должна начаться перестройка школы).

4. Детдвижение и Комсомол (детдвижение есть резерв Комсомола и через него Комсомол будет втягивать все новые кадры подрастающей рабочей молодежи; отсюда — возраст пионеров должен быть повышен, и в ячейках РКСМ должна быть найдена работа для пионеров-комсомольцев. Связь отрядов с ячейками РКСМ и всего детдвижения с Комсомолом всемерно усилена).

5. Привлечение ребят к руководящей работе (для воспитания кадра будущих руководителей из самих ребят нужно дать руководящую работу ребятам, вовлекая их в сущности в существующие бюро и создавая объединения в районном городском масштабе. Бояться этого выдвижения нечего, нужно реально обеспечить живую конкретную работу для выдвинутых).

6. Работа в деревне (нужно начать не в массовом масштабе работу в деревне. Основная база — дети батраков, беднейших крестьян, затем середняков, объединение вокруг совхозов, изб-читален, детдомов, школ. Работать там, где сильны ячейки РКСМ. В размахе итти осторожно. Связывать крестьянских и рабочих ребят, учитывать наличие руководительских сил).

7. Национальная работа (больше внимания в работе нацмен, усиление интернациональных моментов в работе, учет национально-бытовых условий, подготовка руководителей из нацмен)

8. Работа с младшими (изучение имеющегося опыта, постепенное расширение работы, организация младших групп только при крепких отрядах).

9. Полное единство детдвижения (решительная ликвидация отдельных уклонов).

10. Укрепление руководящего кадра (комсомольцы-партийцы — члены комитетов во главе, комсомольцы-производственники в отрядах).

Особым вопросом стояла борьба с беспризорностью, по которому было единогласно признано, что эта работа должна занять одно из главных мест в работе на летний период, и внимание пионеров должно быть направлено в эту сторону.

Наконец, был обсужден и принят план издательства "Молодая Гвардия" по вопросам детской литературы, приняты практические предложения об укреплении и широком распространении журнала "Пионер" и выдвинут вопрос об издании специального руководящего органа для работников детских групп. Далее был обсужден вопрос о постановке вопросов комдетдвижения на 6-м съезде РКСМ и на губернских съездах Союза. Совещание вынесло решение просить ЦК обязать все организации поставить и обсудить на губсъездах РКСМ вопросы детдвижения в плоскости итогов и очередных задач — и утвердило порядок работы секции на 6-м съезде союза, предложенный ЦК.

Наконец, совещание обсудило поднятый отдельными делегатами вопрос об этапах работы и, признав правильным принципы построения этапов (практическая работа на фоне общественно-политических событий, в связи с природной обстановкой), отвергло предложение некоторых товарищей деления работы на четыре этапа. Однако, в виду незначительного большинства в этом решении — вопрос был передан на окончательное решение ЦК.

Совещание прошло дружно и выявило единство по основным вопросам деткомдвижения. Только по одному принципиальному вопросу выявились две несовместимые точки зрения: это о базе детдвижения. Украинские товарищи настаивали на организации отрядов при массовой школе, все же остальные делегаты продолжали стоять на позиции фабричных отрядов, имеющих свои форпосты и в массовой школе. Все материалы совещания после их обработки будут разосланы для обсуждения на губсъездах и 6-м всесоюзном съезде РКСМ. Тезисы об очередных задачах деткомдвижения будут разосланы в ближайшее время.

(Из письма ЦК РКСМ).

1) Об этом мы здесь не говорим, т. к. этот вопрос подробно освещен в статье "Первые итоги комдетдвижения СССР". (стр. 7.)

2) Эти пункты не получили большинства (8 голосов против 8), но были переданы на решение ЦК. (стр. 7.)