ВОЖАТЫЙ, №1, 1924 год. Почему детдвижением руководит Комсомол.

"Вожатый", №1, июнь 1924 год, стр. 10-11

Почему детдвижением руководит Комсомол. 1)

Коммунистические детские группы подчинены ведению коммунистической юношеской организации. Коммунистическое юношество прежде других поняло задачу детского воспитания во всем ее объеме и взяло его в свои руки, следовательно, — имеет право приоритета. Это, конечно, ничего еще не говорит относительно соответствия юношеской организации взятой на себя задаче с педагогической точки зрения. В самом деле, не только взрослые товарищи, но кое-где даже дети приходили с жалобами, смысл которых сводится к тому, что молодежь очень мало пригодна к роли руководителей и помощников. Мы уже касались некоторых причин. Молодые товарищи еще сами знают очень мало, но разве взрослые пролетарии знают много больше? Молодые товарищи еще сами ищут и учатся, но какой бы пролетарский воспитатель не делал этого? Молодежь часто не вполне устойчива в нравственно-сексуальном отношении, но устойчивость старших в большинстве случаев только мещанская нравственность и отсталость. Единственное возражение, которое кажется заслуживающим внимания, заключается в том, что молодежь еще переживает кризисы духовного и телесного роста и поэтому обычно не обладает выдержкой, спокойствием, уравновешенностью, необходимыми для успешного воспитания. Однако, в данном случае речь идет чаще всего об определенной возрастной группе внутри юношеской организации, именно о возрастной группе между 17 и 20 годами. В этой возрастной группе эротические и духовные кризисы, а, следовательно, неуравновешенность и колебания молодости сильнее всего. Если штаб помощников состоит почти исключительно из молодежи этого возраста, может случиться, что в прекрасное воскресенье детская группа окажется без руководителя и помощника, потому что как раз наиболее ревностные помощники отправились на прогулку в экскурсию, или потому, что у группового руководителя имеется любовное дело. Эта опасность тем меньше, чем лучше дисциплина и рабочая традиция в самой юношеской организации — и чем больше мы переходим к привлечению руководителей в возрасте свыше 20 лет, а помощников — из старших детей и школьников в первые годы после окончания школы (факт, на который прежде всего было указано в Суле).

Защитники системы юных помощников правильно указывают против притязаний старших на факт, что в современных условиях только юный пролетарий обладает достаточной эластичностью, жизнерадостностью, духовной и телесной подвижностью для надлежащего отношения к живой детской природе; только он может быть одновременно учителем, руководителем, другом и товарищем детей.

Юношество самым радикальным образом порвало с мещанским отношением к морали и школе, а вместе с тем и — с привычками "ухода за детьми". Оно поняло боевой характер пролетарских детских групп и создало не социалистические или коммунистические воскресные школы, а детское активное движение. Сами дети чувствуют себя в обществе молодежи свободнее, держатся непринужденнее, быстрее эмансипируются, чем при старших, которые лишь с трудом и в исключительных случаях освобождаются от привычных методов опеки и авторитативного обращения.

Таким образом, у нас нет никакого основания отказываться от нашей практики. Большинство наших молодых товаришей, а также значительное количество взрослых помощников оказались вполне дельными, дельными в смысле постепенного овладения своими заданиями и все лучшего выполнения своих обязанностей. Доводы, приводимые в пользу предоставления руководства юношеской организации, кажутся нам неопровержимыми: разрыв с опекой над детьми, подвижность и молодость настроения, близкие отношения с детьми, активность детей. Взрослый пролетариат в своей массе, благодаря механизирующему влиянию системы труда, слишком загрубел и закостенел, очень мало подготовлен в педологическом отношении, чтобы взять на себя задачу. Партия не может наряду с великими политическими и экономическими боевыми задачами уделять достаточно времени и сил воспитательным задачам. Вовсе не случайность, что почти во всех странах партия относится к детским группам сначала равнодушно, затем с недоверием, иногда даже отрицательно. Лишь отдельные взрослые товарищи, обладающие соответственной одаренностью, вполне схватывают дух и характер детского революционного воспитания.

Практически все это обозначает, что сотрудничество взрослых товарищей очень желательно, но что главное руководство необходимо предоставить юношеству.

Случайные расхождения в местных организациях между юношами-товарищами и партийными товарищами не должны ни в каком случае обнаруживаться перед детьми к их ущербу. Во всех подобных случаях нужно серьезно искать соглашения, памятуя, что не руководитель и помощник, но пролетарский ребенок является главным лицом в детской группе...

...Таким образом, воспитателями в наших коммунистических детских группах являются простые пролетарии к тому же еще молодые, сами еще переживающие болезнь телесного и духовного роста. Они выходят из тех же социальных и духовных глубин, как и дети рабочих, они еще сами борются за самостоятельное миросозерцание, они не только лишены педагогической подготовки, но они часто вообще не имеют какого-нибудь "порядочного" воспитания и школьного образования. Вот с этими юными пролетариями мы надеемся одолеть всю буржуазную педагогику и предпринять борьбу за трудовую и общественную школу в самой школе.

Мы проявляем неслыханную смелость, какою обладает только класс, стремящийся к высшим целям, только пролетариат, только партия, идущая во главе этого класса и знающая не только цель, но и путь.

Можно понять возмущение всякого приличного буржуазного школьного деятеля, когда он слышит, что мы "отдаем" "бедных, ничего не подозревающих" детей зеленым, неопытным юношам или полувзрослым фабричным девушкам — вместо того, чтобы вручить их его заботливому и "педологически" вышколенному попечению. Однако, у нас имеются хорошие основания не делать так. И мы по опыту знаем, что, несмотря на все свои недостатки, наши юные пролетарские педагоги не только справляются со своим делом, но оправдывают те ожидания, которые на них возлагались.

Эдвин Гернле.


1) Из книги Эдвин Гернле "Детское коммунистическое движение". (стр. 10.)