ВОЖАТЫЙ, №1, 1924 год. Пионерработа и летняя школа.

"Вожатый", №1, июнь 1924 год, стр. 19-20

Пионерработа и летняя школа.

Наркомпросом на места разослан циркуляр о проведении в текущем 24-м году, с 15 мая по 1-ое июля, так называемой летней школы. Сущность ее заключается в том, что образовательная школьная работа переносится из душных комнат на свежий воздух, а в основу ее кладется изучение природы и труда с практической работой на огородах, экскурсиями, сбором коллекции и т. п.

Это начинание Наркомпроса нельзя не приветствовать, ибо оно вырывает детей из замкнутых стен школы и порывает со старой традицией сухой учебы.

Не вдаваясь в подробное обсуждение этого плана летней школы, хотя в нем есть не мало моментов, требующих значительной критики 1), мы перейдем к вопросу о том, как же с этой программой летней школы увязать летнюю работу пионеров, ибо это вопрос жизненный и проходить мимо него совершенно нельзя.

Многие Бюро деткомгрупп по губерниям взяли курс безразличного к этой летней школе отношения, а для уничтожения параллелизма в работе добиваются того, чтобы всех без исключения пионеров от этой школы освободили. Этот курс неправилен. Пионерская организация пролетарских ребят и не должна от этих ребят отделяться и уходить. Наоборот, где только возможно, пионеры должны быть вместе с ребятами. Вместо безразличного отношения должно быть активное участие в организации и проведении летней школы. Пионеры должны стать во главе проведения летней школы.

Каким же образом это провести практически?

1. Районные и уездные Бюро ЮП прежде всего должны обратить внимание на усиление работы в этот период пионерских форпостов в школе Там, где форпостов еще нет, а пионеры (не менее пяти человек) имеются, этот форпост необходимо организовать обязательно и всю остальную работу вести через форпост. Для усиления работы форпоста к нему должен быть прикреплен один из вожаков отрядов.

2. План работы летней школы разобрать и согласовать с Соцвосом сначала в губ. и уезд. Бюро ЮП, а затем и на форпостах, проведя по обсуждении на общих собраниях учеников, и внести туда свои добавления и изменения (гл. образом в сторону не изучения, а участия ребят и в труде, и в общественно-политической работе).

3. Далее следует составить конкретный план общественно-политической работы на это время:

а) Разработать план участия учеников в подготовке к международной детской неделе. Это участие может выразиться в агитационной работе, проведении бесед и устройстве пионерских уголков в школе, посылке западным детям писем, сбора пожертвований дет. коммунистическим группам и т. п.

Таким же образом нужно проводить и все остальные кампании этого периода.

б) Связь с пионерской организацией может выразиться в посещении, изучении жизни и работе последней как в городе, так и в лагерях, устройстве игр, спортивных и других праздников, совместных экскурсий, помощи пионерам по борьбе с беспризорными и другой конкретной работе и т. п.

в) Связь с Комсомолом, профсоюзами, госорганами также должна быть установлена на практической работе. Необходимо заранее договориться о формах этой связи. Школа должна помочь Комсомолу в проводимых кампаниях, Губздраву нужно помочь, собирая лекарственные растения, комхозу в работе по очистке и наблюдению за садами и скверами, горсоветам в разного рода обследованиях и т. п.

г) Особенное внимание летом надо обратить на связь с деревней, причем и здесь должно быть не столько изучение самой деревни, но помощь ей, например: работа на общественных и красноармейских полях и лугах, работа в совхозах, агропропаганда там, починка изгородей и дорог, работа с детьми, устройство спектаклей, вечеров и т. д.

д) Связь с жизнью городских предприятий, красноармейских частей и т. д. посредством участия в их жизни, помощи им и их изучения.

Пионерский форпост должен всех детей втянуть в общественно-политическую жизнь и работу.

4. Громадное поле деятельности лежит перед пионер-форпостом в области налаживания внутренней жизни учеников школы. Пионерский форпост должен добиться большинства в учкоме и взять под свое руководство работу разных комиссий и кружков, в проведении игр и физического развития пионеры должны стать инициаторами и руководителями. Здесь пионерская организованность и преимущества ее перед неорганизованными ребятами должны вылиться особенно ярко.

Само собой понятно, что во всей остальной работе (намечение плана чисто учебной работы, трудовая работа, на огороде и т. п.) пионер-форпост должен принимать активное участие. При проведении этой работы необходимо помнить, что отрываться от работы отряда пионеры не должны. Должна быть полная договоренность между школой и пионер-отрядами о часах занятий. Как при зимней школе, так и при летней систематические занятия пионер-отрядов не должны срываться. Некоторая неувязка в работе обеих организаций здесь, конечно, есть и будет, но по возможности эта неувязка должна сглаживаться.

Активное участие пионеров в школе не исключает, конечно, тех случаев, когда пионеры должны освобождаться от занятий в школе. Само собой понятно, что, например, пионеры, отправляющиеся на дачу или в труд. лагерь, должны от школьных занятий освобождаться, так могут освобождаться на определенный день или дни те или иные пионеры, без которых не может быть проведена какая-либо пионер-работа. Но это как исключение. Как правило, пионеры от летней школы отходить не должны.

Часть работ летней школы, как-то экскурсии — пионер-отряды должны использовать для себя, присоединяясь к этим экскурсиям целым отрядом.

В заключение необходимо указать, что проведение летней школы в том виде, в каком мы ее понимаем, даст возможность укрепить влияние пионерских форпостов в школе, поставит их перед остальными ребятами и педагогами, как активно-политическое ядро, и даст возможность с осени начать более глубокую и серьезную работу по переустройству всей внутренней жизни школы, действуя уже на твердой почве завоеванных летом позиций.

М. З.


Задача буржуазного преподавания заключается в том, чтобы навязать пролетарскому ребенку идеологию, противоречащую его классовым интересам и его ежедневному опыту, тогда как пролетарский учитель помогает ребенку собрать, восполнить и формулировать его собственный опыт.

Эдвин Гернле.


1) К этому вопросу мы еще вернемся в следующих номерах журнала. (стр. 19.)