ВОКРУГ СВЕТА, №14, 1928 год. ПРОМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКА БРОНЗОВОГО ВЕКА

"Вокруг Света", №14, апрель 1928 год, стр. 22.

ПРОМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКА БРОНЗОВОГО ВЕКА

(ПО СДЕЛАННЫМ ИМ САМИМ РИСУНКАМ)

Едва ли не наиболее любопытным из памятников в древности явдяются рисунки, сделанные древним чедовеком о самом себе.

В Карелии в трех местах 1) существуют в общей сложности около 400 изображений, которые дают представление о жизни художника бронзового века. (Давность наших изображений определяется свыше 1.700 лет до нашей эры).

Выбранные нами три сцены ясно говорят, чем существовал человек за 4.000 лeт до нас.

Как видим, это — изображение охоты. Впереди бежит лось с типично нависшей верхней губой, за ним (повидимому) собака, а позади охотник. Над ними топор (можно полагать камень, прикрепленный деревянным обручем к топорищу). Сцена передана с интереснейшим примитивным реализмом: высокого зверя охотник изобразил в профиль, собаку он постоянно видел, конечно, сверху вниз и поэтому он ее рисует как бы распластанной; для изображения охотника он употребляет другой способ — удлиняя туловище и укорачивая ноги, показывает этим в en face бегущего охотника.

Охотой за лосем заняты и те народы, которые перешли уже в oceдлoe состояние (земледельческое). Вот, например, как мне приходилось охотиться у зырян Удорского края на лося. Весной, когда днем снег начинает таять, а ночью подмерзает, получается т. наз. «наст». Охотники на лыжах катятся по оледеневшему покрову снега как на коньках по льду. Заметив заранее след лося, который проваливается своими копытами в снег (он весит пудов 15—30) охотники стараются настигнуть его. Тысячелетний опыт ввел в обиход обычай бежать гуськом. Когда устанет передний охотник (иногда ведь приходится прокладывать «лыжник» по мягкому снегу), он отбегает в сторону и, пропустив весь ряд охотников, бежит, отдыхая, по протоптанному снегу. Кстати сказать, это в обычае и у волков и даже у всех перелетных птичьих стай. Часа через 2—4 (смотря по глубине снега) лось устает от постоянного проваливания в снег, обдирает до крови ноги. Через полчаса или через час от начала кровотека лось останавливается в полном бессилии.

Другая сцена дает нам факт морского промысла: на лодке три человека убивают гарпуном морскую рыбу.

В додке три человека: самый крайний из них стоит и держит в руке, повидимому, факел; охота ночью «лучением» удобнее. Вода затихает, рыба сонливее. Вот почему можно думать, что предмет в руке это зажженное смолье. Второй человек в лодке сидит, повидимому он тихо гребет. Третий стоя, двумя руками мечет гарпун на веревке (может быть вернее на ремне из лосиной шкуры). Он попал, как видим на рисунке, в хвост своей добычи.

Интересный вопрос, что за колоссальная рыба изображена первобытным художником. Как известно, вдоль берегов Мурмана редко, но попадается кит; специалисты говорят, что теплое течение Гольфштрема заносит китов, гоняющихся за мелкими рыбами. Очень редко, но киты случайно попадают и в Белое море. Изображение найдено в 7-ми верстах от Белого моря в устье реки Выг. Местные жители, поэтому, могли выехать в Белое море и там встретиться с китом.

Третий рисунок изображает уток, окруженных каменьями.

Можно думать, что здесь изображены так называемые «линяки», т.-е. несчастные селезни, потерявшие, вместе с красочным оперением брачного периода, также маховые перья из крыльев. В этот период их бьют палками, камнями, словом чем попало, потому что «линяки» все равно лететь не могут. Этим делом жители Карелии как свидетельствуют исторические данные, занимаются с давних пор.

Таким образом мы имеем благодаря этим трем рисункам факты трех смен промысла за четыре десятка лет: охота на лося (и оленя), ловля на море и охота на дичь.

А. Линевский.


1) В тексте заметки напечатано: "В Карелии в трех верстах существуют в общей сложности...", что, очевидно, является опечаткой. (прим. составителя) (стр. 22.)