ЗА РУЛЕМ, №5, 1929 год. АВТОСАНИ

"За рулем", №5, март 1929 год, стр. 14-15

Автосани системы инж. Кузина на испытании. Русс-фото

АВТОСАНИ

В ЧИСЛЕ конструкций зимнего моторного транспорта, кроме аэросаней, у нас сконструированы автосани. Работа их основана на принципе непосредственного сцепления движущего механизма со снежной почвой.

Изучив ряд соответствующих опытов Запада и Америки, научный автомоторный институт (НАМИ) сконструировал своеобразный тип автосаней по системе инж. А. С. Кузина. Аэросани 1) представляют собой легкий четырехместный деревянный корпус, в задней части которого находятся моторная и трансмиссионная группы. Они приводят в движение систему двух гусениц, расположенных по бокам кузова автосаней.

Передняя часть саней посредством консольных рессор опирается на качающуюся переднюю ось, снабженную двумя лыжами для управления.

Резиновые гусеницы монтированы на легких пневматиках.

Мотор автосаней в 20 л. с., двухцилиндровый, воздушного охлаждения, системы НАМИ, с литражем 1,12, Мотор этот имеет общий картер с сцеплением и коробкой скоростей, благодаря чему он чрезвычайно компактен и легок. К общему картеру приболтен и картер диференциала, который служит задней опорой кузова; на концах его монтированы качающиеся формы гусениц.

Внешние концы полуосей диференциала с помощью легкой автомобильной цепи передают вращающие усилия от полуосей к задним ведущим колесам.

Между несущими колесами гусеницы монтированы бегунки, подвешенные к трубе диференциала с помощью рессор.

Заклинение ребра ленты между пневматиками надежно воспринимает крутящий момент мотора даже при мокром снеге.

Для натяжки лент и регулировки цепи колеса гусеничной фермы имеют возможность долевого перемещения, с этой целью корпуса подшипников колес зажаты между гайками, навернутыми на концы гусеничной фермы; перемещая эти гайки вдоль концов фермы, мы тем самым производим натяжку лент или цепи.

Произведенные испытания автосаней показали хорошую проходимость их по рыхлой целине. Автосани при моторе в 20 л. с. (тормозных) свободно идут с 5 пассажирами со скоростью до 35 км в час на прямой передаче по рыхлому снегу. Автосани имеют три скорости вперед и одну назад, что позволяет легко маневрировать в узких местах. Поворотливость их не меньшая, чем автомобиля с таким же габоритом.

Особо крутые повороты можно производить, притормаживая одну из гусениц, имеющих самостоятельные (тормозные) педали.

Для езды на рыхлой целине внешняя поверхность несущих гусениц имеет резиновый протектор, необходимый для получения большего сцепления с рыхлой снежной поверхностью.

Как показали опыты, для свободного передвижения по рыхлому снегу необходимо, чтобы нагрузка на один кв. см гусеницы не превышала бы 0,06—0,065 кг.

Все эти условия нагрузок выполнены в конструкции автосаней.

Общий вес автосаней с 3 пассажирами и запасом бензина — 720 кг, пустые сани весят 480 кг.

Небольшой вес автосаней позволяет в случаях нужды перетаскивать их через неудобопреодолимые препятствия даже на руках, что особенно важно для военных условий.

Область применения автосаней чрезвычайно обширна. Расход горючего не велик: на 100 км пути по снежному грунту нужно от 12 до 18 кг в зависимости от состояния дороги.

Стоимость автосаней при серийном производстве не должна превышать 3-3½ тысяч рублей в наших условиях.

При испытании автосаней в НАМИ был произведен опыт замены передних лыж легкими пневматиками; автосани получили возможность передвигаться во время весеннего и осеннего бездорожья по топкой грязи и болотистой местности, где ни на каком экипаже или автомобиле проехать нельзя.

Широкие передние пневматики и легкая нагрузка гусениц не позволяли автосаням увязать в топком грунте, и они оставляли за собой еле заметный вдавленный след.

Таким образом, основная задача конструкции автосаней разрешена и остается только доработать детали конструкции и, самое главное, организовать их серийное производство для получения дешевых и доброкачественных агрегатов.

Инж. Кузин

АЭРОСАНИ — ВПЕРЕД!

Письмо из Ленинграда

АЭРОСАННОЕ строительство — дело молодое. История его исчисляется небольшим количеством лет. Естественно, что за такой короткий срок производство аэросаней не могло еще получить у нас массового характера. Да к тому же надо иметь в виду, что мы являемся в этой области новаторами и никакая "выучка" у Запада нам помочь здесь не может. Тем более ценен всякий почин, малейшая инициатива, проявляемая в аэросанном строительстве как индивидуально, так и коллективно.

Организованный недавно Ленинградским Автодором аэросанный пробег замечателен тем, что участие в нем принимали сани, построенные исключительно силами и средствами отдельных товарищей или групп, входящих в Автодор. В пробеге участвовали сани летчика Иванова, пионера, застрельщика аэросанного дела в Ленинграде (с 1925 года им сконструировано и построено 9 саней); сани тов. Коробкова (сконструировавшего трое саней); сани Технологического Института, сконструированные коллективом Автодора и др.

Маршрут, по которому был совершен пробег изобиловал рытвинами, ухабами, сугробами. Все же сани блестяще сдали испытание. Все они прибыли к финишу без аварий. Задание 37 км средней скорости в час — было выполнено со значительным превышением, несмотря на частые остановки в пути.

Пробег показал, что постройка "механических саней" вполне под силу большим и крепким коллективам Автодора.

Самое существенное для производства аэросаней это моторы. В большинстве на санях устанавливаются авиационные двигатели старой конструкции, которые не могут быть утилизированы для других целей. Такие моторы нетрудно заполучить.

Коллективы Автодора должны заразиться примером Ленинграда и приняться энергично за аэросанное строительство с тем, чтобы помочь борьбе со снежным бездорожьем.

Население уже оценивает значение снегоходов в условиях наших дорог. Об этом свидетельствуют приветственные возгласы, которыми ленинградцы и окрестные крестьяне встречали и провожали участников пробега.

Арк. Млодик

Старт Ленинградского пробега. Фото С. Магазинера

1) Так в тексте. (прим. составителя). (стр. 14.)