ЗА РУЛЕМ, №6, 1929 год. ПРОСТЕЙШИЕ МАШИНЫ на ПРОСТЕЙШИХ ДОРОГАХ

"За рулем", №6, март 1929 год, стр. 2-4

Вместе с весной на село приходит распутица... Фото Диамента (Киев)

Инж. Д. ЯРОШЕВ

ПРОСТЕЙШИЕ МАШИНЫ на ПРОСТЕЙШИХ ДОРОГАХ

НА ДОРОЖНЫХ работах весьма широкое применение имеют обыкновенные сельскохозяйственные орудия — плуги и бороны.

Однолемешные плуги употребляются одноконные и парные; но так как вспашка при дорожных работах требуется глубокая (до 20 см), то парные предпочтительнее одноконных. Существуют и специальные дорожные плуги (16 кг весом), работающие шестью лошадьми или трактором Фордзон.

Вспашка при дорожных работах имеет целью, во-первых, разрыхление грунта, являющееся основным моментом при устройстве новых и ремонте старых дорог, проходящих по отвердевшим грунтам; во-вторых, плуг употребляется при снятии дерна с полотна дороги. что необходимо в глинистом грунте, так как глинистый дерн в дальнейшем не поддается укатке (плуг устанавливается на глубину до 8 см); в третьих, плугом достигается первоначальное смешение основного грунта с добавочным при устройстве песчано-глинистых дорог, при чем добавляемый грунт рассыпается слоем одинаковой толщины по полотну дороги и запахивается с целиной на нужную глубину; в четвертых, плугом намечается средина дорожных лотков и канав и по его борозде проходит затем несколько раз канавокопатель.

Как общее правило, пахать нужно влажный грунт. Лучшее время для машинно-дорожных работ — весна. Летом нужно стараться использовать время после дождя, чтобы производительность вспашки была достаточная.

Особый плуг. называемый рутером или корнерезом, употребляется для удаления корней кустарника и вырубленного мелколесья, а также для разрыхления каменистых грунтов.

Бороны употребляются всех тех видов и типов, какие применяются в сельском хозяйстве, начиная с простых деревянных или железных с прямыми зубьями или с зубьями в виде лапок, и кончая дисковыми (системы Рондаля), пружинными и звездчатыми (системы Ганкмо), имеющими вместо сплошных дисков диски с вырезами.

Бороны, с соответствующей нагрузкой, употребляются в дорожных работах при разрыхлении вспаханного плугами грунта, при разрыхлении дерна на легких грунтах и для смешения грунтов при устройстве песчано-глинистых дорог.

Количество рабочей силы при работе боронами зависит от системы бороны и от ее нагрузки, т.-е. от глубины боронования. Обычная крестьянская борона с деревянными или железными прямыми зубьями легко идет за одной лошадью, но та же борона с грузом в 30—40 кг требует уже пары лошадей.

Дисковые и звездчатые бороны имеют различное количество дисков и ножей, от которых зависит производительность их работы и количество потребной для них тяговой силы. Борона в 8 дисков работает парой лошадей, в 12 дисков — 3-мя лошадьми и в 16 дисков — 5-ю лошадьми или же трактором Фордзон.

Строго говоря, достаточная степень разрыхленности грунта может быть достигнута любой бороной; поэтому, при отсутствии усовершенствованных орудий этого типа, вполне возможно обходиться обычными земледельческими боронами, которые всегда и везде окажутся под рукой. Но дисковая борона работает быстрее чем простая, 16-дисковая быстрее 8-дисковой. звездчатая борона быстрее дисковой и т. д.

Во всяком случае, при работах на низовой дорожной сети не следует задаваться целью вести эти работы непременно при помощи самых усовершенствованных машин, которых у нас сейчас еще очень мало, и работа которых, иногда, особенно при тракторной тяге, может обойтись во всяком случае дороже, чем работа обычных крестьянских орудий.

Вслед за этими дорожными машинами, которые легко и просто получить всюду из крестьянского инвентаря или из инвентаря совхозов и колхозов, — идут дорожные снаряды; их, без каких либо затруднений, может сделать на месте плотник и кузнец.

К числу таких снарядов относится, прежде всего, конная лопата (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Бесколесная лопата

Конные лопаты употребляются двух видов: бесколесная, работающая одной лошадью, и колесная, требующая пары лошадей. Конные лопаты, как общее правило, непосредственно работают лишь на мягком и легком грунте; если же грунт твердый, то для них требуется предварительное разрыхление грунта плугом и бороной.

Конная лапата представляет собою железный совок, врезающийся в землю силой лошадиной тяги; при отвозе грунта в сторону лопата скользит по земле, а при поднятии ручек, когда край совка упрется в землю, она опрокидывается, опять таки силой тяги, и земля из нее высыпается. Одноконная лопата может выбрать в день (8 час.) и перевезти на расстояние 30 м около 20 куб. м земли. Работа пароконной лопаты гораздо производительнее.

Рис. 2. Колесная конная лопата

Деревянный канавокопатель (рис. 3) представляет собою две поставленные на ребро доски, образующие острый угол; размеры досок показаны на рисунке. Короткая доска, играющая роль отвала, понизу обшита полосовым железом толщиною в 6 мм, при чем край железной полосы на 10 мм спущен ниже ребра доски.

Канавокопатель работает парой лошадей, управляемых человеком, стоящим на его площадке; сначала проводится плугом направляющая борозда (посредине будущей канавы); по этой борозде, в зависимости от желаемой глубины лотка или канавы, проходит несколько раз канавокопатель таким образом, что длинная его доска прижимается к срезу борозды, а короткая отваливает в сторону грунт, срезаемый острием носа снаряда.

Перемещением своего веса взад и вперед по площадке, рабочий может пускать нос канавокопателя на большую или меньшую глубину и тем регулировать его работу. Работа канавокопателем требует известного навыка и сноровки.

Рис. 3. Деревянный канавокопатель

Кроме этого деревянного канавокопателя, имеются также железные, работающие трактором и дающие возможность рыть канавы с дном шириною в ½ м.

Деревянный дорожный утюг. Назначение дорожных утюгов — выглаживать разрыхленный или насыпанный грунт и придавать ему первоначальное легкое уплотнение, придавать поперечный профиль дорожному полотну посредством передвижки земли от краев дороги к ее средине и срезать бугры и заравнивать колеи и ямы.

Дорожный утюг является необходимейшей машиной как при постройке дороги, так и при уходе за ней и поэтому он должен находиться в каждом селении, тем более, что стоимость его не превышает 30—40 рублей.

Существует много спосооов устройства дорожного утюга; в крайнем случае он может быть заменен даже просто гладким бревном, передвигаемым по дороге конной тягой под различными углами к ее оси.

Простейший и весьма практичный деревянный утюг (рис. 4) устраивается следующим образом: две доски (или два однорезка) 1) длиною по 2 м и шириной в 25 см устанавливаются параллельно, на расстоянии одного метра одна от другой, и соединяются поперечными связями и верхней площадкой; средняя из досок, образующих площадку, выступает, примерно, на 0,4—0,5 м за край задней вертикальной доски и образует хвост утюга. К нижнему краю передней доски утюга прикрепляется железная полоса.

Такой утюг требует пары лошадей и управляется рабочим, стоящим на его площадке. Хвост утюга, на который рабочий может нажимать ногой и, таким образом, увеличивать или ослаблять силу давления передней доски утюга, дает возможность регулировать работу утюга. Кроме того, регулировка работы утюга достигается его движением по полотну дороги под большим или меньшим углом к ее оси.

Рис. 4. Деревянный утюг

Когда утюг идет косо, он забирает часть земли с края дороги и вдоль передней своей доски продвигает ее на длину этой доски к средине дороги, попутно заравнивая углубления дороги и срезая выпуклости на ней.

При возвращении утюг идет другой стороной дороги и делает тоже самое. Третий и четвертый проходы утюга идут уже не по краям полотна, а ближе к средине, по незахваченному первым проходом месту. Последним проходом утюг выглаживает ту небольшую выпуклость, которая образуется посредине полотна, вследствие перемещения земли с обоих краев дороги по направлению к ее оси. В результате получается выпуклое полотно.

Кроме деревянных, имеются металлические утюги как для конной, так и для тракторной тяги.

На глинистых тяжелых грунтах применяется специальная машина, называемая пленером и работающая исключительно тракторной тягой.

* * *

Эти машины: плуг, борона, канавокопатель, утюг — являются простейшими дорожными машинами, которыми вполне можно ограничиться при отсутствии достаточных средств для производства работ на грунтовых дорогах.

Однако, для проведения более совершенной и законченной механизации этих работ желательно иметь еще несколько машин, о которых мы и скажем здесь несколько слов.

Это, прежде всего, ручная корчевалка для извлечения пней. При сравнительно невысокой цене (в 300—350 руб,), простоте и надежности конструкции и малому весу (она передвигается одним рабочим) машина эта дает значительное удешевление работы по раскорчевке.

Далее надо указать дорожный струг (грейдер), изображенный на рис. 5. Эта машина, заменяющая работу канавокопателя и отчасти утюга и выполняющая ее гораздо лучше и быстрее, имеет множество разновидностей. Наиболее легкий тип ее требует двух сильных лошадей и стоит сравнительно дорого (1.200—1.300 р.).

Рис. 5. Струг прицепной

И наконец — дорожный каток. Обычно, при устройстве грунтовых дорог специальная укатка их катками не производится, вследствие значительной дороговизны этой работы, и уплотнение дорожного полотна происходит лишь под влиянием работы утюгов, естественной осадки, дождей и проезда.

Однако, при таком способе окончательное уплотнение дороги получается не ранее, чем через два сезона, до истечения которых дорога далеко не является улучшенной и в сырую погоду представляет значительные затруднения для езды. И если необходимо закончить уплотнение дороги по возможности скорее, то прибегают к каткам.

Машина эта в обычном виде — цилиндр, весом от 1½ до 2 т и более, с оглоблями для запряжки лошадей, — достаточно известна. Но применение такого простого (круглого) катка для уплотнения грунтовой дороги, как бы не увеличивать постепенно вес катка, почти не достигает цели, так как при такой укатке уплотняется лишь один тонкий верхний слой земли, легко поддающийся размягчению под влиянием дождей.

Поэтому в таких случаях предварительно употребляются ребристые и трамбовочные (с чугунными пальцами) катки, уплотняющее действие которых простирается на значительную глубину, и лишь после неоднократного прохода ребристых и трамбовочных катков полотно дороги окончательно выравнивается простым катком. Процедура эта достаточно длительная, а потому и дорогая.

Инж. Д. Ярошев


1) Однорезком называется половина распиленного вдоль бревна. (стр. 3.)