ЗА РУЛЕМ, №6, 1929 год. ИСПЫТАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ в ЛЕНИНГРАДЕ

"За рулем", №6, март 1929 год, стр. 14-15

Что встретит будущего водителя на улице. (Учебные макеты кабинета ленинградской испытательной комиссии)

Л. ГУЛЕВИЧ

ИСПЫТАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ в ЛЕНИНГРАДЕ 1)

В ЛЕНИНГРАДЕ установка безопасности уличного движения дается специальной инспекцией, которая сосредоточила в своем ведении все вопросы, связанные с организацией и регулированием движения.

В аппарате инспекции работает постоянная испытательная комиссия, пропустившая на 1 января 1929 года 5.020 автомобилистов и 637 мотоциклистов.

Перед испытанием производится медицинское освидетельствование кандидата-водителя, которое складывается из обследований органов зрения, слуха, движения, нервной системы и внутренних органов. Обследования эти производятся в специально выделенных здравотделом амбулаториях.

Испытания будущих водителей заключаются в проверке технических знаний механизмов экипажа, проверке знаний административных правил, регламентирующих движение, и практических навыков по управлению экипажами.

При установлении степени технической грамотности кандидата, комиссия руководствуется твердой программой, охватывающей все вопросы в разрезе теоретического и прикладного усвоения машины с точки зрения ее угрозы публичной безопасности и беспрепятственному движению.

Испытании водителей за границей имеют отчетливую установку: безопасность и только.

Во французских правилах "экзаменационной службы", которые, кстати сказать, наиболее проработаны и комментированы, говорится следующее: "разрешение на управление не имеет другого основания, как защиту публики от неопытных и неспособных вожатых. Экзамен касается знаний, которые вправе требовать от кандидата, чтобы охрана публики была обеспечена. Экзамен не касается знаний, к которым общественная безопасность не имеет отношения. Это — главное замечание. Оно есть и всегда должно быть основой для испытания кандидата".

Такое категорическое подчеркивание во французском уставе смысла экзамена точно определяет об'ем и природу требований.

Ленинградская инспекция также стремится разгрузить испытание от всего лишнего и ненужного практически. А стремления к "запросу" есть, и они непонятны, как и споры некоторых фанатически и кастово настроенных автомобилистов, уверяющих, что водитель только тогда может быть водителем, когда он одновременно и механик. Почему вдруг к русскому водителю (только к русскому!) пред'являются такие требования — совершенно неясно. Может быть владельцу машины и приятно иметь шофера совмещающего в себе и качества хорошего водителя и знания опытного механика, однако, это ни в коем случае не должно стать требованием испытательной комиссии, которая имеет своей задачей не отбор специалистов шоферов-механиков, а лишь определение пригодности водителя с точки зрения общественной безопасности, независимо от профессионального положения испытуемого.

Ленинградская испытательная комиссия работает два раза в месяц, при наплыве же кандидатов собирается еженедельно.

Кабинет комиссии оборудован всеми нужными моделями, автомобильными частями и чертежами-таблицами. Таблицы дают возможность проводить испытания наглядным методом, что особенно важно, когда, например, испытуемый, подчас малограмотный, или плохо владеющий речью, из-за неумения оформить свою мысль, теряется, нервничает и просто плошает, в то время, как таблица сразу и без слов выводит его из затруднения.

Комиссия разбивается на две группы: одна проверяет технические знания, другая усвоение правил движения.

Для проверки знания правил движения комиссия располагает альбомом схематических чертежей, иллюстрирующих различные положения экипажей в уличном движении, а также прекрасными макетами уличных участков с движущимися экипажами.

Таким образом, испытуемый, до проверки за рулем в натуре, разрешая задачи на макете, может показать свои знания правил, которыми регулируется движение. Те же макеты используются инспекцией при преподавании в милицейской школе.

Расходуя на каждого испытуемого 10—15 минут, комиссия пропускает в день 25—30 человек и это является пропускной нормой, установленной инструкцией инспекции.

Выдержавшие испытание по первому и второму звену разбиваются на три разряда:

1 разряд — неограниченное право управления всеми машинами.

2    ""      грузовыми машинами и маломощными легковыми.

3    ""       исключительно маломощными легковыми машинами.

По существу 3 разряд является настолько ограничительным, что он реально приемлем лишь для редких собственников; готовящий себя в профессионалы, получив 3 разряд, остается шофером только де-юре: на бирже имеется значительное перепроизводство шоферов 1 и 2 разрядов.

Последним приемом испытания является проверка практических навыков за рулем.

Это — наиглавнейшая часть испытания. Здесь испытуемый может прибавить или сбросить тот оценочный разряд, который им приобретен в результате кабинетного испытания.

Для техников, производящих практическое испытание, имеется точная инструкция. Как правило, они не участвуют в комиссии: это создает возможность об'ективности и независимого критерия.

Испытание производится на машине испытуемого. В практике техников было несколько рискованных случаев, заставивших поставить вопрос о необходимости страхования их на случай автомобильных аварий.

Практическое испытание мотоциклистов производится фигурной ездой на плацу: задетые или сбитые "болванчики" определяют число баллов. Права мотоциклистов на разряды не разделяются.

Ленинградские права на управление автомобилями принимаются Москвой по принципу взаимности. Биржа берет на шоферский учет лишь тех лиц, которые имеют книжки, выданные инспекцией движения.

В Ленинграде нет ни одного водителя, не имеющего водительской книжки.

За последнее время число испытующихся значительно увеличилось — это идут автодоровцы. Общий уровень их подготовки не вызывает опасений, но все же имеются и такие лица, которые полагают, что достаточно однажды сесть за руль и чуть-чуть подчитать популярное руководство по автомобилизму, чтобы получить разрешение на управление машиной.

Раздаются голоса, правда, робкие, что для автодоровцев не нужно никаких испытаний и что выдавать им следует особые "любительские" права.

Такая аргументация, конечно, не может разделяться органами охраны безопасности движения. Автомобиль, — бесстрашная вещь в рунах опытного водителя, является вредоносной силой при неумелом управлении.

И совершенно понятно, что советское законодательство обязывает владельцев автотранспорта, под угрозой уголовной и гражданской ответственности, принимать все меры для уменьшения риска и предупреждения несчастных случаев.

Автодоровцы — пионеры автомобилизации, неся с собой в транспортную толщу технику и культуру, должны быть и первыми пропагандистами идеи безопасности движения.

Ленинград. Л. Гулевич

Искусственная улица из фанеры для испытания знаний будущего шофера

1) От редакции: Некоторые выводы в статье тов. Гулевича являются дискуссионными. (стр. 14.)