ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. КАКИЕ МОТОЦИКЛЫ НАДО СТРОИТЬ?

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 4

КАКИЕ МОТОЦИКЛЫ НАДО СТРОИТЬ? 1)

ВСЛЕД за постройкой 100-тысячного автомобильного завода можно ожидать постановки вопроса о производстве в СССР мотоциклов.

Чтобы организовать и сформировать в этом направлении общественное мнение при мотоциклетной секции Автодора был создан (в Ленинграде и в Москве) "комитет по мотоциклостроению". Он должен выяснить два основных вопроса: какие именно мотоциклы надо строить в СССР и каковы экономические и технические предпосылки для организации производства (необходимое количество машин, возможная цена их, подготовленность существующих заводов к производству мотоциклов и пр.).

В настоящее время ленинградское отделение комитета, взявшее на себя разработку первого вопроса, закончило свою работу, составив технические условия, которым должен удовлетворять мотоцикл, предполагаемый к постройке внутри страны.

Мы не будем приводить здесь полностью всех технических условий и ограничимся лишь наиболее существенными чертами намеченного типа, по которым можно составить достаточно ясное представление о предполагаемой машине.

Тип и мощность машины. Желая возможно шире охватить разнообразные и подчас противоречивые требования, пред'являемые к мотоциклу потребителями, а также из-за необходимости остановиться вначале только на одном типе машины, комитет высказался за одноцилиндровый мотоцикл дорожного типа с рабочим об'емом цилиндра в 500 см3 при тормозной мощности на валу двигателя в 10 л. с.

Такая машина отвечает требованиям дальних пробегов, она может, как одиночка, удовлетворить запросам военного ведомства и, наконец, в условиях городской езды или не слишком скверной дороги, берет и прицепную коляску. Впоследствии, при развитии производства, может быть легко осуществлен, при помощи удвоения числа цилиндров, более мощный тип машины с использованием большинства деталей двигателя и шасси.

Двигатель четырехтактный, с воздушным охлаждением, алюминиевым поршнем и подвесными клапанами, расположенными в схемной головке цилиндра; смазка производится механическим насосом; карбюратор — типа "Амаль" 1929 года с минимальными требованиями в регулировке; зажигание — от магнето высокого напряжения, распределение — одной шестерней с двумя кулачками на общем валу.

Коробка скоростей. Трехскоростная, в виде отдельного от двигателя механизма, с постоянным зацеплением шестерен. Крепление коробки — стандартное. Рычаг скоростей — с правой стороны, предпочтительно на самой коробке.

Сцепление. Сухими дисками по типу "Стурмей Арчер". Выключение сцепления — ручным рычагом на левой ручке руля.

Передача цепная: размер цепей '' × ''.

Рама трубчатая, жесткого типа, с треугольным расположением отдельных элементов. Расстояние низшей точки от земли не менее 125 мм., желательно 150 мм.

Тормозы. Два тормоза на переднее и заднее колеса, оба раздвижного типа, монтированные на раме, а не на втулке колес.

Колеса. Взаимозаменяемые, легкос'емные (типа "Санбим", "Чатер-Ли"). Обода типа "клинчер", т.-е. для бортовых покрышек. Размер шин 27 × 3½.

Многих может удивить категорический отказ комитета от штампованных рам из листового материала. Комитет исходил из того, что выпуск русских машин, по крайней мере, в течение ряда первых лет будет весьма ограничен, не превышая, вероятно, 3 тыс. шт. в год. Изготовление же штампованных рам из листового материала требует больших предварительных затрат на оборудование. Преимущество штампованных рам заключается не в техническом их совершенстве, а в их дешевизне при массовом производстве. Качество же стальных труб русского производства для рамы удовлетворяет самым строгим требованиям.

Мы выбрали из сорока с лишним разделов технических условий, разработанных комитетом, только несколько наиболее характерных и в то же время наиболее спорных пунктов, по поводу которых желателен обмен мнений.

К вопросу о мотоциклостроении необходимо заранее подготовиться и во-время подготовить общественность.

А. Иерусалимский


1) В порядке обсуждения. Ред. (стр. 4.)