В конце января в Москве состоялась конференция преподавателей истории в совпартшколах. Присутствовало более 100 человек со всех концов Советского Союза. Первый опыт коллективно суммировать результаты работы и наметить общие положения для дальнейшего преподавания истории дал свои положительные результаты. Делегаты проявили значительный интерес к вопросам методики, они привезли с собою огромный педагогический опыт, и нужно прямо сказать, что в отдельных случаях места превосходили центр.
Заслушаны были два основных доклада: доклад тов. К. А. Попова о месте исторических дисциплин в программе наших совпартшкол и доклад тов. Ц. Фридлянда об исследовательском методе в обучении истории при лабораторном плане. Оживленные прения, в связи с работой комиссий, дают богатейший материал для суждений о проделанной работе и о методических достижениях в наших партшколах. Мы приводим ниже подробные тезисы доклад тов. Ц. Фридлянда. Отметим в заключение, что главное требование преподавателей с мест было: положить в Москве начало специальному историческому журналу, где освещались бы вопросы методики преподавания истории и. где молодые историки могли бы черпать материал для своей дальнейшей подготовки. Информация о работе Общества историков-марксистов была встречена с огромным интересом и вниманием.
По докладу тов. Попова основные прения развернулись вокруг вопроса о слиянии курсов истории России и истории ВКП(б), о месте в программе курса истории Коминтерна. Большинство получили предложения тов. Попова. По докладу тов. Фридлянда прения касались вопросов о роли документации в лабораторном плане, о месте лекций в преподавании, о ряде конкретных предложений в связи с пропедевтикой. Комиссия была центром, где все вопросы подвергались длительному обсуждению. Принятые решения являются итогом работ конференции, значение которой было отмечено в выступлениях т.т. М. Н. Покровского и Н. К. Крупской.
1. История, как наука, — марксистская история, изучает прошлое человечества, конкретные факты классовой борьбы в их связи с хозяйственным развитием общества. Марксисту-историку одинаково чужд социологический схематизм, как и погоня за «индивидуальными, неповторяемыми» особенностями отдельного факта. История вскрывает социальную значимость конкретных явлений прошлого. В этом смысле мы говорим об историзме марксистского метода. («Мы знаем только одну единственную науку — науку истории» — Маркс, «Немецкая идеология»). Рассматривая все явления общественной жизни в их диалектическом развитии (исторически), Маркс уничтожил пропасть между естественными и общественными науками, между «чисто» конкретным и «абстрактным» знанием.
2. Практическая задача является одной из основных в нашем преподовании истории; мы воспитываем ленинца. «В системе общего коммунистического образования факты прошлого могут иметь значение лишь как материал для об'яснения настоящего» (M. H. Покровский). Знакомя слушателя с прошлым, мы имеем в виду помочь ему разобраться в конкретных фактах современной классовой борьбы, чтобы облегчить ему его практическую, повседневную, революционную работу. Мы отбрасываем две крайности: 1) изучение прошлого, как такового (задача научно-исследовательских учреждений); 2) попытку изучать прошлое путем анализа его пережитков в настоящем («регрессивный метод»)1). То, в чем сама суть, в чем живая душа марксизма, писал Ленин: «это конкретный анализ конкретной ситуации».
3. Лабораторный план открывает возможность при наименьшей затрате сил с наибольшим педагогическим эффектом поставить дело самостоятельной работы слушателей над историческим материалом. Его преимущество над другими способами преподавания состоит в том, что вместо простого запоминания соответственных фактов слушатель имеет возможность разобраться в исторических документах; он не только усваивает абстрактную социологическую схему, но анализирует социальное значение конкретных фактов классовой борьбы. Лабораторный план, контролируя самостоятельную работу слушателей, точно учитывая необходимое время для проработки задания, должен, однако, предоставить слушателям известное свободное время для работы по данному предмету вне задания, сообразно их индивидуальным запросам.
4. В основу лабораторного плана в преподавании истории должен быть положен исследовательский метод. Его основная цель — организация самостоятельных работ слушателя. Исследовательский метод имеет в виду сообщить слушателю необходимые навыки для его дальнейшей практической работы и для дальнейшего его самообразования.
5. Под исследовательским методом мы отнюдь не понимаем работу исключительно над сырым материалом (т.-е. архивным, краеведческим и т. п. материалом), мы думаем, что слушателю должен быть сообщен известный минимум обще-исторических сведений, усвоение которого, как и проверка, является делом самостоятельной исследовательской работы курсанта.
Исследовательский метод мы не сводили также исключительно к пользованию иллюстративным материалом в преподавании.
6. Исследовательский метод в наших совпартшколах предполагает, как один из основных приемов преподавания, работу над отдельными, заранее к каждому занятию подобранными, историческими документами. Характер этих документов (речи, резолюции, статистические сводки, законод. акты, показания современников и т. д.), задачи, поставленные перед слушателями в связи с разбором документа, зависят от данного исторического предмета, опыта предшеств. работы слушателей, подготовки и интересов каждого из них.
Исследовательский метод применим также в преподавании истории школ I ступени, при соблюдении при этом надлежащей последовательности в работе. Документы, подобранные соответственно уровню слушателей, должны служить иллюстративным материалом и лишь в отдельных случаях для задач самостоятельной работы слушателей.
7. Против пользования историческими документами в преподавании возражают в методической литературе, утверждая, что мы загромождаем занятие, что разбор отдельного документа недостаточен для исследовательской работы над темой. Подобного рода возражения были особенно часты в старой методической литературе.
Против использования документов возражают часто также и слушатели, не понимая смысла и значения работы над отдельным документом. Здесь необходима большая педагогическая работа по раз'яснению слушателям значения исторического документа.
Ошибочной является однако и перегрузка занятия документальным материалом, стремление поставить разработку темы исключительно на документальном материале (см. предложения Н. Рожкова в сборнике «К пятилетию АКВ»).
8. Необходима разгрузка наших программ, с точки зрения лабораторного плана.
Новые программы по истории классовой борьбы для совпартшкол I и II ступени являются безусловным шагом вперед в применении к лабораторному плану. Дальнейшие их усовершенствования должны пойти по линии сокращения количества тем (разгрузки) и разработки их в применении к лабораторному плану, соответственно задачам школ I и II ступени.
9. При прохождении наших программ следует иметь в виду целевую установку совпартшкол: работу слушателей по окончании школы среди крестьянства нашего Союза. Следовательно, часть тем в программе по истории классовой борьбы должна иметь в виду специально крестьянство, при чем темы эти должны быть теснейшим образом связаны с историей рабочего движения.
10. Лабораторный план и применение исследовательского метода, отменяя лекционную систему, отнюдь не означает ликвидации лекций, как подсобного средства. Они могут служить введением к известному разделу программы, они могут быть обобщением сведений по уже проработанной части программы, они должны дополнить то, что разработка отдельных тем в лабораторном плане не может дать слушателям. Новая программа должна наиболее целесообразным образом увязать известное (минимальное) количество необходимых лекций, с систематизированным комплексом тем для самостоятельной проработки.
Предложить школьному отделу ГПП разработать список дополнительных тем для лекций по истории Америки и Востока.
11. Предварительным условием применения исследовательского метода в совпартшколе является сообщение слушателям ряда технических навыков, необходимых в работе: научить пользоваться исторической картой, составлять диаграммы и, следовательно, читать цифры, записывать и формулировать свои мысли, навыки пользования исторической книгой, работы над историческим документом и т. д. Это отнюдь не означает, что необходим «предлабораторный» план. Подобные навыки должны быть сообщены слушателю в процессе работы, овладение ими одна из существенных задач исследовательского метода, при соблюдении при этом стадийности в работе с аудиторией (см. ниже).
12. Центральным вопросом в постановке исследовательского метода при лабораторном плане является вопрос о составлении задания. Основные рубрики задания: а) целевая установка задания, б) план темы или основные вопросы для проработки, в) указатель литературы, г) документы к теме, д) характеристика литературы и документов, е) контрольные вопросы. Совершенно неприемлемыми с точки зрения исследовательского метода и задач нашей партшколы являются лабораторные задания рабочей школы Лондона (см. книжку «Год работы по истории»).
13. Вторая рубрика задания: план вопросов для проработки. План этот предполагает, как максимум, 4 основные пункта и 8—9 подпунктов для проработки. Плану должно предшествовать краткое введение, поясняющее смысл и цель задания (целевая установка). В введении отнюдь не должно быть дано ответа на поставленные в плане вопросы.
14. Что касается указателя литературы, то основным требованием является указание одной основной книжки и не больше двух, как дополнительного материала по основным вопросам темы. Задача методич. конференции составить твердый рекомендательный список этой литературы. Подбирая дополнительную литературу к теме, следует иметь в виду книги, где сообщено нечто новое по сравнению с основной книгой или нечто спорное, что следует подвергнуть марксистской критике.
Предложить школьному отделу ГПП составить комиссию в составе представителя ГПП, агитпропа ЦК и Московской губсовпартшколы для составления подобного твердого списка рекомендуемой литературы.
15. Исследовательский метод предполагает, в основном, работу над историческими документами. На их подбор к заданию следует обратить особое внимание. Как правило к каждой теме должно быть указано не больше 2 документов для проработки и не больше 2—3, как иллюстративный материал; документы должны иметь в виду углубленную работу над основными вопросами задания.
16. Важное значение в задании приобретает раздел «д» (характеристика литературы). Здесь следует дать оценку предлагаемым книгам с точки зрения их марксистской выдержанности и того, что слушатель должен в них искать при работе над данной темой. Должен быть указан порядок чтения рекомендованных к теме книг; должна быть поставлена определенная теоретическая задача курсанту при чтении и разборе указанных документов (скажем: составь диаграмму по вопросу о росте цен на хлеб и землю в Европе в конце XVIII в., или роста мировой торговли XIX в.; сравним Деклар. П. Ч. и Г. и Декл. П. Т. по вопросу о собственности и т. д.).
17. Контрольные вопросы должны облегчить слушателю повторение пройденного и должны иметь в виду увязку прошлого с современностью, а также выяснение степени усвоения темы в целом.
18. При применении исследовательского метода огромное значение имеют письменные работы слушателей. В заданиях должны быть указаны отдельные вопросы для письменной проработки. Желательно составление плана или тезисов по одному-двум вопросам задания. Безусловно желательны периодические письменные работы слушателей по всей теме. На первое время может быть предложено конспектирование прочитанного. Обязательна проверка письменных работ преподавателями.
19. В отдельных случаях может быть рекомендована постановка в задании вопросов для добровольного выполнения слушателями. Основная цель: выделение наиболее интересующихся предметом, стимулирование их интереса к предмету, — желательна постановка в отдельных случаях реферата курсанта на общем собрании всех кружков.
20. Организация занятий при лабораторном плане имеет целью дать курсанту возможность самостоятельно приобрести знания и навыки. Основные звенья этой организации: а) инструктивный урок или вводное занятие, б) работа в лаборатории и консультация, в) учет проработанного, г) обобщающий урок или конференция. Мы впадем, однако, в ошибку, если будем считать, что эти звенья имеют одинаковое значение в различных моментах курса. Лабораторный план предполагает развертывание сообщаемых слушателю методических и практических навыков на всем протяжении пребывания его в школе. Содержание этих навыков, сначала простое, должно постепенно усложняться: растут исследовательские моменты, растет сознательное участие слушателя в работе, уменьшается роль преподавателя и перед курсантами выдвигаются практически все новые и новые задачи. Эти стадии развертывания учебно-педагогического процесса должны быть тщательно продуманы. Они должны лечь в основу каждого его звена.
21. Основные особенности каждой стадии следующие:
Первая стадия: а) главное внимание преподавателя сосредоточивается на методе работы с каждым курсантом, б) составление задания с введением, устанавливающим связь разбираемой темы с предыдущей, в) обучение курсанта исследовательской работе над книгой, картой, диаграммой и легко усваиваемыми им документами, г) в этой стадии играет большую роль книга, связно излагающая ход исторического процесса, д) значительна роль преподавателя на уроках и в разработке задания.
Во второй стадии: а) нарастание исследовательских элементов в работе слушателя, б) большая роль документа (включая в это понятие и книгу В. И. Ленина), в) практические целевые установки в работе (как-то: доклад, составление плана, организация выставки по отдельным вопросам и т. д.). г) увеличение самостоятельности слушателей в их работе и меньшее, чем в первой стадии, регламентирование задания.
В третьей стадии: а) Еще большее нарастание исследовательского элемента в работах курсанта, б) самостоятельная творческая работа по отдельным вопросам, в) практические установки для конкретной цели (например, доклад для крестьянской аудитории, план урока на данную историческую тему в определенной аудитории и т. д.).
22. Указанные стадии развертывания учебно-педагогического процесса не являются мертвой схемой. Они перерастают одна в другую в зависимости от усвоения того или другого навыка, уровня группы курсантов. Возможно, что найдутся группы, которые сразу начнут с более трудных форм или очень быстро минуют первые 2 стадии. Но для того, чтобы курсант вынес из школы необходимые ему в дальнейшей работе навыки, необходимо при разработке звеньев учебно-педагогического процесса тщательно учитывать последовательность их применения преподавателем.
23. Проработка каждой темы предполагает вводное занятие, индивидуальную консультацию и конференцию. Коллективная консультация излишня. На вводном занятии следует выяснить слушателям увязку разбираемой темы с вопросами современной классовой борьбы, необходимо установить связь с предшествующей темой. Важно слушателям дать на вводном занятии указания, на что в материале новой темы следует обратить особое внимание; сообщить ряд технических приемов при работе над новыми документами; сообщить слушателям о постановке спорных вопросов в исторической литературе и т. д. Вводное занятие должно возбудить у слушателей интерес к теме, дать им представление о значении темы, облегчить им их самостоятельную работу.
24. Индивидуальная консультация имеет в виду помощь отдельным курсантам в их работе. В основном, однако, назначение этого звена лабораторного плана в индивидуализации работы со слушателями. В преподавании истории подобная консультация имеет огромное значение. Отнюдь не обязательно рекомендовать всей аудитории один и тот же документ для проработки: желательно наибольшее разнообразие приемов и материалов при разработке темы. Разнообразие проработанного материала открывает для конференции широчайшие возможности.
Считать желательным по мере возможности введение «четвертого звена» групповых консультаций для учета работы и помощи в самостоятельной работе слушателей.
25. На конференции отнюдь не прорабатывается вся тема целиком. Обсуждаются лишь три-четыре основных вопроса темы, а в отдельных случаях возможна и постановка вопросов, не совпадающих с вопросами задания. Обсуждение вопроса может вестись на основе разбора и отдельного наиболее характерного для темы документа или анализа какой-нибудь статистической сводки. Конференция не должна быть только повторением прошлого; она должна служить обобщением проработанного и его проверкой. Конференция должна сообщить нечто новое слушателям. Желательна поэтому постановка на конференции разбора какой-либо спорной формулировки (автора или слушателей), разбора нового документа и т. д.
26. Исследовательский метод предполагает строгий учет особенностей каждого из исторических предметов. При применении его в преподавании истории общественных форм, истории России, истории партии, истории Запада неодинакова роль экскурсионного метода, работы над сырым (архивным) и местным материалом.
27. В истории Запада роль всех отмеченных выше моментов исследовательского метода минимальная. Экскурсии мыслимы только в Москве и Ленинграде (НМЭ; Музей Революции). Работа над первоисточниками возможна лишь как исключение и в частной форме.
28. В работе по истории партии все указанные виды исследовательского метода применимы в наибольшей степени. Отдельные вопросы истории местной организации, рев. движения в крае могут быть предложены слушателям как задания для проработки на основе первоисточников. Подобная работа может быть, однако, лишь исключением. Постановка подобного рода вопросов должна иметь место не чаще, чем два раза в учебном году, да и то во вторую его половину.
29. Привлечение местного материала имеет в виду, как общее правило, пользование им как иллюстративным материалом. Исследовательский метод не предполагает, скажем, специального изучения пережитков прежних хозяйственных форм в окружающей слушателя среде, но поиски и анализ рудиментов в окружающей слушателя среде могут иметь практическое значение в преподавании для его конкретизации. Специально положение это относится к курсу истории общественных форм.
30. Исследовательский метод, однако, предполагает постоянное пользование материалом современной классовой борьбы для уяснения отдельных моментов прошлого. Метод аналогизирования должен занять видное место в преподавании истории. Конечно, преподаватель должен бороться со всякими попытками вульгаризации и «модернизирования».
Основная задача приучить слушателя выделять общее и отличное в современной классовой борьбе и ее прошлом.
31. Одна из основных задач исследовательского метода преподавания приучить курсанта читать книгу. Учебный текст должен выполнить две задачи: сообщить слушателю известный минимум сведения; служить обобщением проработанного к теме материала. Имея в виду эти две задачи, следует подбирать к заданию книги.
32. Чтобы слушатель научился в дальнейшем пользоваться историческим документом, на занятиях (конференции) следует обратить внимание курсантов при чтении книг на спорные точки зрения по данному историческому вопросу; не избегать постановки и критики буржуазного понимания проблемы (примеры: вопрос о первоначальном накоплении, как насильствен. революции; вопрос о возникновении и природе русского самодержавия).
33. Для воспитания в слушателях умения критически читать книгу следует время от времени ставить проверку выводов автора путем разбора отдельных документов, использованных им, или анализа статистических таблиц, лежащих в основе его выводов.
34. Во всех исторических дисциплинах при применении исследовательского метода главное место занимает работа над документом. Изучение документов должно приучить слушателя: 1) читать историческую книгу, 2) критически относиться к сообщаемому книгой, 3) анализировать социальное содержание конкретных исторических фактов, 4) выяснить ему значение исторической перспективы (умение отделять современность от прошлого), 5) самостоятельно собирать и систематизировать необходимый материал.
35. Основной метод работы слушателей над документом — проработка аналогичных или контрастирующих документов. Метод сопоставления дает положительные результаты при условии, если первое время слушатель будет сравнивать документ, имея в виду решение какой-нибудь определенной задачи, заранее поставленной перед ним преподавателем.
36. Предварительно, однако, следует предложить слушателю те документы, которые помогут ему обратить внимание на стиль эпохи, сходство и особенности изображаемого документом быта с современной эпохой (пример: сравнить речи Ф. Керенского и Ленина или отрывок из хрестомат. Фрид. и Слуцк., гл. IV, о голоде 93—94 г.г.).
37. Затем следует приступить к разработке целой группы документов, посвященных определенному вопросу, имея в виду определенную задачу: проследить, скажем, изменение позиции данной партии в связи с изменившейся обстановкой или уяснить себе идеологию данного класса на основании разбора ряда документов (примеры: скажем, в главе IV хрестоматии Фридлянда и Слуцкого документы, касающиеся крестьянской политики Конвента и Учр. Собран., или вопрос об отношении Ленина к моменту восстания в период от февраля до октября на основании отдельных его статей из XIV т.).
38. В ходе работы, с постепенным развитием слушателей, следует приступить к разбору двух групп неоднородных документов, имея в виду, скажем, выявить классовую противоположность двух партийных группировок или уяснить себе классовое перерождение какой-либо политической группировки (примеры: хрестоматия Фридлянда и Слуцкого, гл. IX, — на основании резолюций изменение позиций герм. с.-д. в вопросе о голосовании бюджета или отношения II Ин-ла к вопросу войны; вопрос о расслоении деревне на основании двух-трех таблиц книги Ленина «Развитие капитализма в России» или вопрос о Вр. Правит, и восстании на основании разбора резолюций большевиков и меньшевиков в революции 1905 г.).
39. Наконец, задача преподавателя сведется к тому, чтобы помочь слушателю оценить изучаемый документ в его связи со всей исторической обстановкой данной эпохи, выяснить его удельный вес в определенной системе идей, его значение, как отражение классовой борьбы эпохи в целом (пример: «Доклад Робеспьера о принципах рев. правления», хр., гл. IV; манифест К. И. (I конгресс); статью Ленина «Марксизм и вооруженное восстание»).
40. Исследовательский метод должен выполнить еще одну существенную задачу в деле преподавания истории: увязать знания слушателя по отдельным историческим дисциплинам. Отсюда первое требование — необходимость сопоставления однородных классовых явлений в различной обстановке (пример: особенности «промышленного переворота» на Западе и в России; народничество и утопический социализм).
41. Работа над книгой и историческими документами отнюдь не является исключительным содержанием исследовательского метода преподавания при лабораторном плане. Большое значение имеет экскурсионный метод, в частности для анализа прошлого в окружающей курсанта среде (особенно в курсе истории общественных форм). Преподаватель может также поставить перед слушателями и ряд практических задач, связанных с проработкой исторических тем. Так, например, Смоленская губсовпартшкола предлагает слушателям по окончании работы по теме о Парижск. Коммуне написать к 18 марта статью для стенной и местной газеты или приготовить инсценировку ко дню праздника; можно силами слушателей организовать кабинет по истории при школе; то же с клубом школы; можно в отдельных случаях, пользуясь интересом слушателей к историческим предметам, поставить (как исключение) обследование участия рабочих данного предприятия или крестьян уезда в гражданской войне (проведение анкеты). В последнем случае преподаватель обучает слушателей методам обследовательской работы. Должно использовать отпускное время слушателей для их практической работы по данному предмету.
42. Подобного рода практич. задания не должны однако загромождать занятия. В данном случае должна только преследоваться задача сообщить слушателям известные навыки применения на практике их теоретических книжных знаний.
43. Целесообразным в этом отношении является постановка в отдельных случаях исторической оценки газетного материала (пример: китайское революционное движение и русская революция 1905 г.; отношение Каутского к СССР и его позиция в первой русской революции и т. д.). Работа эта может быть проведена и вне учебного плана.
44. Для стимулирования интереса слушателей к историческим предметам следует обратить внимание на разработку списка рекомендуемой художественной литературы. Список этой литературы должен быть разработан комиссией, указанной в пункте 14.
45. Поставить перед агитпропом ЦК ВКП и ГПП вопрос о переподготовке преподавателей и о программах их самоподготовки.
46. Признать необходимым выпуск ГПП сборников по вопросам методики преподавания истории в совпартшколах и комвузах. Темой первого сборника должен быть вопрос об исследовательском методе в преподавании истории при лабораторном плане.
Ц. Фридлянд.
1) Вопросы педагогический практики будут рассмотрены ниже. (назад)