Тему «История Октябрьской революции» мы рассматриваем широко, включая в нее как вопрос о подготовке Октября, так и вопрос о важнейших этапах советского строительства после переворота. Ни в средней школе, ни в техникуме нельзя сколько-нибудь удовлетворительно проработать эту тему, если учащиеся не обратятся при этом к историческим источникам. В свою очередь мы не суживаем в этом случае понятие исторического источника, не сводим его исключительно к документу, считая необходимым использовать более или менее широко разнообразные виды источников.
Использование источников по истории Окятбря должно служить главным образом для углубленной проработки отдельных вопросов задания. Источники привлекаются в качестве материала для самостоятельных выводов учащихся при постановке небольших прюблем исследовательского характера. В меньшей степени они должны привлекаться как материал, иллюстрирующий те или иные отдельные положения, высказанные преподавателем или содержаищеся в книге, служащей пособием. При желании (главным образом, в связи с вечерами, посвященными Октябрьской годовщине) источники могут быть использованы как материал в целях драматизации (интересным образчиком является литмонтаж «Октябрь» московского артиста Яхонтова).
Обилие источников по теме могло бы позволить прорабатывать на основе их хоть каждый вопрос задания. Конечно, чрезмерному увлечению источниками не должно быть места в классе. Подменять учебник (или соответствующее учебное пособие) исключительно хрестоматией нельзя. Использование источников необходимо увязать с проработкой некоторых узловых вопросов темы. К ним можно отнести вопросы о тактике партии и большевизации рабочих и солдатских масс накануне Октября, об Октябрьском перевороте и роли в нем Ленина, об установлении пролетарской диктатуры, о гражданской войне, о роли крестьянства в революции.
При изучении истории Октябрьской революции учащиеся попутно должны быть ознакомлены с теми новыми для них видами источников, которые преподаватель предложит им для проработки этой темы. Мемуарный материал, статистические данные, законодательные акты — все это учащиеся могли использовать и ранее, при проработке предшествовавших тем курса. Конечно, при изучении Октябрьской революции им не придется пользоваться теми видами источников, которые играют большую роль при изучении отдаленных исторических эпох. Зато в число материалов, работа над которыми понадобится безусловно, теперь войдут неиспользованные или мало использованные прежде устная традиция — рассказы и воспоминания окружающих — и некоторые виды письменных известий, как, например, газеты или брошюрная литература.
Ценность одного и того же источника для исторической науки и для школьного преподавания может быть весьма различной. Так, ряд мемуаров, не являющихся в глазах исследователя ценным для него источником, с успехом, однако, может быть использован в школе, как материал типичный для характеристики проникающего их суб’ективизма, для выяснения классовых взглядов их авторов.
В использовании школой источников по истории Октябрьской революции не малую роль прежде всего будет играть устная традиция.
Сами учащиеся, разумеется, не в состоянии помнить событий, развертывавшихся в 1917 году. Некоторые из них в отдельных местностях СССР возможно и хранят детские воспоминания об эпохе гражданской войны, в особенности о последнем ее периоде. На Украине, например, молодежь еще может помнить похождения различных «батек», волну бандитизма, широко разливавшуюся здесь даже в годы после ликвидации врангелевского фронта. Зато от окружающих — родителей, старших братьев и сестер, знакомых — учащиеся, вероятно, неоднократно слышали и могут услышать воспоминания, связанные с революцией. Школа должна широко использовать эту возможность. Преподаватель может дать задание учащимся опросить их родных и знакомых о событиях, разыгрывавшихся в данной местностл в дни февральского и октябрьского переворотов или в годы гражданской войны. Еще желательнее провести подобный же опрос рабочих соседней фабрики. На основе таких рассказов, которые надо предложить учащимся записать, возможно в классе развернуть интересную беседу. При этом, конечно, обнаружатся и неполнота, и противоречивость собранных рассказов. Для преподавателя это дает повод выяснить роль воспоминаний, как исторического источника. В особенности важно в этой беседе выяснить те особенности рассказов, которые обусловлены социальным положением и профессией рассказчиков. Несколько труднее организовать в школе вечер воспоминаний, приуроченный к празднованию той или иной революционной годовщины. Но если устроить его удастся, то необходимо как можно более тщательно организовать на вечере при посредстве учащихся запись воспоминаний. Такая запись в свою очередь послужит материалом для разбора ее в классе. Отказываться от использования этого источника, весьма важного в краеведческом отношении, преподавателю не следует. В особенности в деревенской школе, где зачастую трудно, даже невозможно, найти другие материалы для истории данной деревни или волости, собирание подобных записей имеет большое значение. Аграрное движение 1917 года, разгром помещичьих усадеб, борьба деревенской бедноты с кулаками, кулацкие восстания, налеты банд, воспоминания об отдельных деятелях революционного движения в деревне — все это может быть предметом воспоминаний. Большой интерес представляют также революционные частушки и песни, сложившиеся в деревне. Собирание их, запись и разбор также должны стать одним из заданий при проработке темы истории Октябрьской революции.
Главным образом преподавателю придется пользоваться письменными источниками. Из числа их необходимо использовать и использовать достаточно широко — воспоминания. Это тем легче, что по истории Октябрьской революции у нас в настоящее время уже накоплена обильная мемуарная литература, хотя и неодинаковой ценности 1). Среди нее можно найти и ряд воспоминаний, касающихся провинции. Опубликованные воспоминания написаны как лицами, игравшими в революции крупную роль, так и теми, кто оставался простыми зрителями событий, написаны авторами, принадлежавшими к различным общественным классам, к различным политическим группировкам. Для преподавателя, поэтому, литература воспоминаний представляет богатый выбор. Пользуясь ею, он легко может показать учащимся, как одно и то же историческое событие воспринималось революционным деятелем и белогвардейцем, как преломлялось оно в сознании того и другого. Пользование мемуарами, конечно, должно сопровождаться раз’яснением со стороны преподавателя ценности мемуарного материала, как источника. В этой беседе в особенности должны быть подчеркнуты все те стороны мемуарной литературы, которые препятствуют ей быть надежным источником для историка — ее некоторое (а иногда и полное) несоответствие действительно имевшим место фактам, смешение в рассказе фактического и идеологического моментов, наконец, крайний суб’ективизм авторов и нередкое выдвигание себя на первый план, в центр событий 2). Конечно, этого не следует делать в виде лекции. Лучше всего, если к этим выводам придут сами учащиеся, сопоставляя подобранные преподавателем отрывки из воспоминаний об одном и том же событии или сравнивая их с другими источниками. Для характеристики суб'ективизма мемуаристов можно проделать интересный опыт, хотя и не имеющий непосредственного отношения к прорабатываемой теме. Преподаватель может предложить учащимся написать воспоминания о каком-нибудь факте школьной жизни. Сравнение этих воспоминаний покажет учащимся, как различен бывает подход к одному событию нескольких пишущих о нем лиц. Конечно, при этом необходимо раз’яснить, какими причинами это вызывалось в данном случае и какими причинами вызывается это у лиц, пишущих воспоминания об исторических событиях.
Из других письменных источников в классе обязательно должны быть проработаны официальные акты и документы. Всякого рода протоколов, резолюций, постановлений, различных документов, относящихся к эпохе Октябрьской революции, преподаватель найдет достаточно. То или иное постановление Временного Правительства, протокол заседания Исполнительного комитета Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, резолюция партийного с’езда, все эти документы, надлежащим образом подобранные, помогут учащимся лучше осветить те или иные моменты в ходе революции. В качестве исторического источника в руки учащихся должны быть даны и письма. Нельзя, например, изучать подготовку Октябрьского переворота, не ознакомившись с двумя письмами В. И. Ленина: одним, написанным в Центральный Комитет, Петроградский и Московский Комитеты партии, другим, адресованным двум последним комитетам. Проработка этих писем даст учащимся представление о значимости этого вида исторических источников.
Как можно шире желательно использовать те источники, в которых находила отражение борьба идеологий в эпоху революции, главным образом, политическую литературу — воззвания, прокламации, газеты и брошюры. Сопоставляя статьи газет различных направлений на одну и ту же тему или сообщавшуюся ими информацию об одном и том же событии, легко привести учащихся к выводу о классовом характере печати, о роли ее как мощного орудия в руках того или иного класса. Этот разбор поможет учащимся освоить представление об агитационно-пропагандистской и организаторской роли периодической печати.
В использовании статистических данных учащиеся старших групп некоторый опыт уже имеют. Преподавателю, поэтому, придется научить их извлекать эти данные из других — нестатистических — источников, каковы, например, отчеты, донесения и т. п., зачастую пестрящие цифpoвыми данными.
Наконец, преподавателю не следует ни в каком случае оставлять без внимания изобразительные источники. В большинстве случаев у нас ими пренебрегают, о них забывают. Но напрасно. Фотографический снимок, сделанный в Ленинграде в июльские дни 1917 года, запечатлевший момент паники на Невском проспекте при начале обстрела толпы правительственными войсками, даже как чисто иллюстративный материал, не менее красноречив, чем рассказ свидетеля. А в соединении с ним дает яркую картину. Или другой снимок, изображающий юнкеров, которые с под’езда Белорусско-Балтийского (тогда — Александровского) вокзала в Москве выносят на руках прибывшего на Государственное Совещание Корнилова, куда красочнее расскажет о мобилизации контр-революционных сил летом 1917 года, чем длинное повествование. Еще ярче могут быть для учащихся свидетельства кино-хроники. Для столичных школ легко организовать просмотр кино-фильмы «Падение финастии Романовых» (Февральская революция), составленной из кино-хроники 1917 г. и его кануна. Демонстрируя то или иное изображение, пользуясь для этого иллюстрациями из книг, журналов, фотографическими снимками, диапозитивами для волшебного фонаря, преподаватель должен научить учащихся смотреть это изображение и находить в нем нужный материал.
Преподавателю не приходится особенно задумываться над тем, где ему достать необходимые для проработки источники. Конечно, в настоящее время опубликовано далеко не все, что необходимо для исследователей истории Октябрьской революции, но все же опубликовано достаточное количество материалов, пригодных для целей школьного преподавания, и выбор их может быть сделан без труда.
Преподаватель естественно обратится прежде всего к изданиям, предназначенным для учебных и самообразовательных целей. Хороший подбор материала он найдет в хрестоматиях по истории Октябрьской революции С. А. Пионтковского (ГИЗ, 3-е изд., М. 1925) и М. Г. Флеера (Изд—во «Прибой», Лнгр. 1925) и в хрестоматии А. Э. Шейнберг — «Октябрьская революция» (ГИЗ, 1926), специально предназначенной для школ II ступени. Ряд документов можно найти в составленном А. Поповым, под редакцией покойного Н. А. Рожкова, сборнике «Октябрьский переворот» (Изд—во «Новая Эпоха», Птр. 1918), но следует помнить, что в этой книге богатый материал, к тому же тщательно подобранный, сгруппирюван и освещен с враждебной перевороту точки зрения.
На ряду с хрестоматиями в школе может быть использован и ряд публикаций. В настоящее время опубликовано уже много документов. Таковы, например, для кануна революции и февральских дней стенограммы допроса и показаний сановников царского правительства и ряда общественных деятелей в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства («Падение царского режима», под редакцией П. Е. Щеголева. ГИЗ. 1925—27. 7 томов), многочисленные документальные приложения к работам тов. А. Шляпникова («Канун семнадцатого года», ч.ч. I и II. ГИЗ. 1923 и «Семнадцатый год» ч.ч. I и II, 1925, ч, III, 1927), протоколы Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов («Петроградский Сов. Раб. и Солд. Депутатов. Протоколы заседаний Исполнительного Комитета и Бюро Исполнительного Комитета». ГИЗ. 1925), протоколы апрельской конференции и VI-го с’езда партии («Петроградская Общегородская и Всероссийская конференция РСДРП (б) в апреле 1917 г.». ГИЗ. 1925), издаваемая Центрархивом серия «1917-й год в материалах и документах» (сюда относятся сборники — «Разложение царской армии в 1917 году», ГИЗ, 1925; «Рабочее движение в 1917 году», ГИЗ. 1927 и др.). Многочисленные воспоминания выходили как отдельными изданиями, так и целыми сборниками. Среди этих сборников обращает на себя внимание серия сборников, содержащих в отрывках белогвардейские мемуары (С. А. Алексеев — «Февральская революция. Мемуары», ГИЗ. 1925; Его же — «Октябрьская революция» , ГИЗ, 1926; Его же — «Начало гражданской войны». Мемуары белогвардейцев». ГИЗ, 1926). Издано также несколько дневников деятелей старого режима и опубликована довольно богатая переписка последнего Романова и его родных.
Обильный материал — документальный и мемуарный — содержится в наших исторических журналах («Пролетарская Революция» — орган Истпарта ЦК, «Красный Архив» — орган Центрархива, «Красная Летопись» — орган Ленинградского Истпарта, «Летопись Революции» — орган Всеукраинского Истпарта). Интересный материал попадается также в юбилейных номерах газет, преимущественно центральных.
Что касается газет и брошюр эпохи Октябрьской революции, то попадаются они теперь у частных лиц сравнительно редко, и для знакомства с ними приходится обращаться ко всякого рода хранилищам исторических материалов. За отсутствием газет возможно взять газетные статьи Ленина, помещенные в собрании сочинений (Том XIV — статьи 1917 года, том XV — статьи 1918 г.), сборники статей и речей Н. Бухарина («На подступах к Октябрю»), И. Сталина («На путях к Октябрю»), Г. Зиновьева («Путь Октября»).
Иллюстративный материал может быть доступен в музеях революции в Москве и Ленинграде. Среди экспонатов этих музеев имеется ряд снимков, портретов, плакатов, газет эпохи 1917 г. и последующих лет. При экскурсиях сюда следует остановить внимание учащихся на имеющемся здесь иллюстративном материале. Этот материал легко также найти в иллюстрированных, главным образом, еженедельных, журналах. Журналы 1917 г. достать в настоящее время представляется уже трудным, но этот же материал нередко воспроизводится в современных журналах, номера которых посвящены различным юбилейным годовщинам.
Из музеев при проработке истории Октябрьской революции большой интерес представит также Музей Института В. И. Ленина в Москве.
В некоторых случаях, в частности для получения старых газет и журналов, придется обращаться в общественные библиотеки, что, конечно, возможно только для отдельных учащихся. При этом надо заметить, что даже такие крупные библиотеки, как Ленинская библиотека в Москве (бывш. библиотека Румянцевского музея), не имеют полных комплектов всех периодических изданий 1917 года, что было вызвано недоставлением в эту библиотеку обязательных экземпляров, благодаря революционным событиям.
Недоступными для учащихся, а во многих случаях и для преподавателей, останутся архивы. Из них главное значение имеет Архив Октябрьской Революции в Москве. Для отдельных местностей большое значение имеют, разумеется, местные архивы. Однако, в архивы допускаются только лица, занимающиеся исследовательской работой. Тем не менее представление об архивах, как хранилищах документов, дать учащимся безусловно желательно. Важно при этом отметить и ту практическую роль, которую после революции играли архивы охранных отделений, жандармских управлений, департамента лолиции, давая возможность установить секретных сотрудников царской охранки.
Вводя в преподавание пользование историческим документом, преподаватель обязан указать в задании, какие именно из документов и вообще источников он предлагает проработать и с какою целью. В зависимости от уровня развития учащихся и от имеющегося у них опыта обращения с источниками эта цель может быть или только указана в задании, или же учащийся к достижению ее должен быть подведен путем ряда вопросов, на которые он должен ответить при проработке источника. В таком случае эти вопросы необходимо включить в задание.
Проработка источника начинается с исторической критики. Если учащиеся ранее не прибегали к ней, преподаватель обязан в беседе с ними раз’яснить задачи этой критики и ее основные приемы. Лучше всего этого можно достичь, зачитав в классе тот или иной текст и тут же подвергнув его примерному разбору. После чтения преподаватель последовательно выясняет вопросы: о подлинности данного источника, об его происхождении, его авторе, об его оригинальности, первоначальном тексте, наконец, о внутренней его достоверности.
Вопрос о подлинности источника может быть очень хорошо раз’яснен на примере тех многочисленных фальшивок, которые в последние годы фабриковались белогвардейскими эмигрантами, как из политических, так и из корыстных целей. В этом примере отчетливо проступает несоответствие внешней формы документов, изготовлявшихся каким-нибудь Дружиловским, форме подлинных источников того же вида, несоответствие содержания фальшивок действительным фактам, известным из подлинных источников, невозможность, поэтому, включения их в общую связь фактов, наконец, не всегда ясный, наводящий на сомнения, способ их мнимого нахождения и публикации.
С этим вопросом тесно увязывается вопрос о происхождении источника. Его обычно сводят к вопросу об установлении времени и места происхождения документа. Вместе с тем, следует обратить внимание и на определение автора документа. В последнем отношении можно привести в качестве примера хотя бы резолюции о войне и о земельной реформе, принятые апрельской конференцией большевиков в 1917 году, автором которых является В. И. Ленин.
Наконец, необходимо обратить внимание учащихся на вопрос о внутренней достоверности источника. При обращении к источникам это один из центральных вопросов. Учащиеся, разбирая источник, должны выяснить, не содержит ли он каких-либо отклонений от действительности. В том случае, если их можно констатировать, учащиеся выясняют, имеют ли они дело с сознательным искажением действительности со стороны автора, или это искажение является результатом невольных ошибок автора, или же оно вызвано своеобразным преломлением событий в сознании писавшего, находившегося во власти определенной классовой идеологии. Проще всего в этих целях в качестве образца использовать чьи-либо мемуары. При этом важно обратить также внимание на то, писал ли автор свои воспоминания с чужих слов, или же был непосредственным очевидцем и даже участником событий. Взять можно хотя бы отрывки из «Дней» Шульгина, касающиеся момента низложения царской власти и отречения последнего Романова. Знакомство с социальным положением автора этих мемуаров, с его партийной принадлежностью и политической биографией само по себе даст учащимся уже достаточный ключ к истолкованию его воспоминаний. Отдельные места этих записок ярко свидетельствуют об отношении их автора к революции, к восставшим массам и к династии. Вместе с тем необходимо обратить внимание на роль, которую белогвардеец Шульгин играл в описываемых им событиях, на степень его участия в них. Эти мемуары необходимо сопоставить с мемуарами других лиц, касающимися того же момента, дать таким образом учащимся возможность проконтролировать одни показания другими, попытаться, в случае расхождения их, восстановить подлинный ход событий. Таким путем мы уже подведем учащихся к интерпретации источников.
Сопоставляя друг с другом несколько источников, преподаватель неизбежно коснется вопросов исторической конструкции. Останавливаться на них специально нет необходимости, но дать учащимся понятие о ней, как о существенном этапе исторического исследования, безусловно нелишне. В применении к изучению Октябрьской революции это имеет безусловный интерес для учащихся.
Проделывать под руководством преподавателя всю эту работу мы предлалагаем вовсе не с тем, чтобы подготавливать из учащихся будущие кадры ученых исследователей Октября. Никто всерьез не предложит разрешать такую задачу в средней школе. Но представление о необходимости научного подхода к источникам, о необходимости серьезного их анализа, представление о важнейших приемах работы над ними, раз оно будет вынесено из средней школы, значительно облегчит учащемуся будущую работу в стенах ВУЗ’а и выведет его из того беспомощного положения, в котором нередко оказывается при семинарских занятиях студент, вынужденный взяться за проработку исторических источников.
1) См. в общем малоценные библиографические указатели М. Добраницкого («Систематический указатель литературы по истории русской революции». ГИЗ. 1926), который дает перечень книг и брошюр, вышедших с 1917 года по 31 декабря 1922 г. включительно, и С. Л. Данишевского («Опыт библиографии Октябрьской революции» ГИЗ. М. 1926 г.). (стр. 154-155.)
2) Для преподавателя очень полезно познакомиться с методологическим очерком тов. Гелиса «Как надо писать воспоминания» (помещен в журнале «Пролетарская Революция», 1925 г., № 7/42). (стр. 155.)