ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Сейчас в Америке на одной из электрических станций установлен новый тип прибора, охлаждающего масло в трансформаторе.
Принцип действия его следующий: трансформаторное масло перед поступлением в место своего назначения прогоняется насосом с большою скоростью через радиатор, где и охлаждается до 7°—8° Цельзия. Мощность воздушного потока в этом приборе достигает до 270 метров в минуту при общей емкости в 8.700 гектолитров. Этот радиатор в общем показал большую экономичность и надежность в действии, что необходимо при работе с трансформаторами довольно высокого напряжения, как, напр., в данном случае трансформатор в 32.000 на 6.000 вольт.
Только-что в Гааге (Голландия) известным изобретателем "Ликонита" проф. А. Кохеном получен новый вид изоляционного материала, названный им "каретний". Это вещество похоже на смолу, совершенно водонепроницаемое, очень прочное, обладает прекрасными диэлектрическими свойствами. Электрический кабель, покрытый этим составом, может быть смело укладываем на дно моря без свинцовой оболочки. Материал выделывается двух сортов: один для изоляции внутренней части кабеля (самые провода) и другой — для внешней оболочки, при чем внутренняя прослойка мягче внешней и получается достаточно пластичной при 100° Ц., сохраняя свою эластичность и способность к изгибам. Специальное микроскопическое исследование над частями кабелей, изолированных "каретнием", и опускавшихся на разные глубины, показали полную неизменяемость внутреннего строения всех частей этого изоляционного материала.
Электрические кабели с этой изоляцией оказались также очень легкими, 10.000-вольтовый кабель размерами 3 × 16 кв. мм весил всего 1,7 кгр. на метр.
Для большей безопасности от механических повреждений поверх внешней оболочки кабеля наматывается еще специальная джутовая лента.
На "каретний" также совершенно не действуют разведенные кислоты, щелочи, разные масла и т. п.
Диэлектрические свойства "каретния" или его электростатическая пробиваемость испытывалась в специальной лаборатории, при чем получены следующие средние результаты: 1,07 мм. оболочка выдерживала напряжение до 38 К. V. (38.000 в.), а 10 мм. оболочка до 105 К. V. (105.000 в.).
Кроме того производились опыты над потерей диэлектрических свойств кабелем, пробывшим в воде сначала 24 ч., а потом до 28 дней, при чем оказалось, что потеря выразилась в 0,72% (на 30 К. V. кабеле). Изоляционное сопротивление на 1 километр равнялось 750 мегомов при 15° Ц.
ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА
В Англии только-что выпущен на рынок электрический молоток, сконструированный по чертежам немецкого профессора Гольдшмидт. Новый прибор очень компактен, по внешнему виду (рис. 1); он может быть применен в любых мастерских для самых разнообразных работ — обработки стальных листов, отделки мраморных массивов, проколачивания отверстий в каменных стенах и т. п. Для того, чтобы пробить электрическим молотком отверстие в кирпиче, диаметром в ⅝ дюйма и глубиной в 4½ дюйма, требуется время в 34 секунды. Так же быстро молоток работает и на других материалах.
При этом работа молотка очень экономична: энергия может быть взята от обычной цепи освещения; обращение с прибором крайне простое и совершенно не требует предварительной подготовки. Рисунок 2 показывает продольный разрез электрического молотка: в средней части помещен мотор 1, делающий 10.000 оборотов в минуту: он работает и при постоянном, и при переменном токе, поглощая 1½ ампер при напряж. в 220 вольт. Мотор вращает главный моторный вал 2, соединенный при помощи особого гибкого сцепления 3 с вторым валом 4, оканчивающимся шестерней 5. Гибкое сцепление 3 дает возможность второму валу свободно перемещаться в продольном направлении, не расцепляясь с главным моторным валом 2. Шестерня 5 приводит во вращение два колеса 6 (на рисунке видно только одно) таким образом, что они имеют движение в противоположные стороны.
Каждое колесо имеет асимметрично расположенный груз 7, благодаря которым колеса не уравновешены, т.-е. во время своего вращения передают сильные вибрации своей оси. Оси колес помещаются в подвижной раме 8, могущей передвигаться в продольном направлении (на рисунке — вправо и влево), рама имеет пружину 9 все время прижимающую ее слева, т.-е. к головной части прибора. Рама воспринимает резкие вибрации колес и передает их на передатчик 10, удерживаемый на месте при помощи кожаного хомутика 11. Молоток заканчивается полым цилиндриком 12, в который вставляется тот инструмент, которому надо сообщить ударный импульс. В передней части молотка наливается смазочное масло, через горловинку 13, переборчатое соединение 14 не пропускает масло в моторное отделение. Внутри кожуха устроено специальное приспособление 15, для охлаждения мотора во время его работы. В ручке имеется выключатель 16, для регулирования частоты ударных вибраций, 17 — подход проводов к мотору.
Название "катодная лампа" обычно связано с представлением о каком-нибудь радио-приборе. На самом деле, это не так. Катодная лампа представляет собой столь тонкий и точный прибор, что ее без труда можно приспособить ко всякого рода регистрирующим чрезвычайно малые величины приборам. Так например, имея в своем распоряжении катодную лампу и несколько простейших физических приборов, можно произвести столь тонкие, доступные прежде лишь самым богато оборудованным научным лабораториям опыты, как запись и измерение роста растения, силы взаимного притяжения между двумя телами, взвешивание ничтожных количеств какого-либо вещества, запись сотрясений почвы и т. д. Достаточно указать, что даже с грубыми приборами, можно производить измерения с точностью до одной миллионной миллиметра.
Принцип всех таких установок очень прост. Устраивается контур, издающий собственные колебания. Существенную часть этого контура представляет конденсатор переменной емкости, соединенный с сеткой. Очевидно, что малейшие изменения этой емкости произведут большое изменение в токе, проходящем через катодную лампу. Эти изменения регистрируются гальванометром. Конденсатор переменной емкости состоит из двух пластинок, одна из которых укреплена неподвижно, а другая насажена на легкий рычажок, жестко прикрепленный одним концом к измеряемому предмету, а другим шарнирно соединенный с подставкой. В таком случае изменения в размерах предмета увеличат или уменьшат расстояние между пластинками, изменив тем самым емкость. Подобного же рода приспособление применяется и для взвешивания, с той лишь разницей, что на свободный конец рычажка надевается, или подвешивается чашка для взвешивания. Путем калибрования установки переменным конденсатором с точно известной емкостью, вполне возможно с недостижимой раньше точностью производить тонкие измерения.
В Германии сконструирована громадная машина для резки металлов, по своим размерам и мощности величайшая во всем мире. Эта машина режет, как мясо, квадратные стальные бруски со стороной в 205 миллиметров и стальные штанги, диаметром до 220 миллиметров. Давление, при помощи которого осуществляются указанные работы, простирается до 1.500.000 килограмм. Машина приводится в действие мотором 100 лош. сил (1), расположенным на верхней площадке; резец производит свое движение вниз с указанным усилием в 1.500.000 килогр. — 6 раз в минуту. Мотор приводит в движение регуляторное маховое колесо, которое при помощи зубчатой передачи, передает свое вращение большому зубчатому колесу (2), свободно насаженному на ось, имеющую на конце экцентрик; этот экцентрик управляет движением кулиссы, в которой помещены ножи. Для ввода в действие ножей, ось с экцентриком соединяют с общей зубчатой передачей, при помощи особой соединительной вилки 3, управляемой вручную.
Кулисса с ножами, после резки, подымается вверх и в верхнем своем положении автоматически выключает сцепление оси с экцентриком и общей зубчатой передачи. Два противовеса 4, насаженные на плечи 5, уравновешивают давление кулиссы с ножами. 6 — стальной брусок со стороной 20 снтм., вставленный в машину для разреза пополам, 7 — ножи. Рост человека, помещенного справа, внизу рисунка, дает представление о громадных размерах описанной машины, которая демонстрировалась публике на последней Лейпцигской ярмарке.
Этот, несколько необычный способ работы плугом применяется на сахарных плантациях в одной из английских колоний. Ровные пространства плантаций здесь пересечены каналами и находятся невысоко над уровнем воды. Каналы эти служат и собирателями влаги и путями сообщения между плантациями.
В описываемой нами установке интересен не только метод работы, но и самый плуг, которым производится обработка поля. Здесь лемехи (по 3 с каждой стороны) размещены на изогнутой балке, на свободных концах которой имеется сиденье и руль для механика. Плуг — двухколесный. Большие колеса находятся посредине плуга. Одновременно плуг может работать лишь одной стороной (задней), передние же лемехи во время работы находятся в воздухе.
Плоскодонные лодки с двигателем и лебедками устанавливаются на параллельных каналах и передвижка плуга во время работы производится также помощью тросов, как и при береговых двигателях.
Самая установка, помещаемая в лодке, изображена на нашем рисунке № 1. Как двигатель, так и лебедка находятся на металлической раме и помощью 8 роликов (по 4 с каждой стороны) могут передвигаться по рельсам. Рельсы установлены по дну лодки, вдоль ее. Такое устройство дает возможность, не передвигая лодки, передвигать немного двигатель для облегчения перевода плуга на соседнюю борозду. В любом месте рельсов двигатель может быть закреплен для работы.
Мощность применяемого здесь двигателя — 80—100 лош. с.
На лебедке имеется до 300 метров стального троса. На рисунке № 2 видно общее положение плуга с двигателем и лебедкой во время работы.
В деревообрабатывающих предприятиях, где работают ленточные пилы, происходят частые остановки вследствие поломки или порчи пил. Происходит это из-за того, что колеса, приводящие в движение пилу, совершают слишком большое число оборотов в минуту.
Следует всегда иметь в виду, что чугунные колеса должны делать не больше 1940 оборотов в минуту; чугунные колеса со стальным ободом могут делать и большее число оборотов. Что касается составных чугунных колес, то предельным еще безопасным числом оборотов для них является 1500 в минуту.
Если принять в внимание вышеприведенные данные при расчете и конструкции ленточных пил, то этим значительно уменьшится число случаев поломки ленточных пил во время работы.
Деревянными ящиками часто пользуются для упаковки различных изделий. По экономическим соображениям, стараются ящики делать более легкими. Американцами было произведено специальное исследование причин непродолжительности службы ящиков; испытания установили, что ящики ломаются не вследствие того, что они делаются не из достаточно прочных досок, а потому, что доски скрепляются недостаточным числом гвоздей. При увеличении числа гвоздей в ящике на 50% продолжительность его службы увеличивается вдвое.
Сильно загрязненную жидкость трудно поднять обыкновенными насосами, особенно если в ней имеются куски тряпок, щепки, бумага и т. п.
Для того, чтобы насос и в этом случае мог с успехом работать, немецкий машиностроительный завод Борзига выпустил новую конструкцию насоса с электрическим приводом. Новый насос, названный «Кобра», имеет шариковые клапана, внутренние поверхности гладкие, без выступов и впадин, весьма прост в обслуживании и очистке и надежен в работе.
Цилиндр насоса установлен горизонтально на двух колесах, что дает возможность передвигать его с места на место одному человеку. Электро-мотор (в 0,75 л. с.), приспособленный для трехфазного и постоянного токов, делает около 1.450 оборотов в минуту; число же оборотов насоса всего 67; производительность — около 12.000 литров в час.
Во Франции изобретена автоматическая фракционная муфта, характерной особенностью которой является то, что постепенное увеличение передаваемаго усилия совершается при помощи автоматического увеличения силы трения между сцепляющимися поверхностями муфты.
Изменение трения достигается тем, что когда муфта в покое, между ее сцепляющимися поверхностями находится слой смазывающей жидкости, которая при пуске в ход автоматически и постепенно удаляется оттуда под действием центробежной силы.
Указанный принцип осуществляется следующим образом. На втулке составного шкива, насаженного на ось двигателя, надет ряд дисков, из которых одни связаны наглухо с втулкой, а другие — с ободом шкива. Первые и вторые диски взаимно чередуются и прижаты друг к другу при помощи спиральных пружин. Соприкасающаяся поверхность дисков снабжена дорожками, по которым циркулирует смазывающее вещество. По мере увеличения числа оборотов, смазывающее вещество отбрасывается центробежной силой, диски начинают работать насухо и сила трения увеличивается.
Муфта с успехом применяется во всех случаях, когда необходим постепенный пуск в ход трансмиссии.
В Нью-Йорке имеется общество, которое снабжает из своих центральных отопительных станций теплом (в виде пара) огромное количество зданий города. Пар 10—15 атм. давления перегревается до 50° Ц. Такое высокое давление (в Германии только 2—3 атм.) принято, во-первых, для использования пара также для силовых установок; во-вторых, диаметр паропроводов может быть взят меньшим, несмотря на большой расход пара.
Преимущества такой системы отопления заключаются в увеличении полезной площади дома, движение по загруженным улицам не осложняется подвозом топлива и удалением продуктов горения, наконец, единица нагреваемой поверхности обходится значительно дешевле. В настоящее время более 80% Нью-Иоркских небоскребов, значительные торговые участки и огромное количество государственных учреждений и частных домов получают пар для отопления из центральных отопительных станций.
МОТОРОСТРОЕНИЕ
Немецкий моторостроительный завод в Мангейме изготовил весьма оригинальной конструкции дизель. У него вместо крейцкопфа, установлен особый качающийся рычаг, при этом спаренные поршни работают на один общий шатун и кривошип.
Такое устройство увеличивает компактность двигателя (длина его — 7,85 мет., вместо 10,5 мет. для обычной конструкции) и уменьшает его удельный вес до 110 кгр. на 1 л. с., мех. коэффициент же полезного действия повышается до 80% благодаря применяемой системе передачи.
Двигатель «M. W. М.» предназначен для судовой установки. Он развивает 1.600 л. с. при 6 цилиндр. и 120 об./мин. В отношении расхода топлива он работает весьма экономично, потребляя всего 0,175 кгр. на 1 л. с. (считая теплотворную способность = 10.000 кал.). Отсюда экономический коэф. пол. действия — 36% (вместо обычного — 30—33%).
Тщательное изучение причин поломок коленчатых валов многоцилиндровых двигателей обнаружило, что известную роль играют здесь явления колебания кручения.
Число собственных колебаний вала возможно определить или новым теоретическим способом инж. Фрама или при помощи прибора — торсиографа. По методу Фрама возможно заранее по чертежу определить с достаточной точностью критическое число и путем распределения масс изменять его так, чтобы удалить его от рабочего числа оборотов. Если же коленчатый вал уже изготовлен, то при помощи торсиографа определяются критические обороты в пределах от нуля до полного числа оборотов двигателя; зная их, можно при работе избегать эти опасные числа оборотов и при изменениях скорости проходить их очень быстро.
В последнее время делались попытки использования растительного масла в качестве горючего для двигателей внутреннего горения. Опытами установлено, что при давлении в 20—30 атмосфер происходит нормальное сгорание растительного масла внутри цилиндра, и двигатель вполне исправно работает.
Для сжигания одного килограмма пальмового масла требуется 2,9 килограмма кислорода, для сжигания же одного килограмма мазута требуется 2,7 килограмма кислорода. Что касается теплотворной способности растительного масла, то она немного ниже керосина и других видов жидкого топлива, это в значительной степени препятствует распространению растительного масла в качестве одного из видов жидкого топлива.
Ж.-ДОР. ДЕЛО.
Компания Лондонских подземных жел. дорог предприняла ряд опытов направленных к выяснению явлений, происходящих при возникновении и распространении шума при движении поезда в подземных туннелях.
Опытами было установлено прежде всего, что основною причиною шума являются удары колес о рельсы и дрожание всевозможных деталей вагонного оборудования. В те моменты, когда звуки, происходящие от поезда совпадают с гудением воздуха сжимаемого поездом в туннеле, шум приобретает особую резкость, и периодическое усиление и ослабление его чрезвычайно неприятно для пассажиров.
На основании произведенных опытов был введен ряд усовершенствований в конструкции новых вагонов, из которых важнейшие следующие.
Тележки покрываются чехлами из твердой кожи, спускающимися до самого рельса; в передней части чехлов делаются отверстия для доступа воздуха. Промежутки между вагонами наглухо закрываются кожаною гармоникой, а стенки, крыша и двери строятся достаточно жесткими во избежение колебаний их. Кроме того, вентиляторы конструируются так, чтоб входящий воздух не мог служить для проникновения звуков в вагон.
НОВОСТИ СУДОСТРОЕНИЯ
Хорошая тяга в топках судовых котлов обеспечивает хорошее сгорание топлива и позволяет значительно повысить мощность машины. Между тем, увеличение тяги помощью удлинения трубы ограничено размерами судна. Повышение тяги от засасывающего действия ветра или быстрого движения судна имеет очень непостоянную величину, так как зависит от силы и направления ветра и, например, при совпадении направлений ветра и хода судна равно нулю. Применявшиеся до сих пор на судах установки для создания искусственной тяги имели много недостатков. Они занимали много места, требовали тщательного присмотра, расходовали много силы машины или были ненадежны в работе, производили много шума и т. д. Новая немецкая система устраняет все эти недостатки. Помещаемый чертеж показывает устройство искусственной тяги для двух котлов. На месте перехода отводящих дым от топок двух котлов 1 труб в идущую вверх трубу устроено сужение. Ниже этого сужения помещена небольшая турбина 2, вращающая двухлопастный винт 4, действующий, как вентилятор. Для лучшего действия этого вентилятора установлены направляющие крылья 3. Турбина приводится в действие паром, уже отработавшим в одним из цилиндров главной машины. Вследствие этого расход пара очень мал и, кроме того, сила действия вентилятора согласуется с изменяющейся нагрузкой машины. Турбо-вентилятор очень легко может быть снят для осмотра и исправления даже во время действия котла.
Особенно важно применение искусственной тяги на речных буксирах, так как она дает возможность временно повышать мощность двигателя. Для речных буксиров же такое повышение необходимо, например, тогда, когда они проводят караван чрез пороги, быстрины или должны быстро ввести в шлюзы, чтоб не потерять очереди. Опыты с описанным вентиляторным усилителем тяги произведены были в Германии на нескольких буксирах и показали возможность временного поднятия мощности до 50 процентов. Установка искусственной тяги вообще повышает среднюю мощность машины и уменьшает расход угля до 40 процентов.
ТЕПЛО-ТЕХНИКА
Подача жидкого топлива в форсунку производится обычно или сжатым воздухом, что требует некоторого дополнительного расхода энергии на работу компрессора, или же паром, при чем расход пара приблизительно равен потерям в компрессоре.
В настоящее время во Франции предложен способ пульверизации (распыления) мазута при помощи центробежной силы, для чего в небольших установках требуется двигатель всего лишь в ⅛ лош. силы. Принцип устройства следующий. Струя мазута течет на быстро вращающийся горизонтальный диск из трубки диаметром в 20 миллиметров. Диск заключен в ящик с прорезанной щелью, через которую пролетают брызги мазута, подхватываются струей воздуха подаваемого вентилятором, и уносятся в топку.
Прибор вполне обеспечен от засорения, и подача нефти легко поддается регулированию, расход энергии совершенно ничтожный.
ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В Америке открыт способ получения из нефти неядовитого светильного газа. Газ получается непосредственно из сырой нефти или из остаточного продукта нефти, оставшегося после получения из нее бензина; при последнем способе добывания светильного газа, бензин с содержанием этилена от 40-50% получается в виде побочного продукта. Новый светильный газ обладает вдвое большей теплотворной способностью, нежели обычный светильный газ. Последняя объясняется тем, что в состав неядовитого светильного газа, получаемого от нефти, входят, главным образом, углеводороды 1). Высокая теплотворная способность этого газа препятствовала бы его распространению в домашних очагах (печи, плиты и др.). Для понижения теплотворной способности светильного газа до требуемых норм, его подвергают дальнейшей обработке, в результате чего получается бензин в качестве побочного продукта. Из 80 литров погонов нефти получается 100 куб. метр. газа и от 12-30 литров бензина.
В Германии изобретен новый способ сообщения кислотоупорности стенкам бетонных резервуаров. Способ этот состоит в том, что стенки резервуара покрывается кислотоупорным составом, в который в качестве главного материала входит сера. Содержащая серу масса наносится особым прибором, путем разбрызгивания, на поверхность бетона. По остывании она так плотно пристает к шероховатой поверхности бетона, что не отделяется от нее даже при сильном нагреве. По нанесении разбрызгиванием, слой масла выравнивается горячим утюгом. Такое кислотоупорное покрытие является совершенно непроницаемым.
Применение нового состава признано весьма полезным для покрытия стенок железобетонных сосудов применяемых для варки кислот и других химически сильнодействующих веществ, для облицовки мешалок и т. п.
Стоимость покрытия, особенно при больших сосудах, сравнительно невысока.
Опыты по использованию ила сточных вод показали что после высушивания ила им можно пользоваться для получения светильного газа. Теплопроизводительность обыкновенного ила 2.900 калорий, фильтрацией же сточной воды в специальном приборе можно получить ил с содержанием влаги до 25%, а потом его можно высушить вполне. При этом газ из ила имеет теплопроизводительность 4.660 калорий, немного уступая таковой каменного угля равной 4.950 кал.
Газообразование в ретортах в течение 2½ час. при 700 дало выход в 23,8 куб. метр. газа на 100 кгр. ила. Осушка ила производится с помощью быстровращающихся центрофуг: 6 таких приборов ежедневно осушают до 250 куб. м. ила.
Франкфурт н/Майне, Бруюин и др. города уже ввели у себя этот дешевый способ получения светильного газа.
ПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
В Германии в последнее время выпущена интересная конструкция пловучего крана на 8 тонн. Кран обслуживается сдвоенной паровой машиной мощностью в 125 лошадиных сил. Машину питает паровой котел с поверхностью нагрева в 30 квадратных метров; давление пара 10 атмосфер. Кран, главным образом, предназначен для перегрузки каменного угля. При перегрузке 90—100 тонн угля в час — на обслуживание машины тратится 120 килограмм угля, и расход воды составляет 0,5 кубического метра.
Кран вращается на колонне и совершает полный поворот вокруг своей оси в течение 42 секунд. Располжен кран на пловучем судне, имеющем 30 метров в длину, 13 метров в ширину и 2 метра высоты. Вылет крана 17,5 метров — высота подъема над поверхностью воды 22,5 метр. Для устойчивости крана внутри его опорного судна имеется водоем на 12 кубич. метр; кроме того там имеется хранилище для угля и жилое помещение для рабочих, обслуживающих кран. Эти помещения отделены от водоема водонепроницаемой стенкой. По пловучему судну кран перемещается по рельсам — на протяжении 11 метров. Кран снабжен механическим черпаком, имеющим объем в 4 кубич. метра.
ЭТНОГРАФИЯ
Обычно распространенное мнение о том, что цвет кожи у американских индейцев красный, — неправильно. Самый термин "краснокожий" — ошибочный термин, который индейцы получили только лишь потому, что всегда любили окрашивать тело свое в красные цвета разнообразных красок.
Настоящий цвет кожи американских индейцев скорее коричневый с самыми различными оттенками, начиная от светлых и кончая шоколадными, и даже темными, как у африканских негров. В различных местностях — разная окраска тела, в зависимости от самых разнообразных условий климата, питания и, конечно, действия солнечных лучей.
Насколько цвет кожи бывает разнообразный у индейцев, доказывает недавний еще факт открытия в одной из горных областей Панамской республики (расположена на Панамском перешейке) совершенно белых индейцев. Племя это было небольшое и обитало в далеких неприступных горах. Его антропологические особенности были вообще интересны. Так, цвет глаз был голубой, а форма головы брахицефалическая (короткая голова).
Есть некоторые данные о том, что первоначально племя это было более многочисленно и занимало более широкую территорию. С момента же открытия Америки Колумбом, в связи с жестокими преследованиями индейцев испанцами, племя это, при взаимной вражде между отдельными американскими племенами, было оттеснено в горы, где и обитает сейчас.
Надо отметить, что на-ряду с встречающийся (правда, довольно редко) светло-серой окраской кожи американских индейцев, белый цвет кожи не есть нечто из ряда вон выходящих особых явлений.
До сих пор обычно считали Африку родиной самых низкорослых народностей. Так, например, в районе истоков известной реки Нила давно обитали карликовые племена — пилоты, которые считались одним из низкорослых народов земного шара. Точно так же в области Конго живут пигмеи, рост которых еще более меньших размеров.
В самое последнее время получено известие об открытии карликового племени в горной Америке, которое, согласно антропометрическим данным, должно считаться самым маленьким народом на земном шаре. Племя это обитает в лесистой местности той части Гвианы, которая принадлежит Англии. Честь открытия нового карликового народа принадлежит известному американскому путешественнику — Герберту Ланг. Около года бродил он по малодоступным лесам в северной части южной Америки, изучая южно-американские индейские племена, и совершенно неожиданно набрел на карликовое племя акавон. После первых же антропометрических измерений Ланг пришел к выводам, что открытое им племя, согласно среднего показателя роста, далеко оставляет позади себя все низкорослые африканские племена.
В VII веке нашей эры кочевой народ арабы, обитавший в пустынной местности — Аравии, предпринял целый ряд грандиозных завоеваний. Менее, чем в столетие, арабами была завоевана вся передняя часть Азии, северная полоса Африки, вся Испания и южная часть Франции. От Индии до берегов Атлантического океана широко разбросался арабский халифат. Самым восточным владением его был так называемый Газневидский султанат, занявший большую часть, современного Туркестана.
Инженер П. Гаевский, работавший в Туркестане, указывает, что ему удалось открыть ближайших потомков прежних завоевателей арабов, которые по языку и образу жизни стоят совершенно особняком от окружающих их туземцев. Так, например, в противоположность своим соседям, они вовсе по занимаются земледелием, разводят огромные стада овец и баранов и ведут самую настоящую кочевую жизнь. Живут они в двух местах, в довольно многочисленном числе (более 150 семейств). При записи языка их оказалось много слов арабского корня, перемешанных с местным узбекским языком.
П. Гаевский подробно указывает место их обитания. Это — Курган-тюбинская провинция (бекство) в Горной Бухаре, при слиянии рек Вахша и Пянджа.
СЕЙСМОЛОГИЯ
Сейсмология это — наука, изучающая землетрясения, т.-е. колебания земной почвы. Подобное изучение производится с помощью особых подвесных приборов, — сейсмографов, дающих возможность отмечать самые ничтожные сдвиги земной коры, выражаемые десятыми долями миллиметра.
В СССР первоклассных, хорошо оборудованых сейсмических станций имеется 7: в Пулкове, около Ленинграда, в Свердловске (б. Екатеринбург) на Урале, в Иркутске, на берегу Байкальскаго моря, в Ташкенте (Ср. Азия, Узбекостанская Республика), в Тифлисе и Баку (Закавказские ССР), и в Макеевке, в Донецком бассейне. Каждая из этих станций оборудована двумя горизонтальными маятниками, отмечающими колебания почвы в горизонтальном направлении, и одним вертикальным, указывающим на смещение почвы в вертикальном направлении. Специально для разработки вопроса о землетрясениях и изучения сейсмических явлений при Академии Наук уже ряд лет существует Центральная Сейсмическая Комиссия, значительно расширившая наши познания о землетрясениях.
1) В тексте заметки это предложение напечатано так: "в состав неядовитого светильного газа, получаемого от нефти, входят, главным образом, углеводы.". Скорее всего "углеводы" напечатано по ошибке. (прим. составителя). (стр. 20.)