ОГОНЕК, №9, 1906 год. Опий и гашиш.

"Огонек", №9, май, 1906 год, стр. 70-72

Опiй и гашишъ.

Сколько лѣтъ опiю. — Родина мака. — Добыванiе опiя. — Кольриджъ и Квенсей. — Ввозъ въ Китай опiя англичанами. — Опiй, какъ предметъ мiровой торговли. — Невѣрный урожай. — Въ Малой Азiи и Остъ-Индiи. — Конопляный сокъ. — Гашишъ — 300 миллiоновъ поклонниковъ, — Всемiрное опьяненiе.


Исторiя опiя занимаетъ обширную главу въ исторiи человѣческой культуры. Опiй добывается изъ извѣстнаго однолѣтняго растенiя, Papaver Somniferum, и представляетъ собой молочнаго цвѣта сокъ, вытекающiй изъ незрѣлыхъ "коробочекъ" мака и быстро высыхающiй на воздухѣ. Различаютъ двѣ разновидности мака: черный или пестрый макъ, съ чрезвычайно красивыми и разнообразно окрашенными цвѣтами, — и бѣлый макъ, съ бледнорозовыми или бѣлыми цвѣтами, который значительно крупнѣе первой разновидности.

Какъ символъ плодородiя, макъ былъ аттрибутомъ древне-греческой Геры. Ея храмъ и статуя на Самосѣ были украшены макомъ; новобрачнымъ возлагали на голову маковые вѣнки. Въ качествѣ символа земного плодородiя, макъ былъ аттрибутомъ и Цереры, которая посѣяла макъ въ Микенахъ, позднѣйшемъ Сикiонѣ, и обратила на него вниманiе человѣчества. Отмѣчая успокоительныя и снотворныя свойства мака, миѳъ повѣствуетъ, что сокъ растенiя смягчилъ тоску Цереры послѣ похищенiя ея дочери Персефоны. Послѣдняя, какъ богиня смерти, вѣчнаго сна, изображалась также съ цвѣткомъ мака, который даже и назывался "персефонiемъ". Онъ же всегда сопутствовалъ божествамъ сна и смерти и, наконецъ, богу сновидѣнiй, Морфею, жилище котораго, по Овидiю, обросло макомъ и мандрагорой.

Родина мака неизвѣстна съ точностью. Безъ сомненiя, онъ ранѣе всего былъ культивированъ въ Азiи, въ особенности въ Индiи, Китаѣ, Персiи и малоазiатскихъ государствахъ. Но его можно всегда найти и въ Египтѣ и прочихъ сѣверныхъ областяхъ Африки, а также въ большей части Европы. Во всякомъ случаѣ о макѣ знали и свойствами его пользовались еще съ незапамятныхъ временъ. Гееръ открылъ слѣды мака даже въ свайномъ перiодѣ.

Человѣчество издавна пользуется плодами, сѣменами и молочнымъ сокомъ мака. Гдѣ бы ни надломить растенiе, отовсюду, а въ особенности изъ его зеленой, недозрѣлой еще "коробочки", выступитъ горькiй, бѣлый, очень пряный, наркотически дѣйствующий сокъ, который на воздухѣ быстро высыхаетъ и чернѣетъ. Этотъ высохшiй молочный сокъ и есть опiй. Судя по результатамъ многочисленныхъ изслѣдованiй, морфiй содержится не только въ "коробочкѣ", но и въ листьяхъ, и въ стеблѣ — въ различныхъ стадiяхъ ихъ развитiя.

Время, когда "коробочка" наиболѣе богата морфiемъ, непосредственно предшествуетъ перiоду полной зрѣлости плода.

Употребленiе сухого молочнаго сока или опiя — отъ греческаго "opos", сокъ — было извѣстно и грекамъ, и римлянамъ. Уже Гомеръ называетъ его въ "Одиссеѣ" утѣшителемъ скорбей. Гиппократъ зналъ его усыпляющiя свойства, Никандеръ Колофонскiй, за двѣсти лѣтъ до Р. X., описываетъ въ Индiи опасное дѣйствiе опiя. Теофрастъ называетъ опiй "меконiемъ", а Дiоскоридъ различаетъ меконiй, который получается изъ всего растенiя, отъ опiя, подъ которымъ должно разуметь лишь молочный сокъ, добытый изъ "коробочки" мака. Греки познакомили съ опiемъ и римлянъ. Плинiй описываетъ способъ его употребленiя. Древнiе египтяне и китайцы не знали опiя. Впервые его могли занести въ Персiю и Индiю арабы, а оттуда уже въ Китай и Египетъ. Галенъ восхваляетъ ѳивандскiй или египетскiй опiй, какъ наилучшiй. Гарсiя тоже ставить египетскiй опiй выше прочихъ сортовъ.

Въ теченiе среднихъ вѣковъ опiй являлся рѣдкой и мало употребляемой спецiей. Даже въ XV столѣтiи венецiанскiе дожи получали изъ Египта опiй и опiйные препараты въ качествѣ драгоцѣннаго и рѣдкаго дара. Религiозный запретъ, наложенный на спиртные напитки, сдѣлалъ опiй и его суррогаты весьма популярными среди исламитскихъ народностей. Можно смѣло сказать, что Магометъ на сей разъ промѣнялъ черта на дьявола, такъ какъ опiй, который мусульмане называютъ божьимъ даромъ, дѣйствуетъ на организмъ куда разрушительнѣе алкоголя. Курить-ли его, принимать ли въ какомъ-либо другомъ видѣ — результатъ всегда будетъ одинъ: духовное и тѣлесное разрушенiе. Два англiйскихъ поэта, Кольриджъ 1) и Квенсей, оставили намъ потрясающiй примѣръ своей безплодной борьбы съ этимъ страшнымъ врагомъ.

Послѣ того, какъ опiй сталъ главнымъ предметомъ торговли въ Индiи, дальновидная коммерческая политика англичанъ, воспользовавшись рядомъ войнъ, добилась ввоза этого яда въ Китай, который является нынѣ главнымъ потребителемъ опiя. Прiобрѣтая этой торговлей невѣроятныя богатства, англичане полагаютъ, тѣмъ не менѣе, что вполнѣ искупили свое преступленiе, основавъ нѣсколько безплатныхъ госпиталей для опiомановъ. Торговля опiемъ, являющаяся въ Индiи монополiей англiйской короны, выбрасываетъ въ Китай ежегодно по 6 миллiоновъ килограммъ опiя. Въ голландскихъ колонiяхъ продажа опiя также монополизирована правительствомъ, которое сдаетъ "на откупъ" богатымъ китайцамъ цѣлые округи. Въ Ватавiи, напримѣръ, ежегодный откупъ права торговли опiемъ приноситъ фиску 300 тысячъ гульденовъ.

Внутренность любого "опiйнаго дома" была бы превосходной иллюстрацией къ Дантову аду. Въ помѣщенiи, большей частью, безъ оконъ и вентиляцiи, вдоль стѣнъ устроены, одно надъ другимъ, стойла. Въ этихъ стойлахъ, покрытыхъ бамбуковыми цыновками, лежать человѣкъ на человѣкѣ. Всякъ курить опiй изъ трубочки и охваченъ единственнымъ страстнымъ желанiемъ: какъ можно скорѣе впасть въ то счастливое состоянiе, когда исчезаютъ всѣ горести и когда человѣкъ живетъ лишь стремленiемъ, чтобы это блаженное настроенiе продолжалось безконечно.

За глубокимъ сномъ, которымъ завертается блаженство, слѣдуетъ мучительнѣйшее пробужденiе. Шатаясь, съ искаженнымъ лицомъ, съ тусклымъ, неподвижнымъ взоромъ, выражающимъ лишь ощущенiе невознаградимой утраты, подымается такой несчастливецъ, — но лишь для того, чтобы схватить новую трубку, чтобы какъ можно скорѣй забыть свою безпросвѣтную тоску, пока тѣло еще хоть сколько-нибудь способно выносить постоянное отравленiе. Надо сказать, что противъ ужасныхъ страданiй опiйнаго похмелья есть только одно средство — еще сильнѣйшая доза опiя...

Богатые люди курятъ, обыкновенно, индiйскiй препаратъ опiя, который при сгоранiи даетъ дѣйствительно ароматный запахъ. Люди средняго достатка довольствуются болѣе дешевыми сортами, которые, однако, обходятся имъ отъ 3 до 4 рублей въ день. Китайскiе кули, въ противоположность богачамъ, прокуриваются до послѣдняго гроша и притомъ покупаютъ самые дешевые, а слѣдовательно, самые ядовитые сорта. А "цивилизованныя" стороны съ улыбочкой созерцаютъ, какъ сотни тысячъ людей ежегодно гибнуть ради набиванiя европейскихъ кармановъ.

Какъ предметъ мiровой торговли, опiй фабрикуется въ Остъ-Индiи, Малой Азiи, Египтѣ. Въ Германiи тоже были попытки культивировать опiй, но издержки производства оказались несоразмѣрно высокими. Извѣстно, что опiй представляетъ собой цѣлительное средство и, кромѣ морфiя, входитъ въ составъ цѣлаго ряда медицинскихъ препаратовъ. Этимъ и объясняется значительное потребленiе его Европой. Въ урожайные годы Малая Азiя отправляетъ черезъ Смирну въ Англiю, Голландiю и Америку отъ 5 до 6 тысячъ ящиковъ, по 70 килограммовъ каждый. Въ 1893 г. черезъ Гамбургъ прошло около 280 тысячъ килограммовъ опiя.

Урожай опiя является чрезвычайно шаткимъ и невѣрнымъ. Весеннiе морозы, засуха или саранча внезапно разрушаютъ самые умѣренные разсчеты. Для хорошаго урожая необходима влажная черноземная почва. Крупные землевладельцы не разводятъ опiя, такъ какъ тяжелыя условiя найма рабочихъ дѣлаютъ предпрiятiе безвыгоднымъ. Крестьянинъ же имѣетъ или арендуеть столько земли, сколько могуть обработать онъ и его семья; онѣ и воздѣлываютъ опiй на свой страхъ. Спустя нѣсколько дней послѣ опада бѣлыхъ или пурпурно-красныхъ лепестковъ мака, его "коробочки" уже достаточно зрѣлы для добычи опiя. Эта процедура производитея въ полдень. Острымъ ножомъ, почти у самаго основанiя "коробочки", дѣлается горизонтальный поперечный надрѣзъ.

Иногда надрѣзъ ведутъ спирально до верхняго полушарiя "коробочки". Въ Индiи дѣлается нѣсколько косыхъ надрѣзовъ. При этомъ важно, чтобы ножъ не проникалъ слишкомъ глубоко; иначе молочный сокъ всосется внутрь и "коробочка" будетъ ни къ чему негодна. На слѣдующее утро выступившiй и засохшiй сокъ соскребывается. Если ночью падетъ сильная роса, то достоинство урожая значительно понижается. Еще непрiятнѣе сильный вѣтеръ, примѣшивающiй къ соку пыль. Послѣ добычи опiя даютъ "коробочкамъ" дозрѣвать и тогда собираютъ сѣмена, а солому жнутъ на кормь скота, или, въ голодныхъ мѣстностяхъ, примѣси въ хлѣбъ. Добытый опiй скатывается въ формѣ пирожковъ, которые обвертываются въ маковые листья и сушатся въ тѣни. Прежде, чѣмъ приступить къ сбыту, покупатели и продавцы собираются у мудира или губернатора, чтобы установить цѣну на опiй, отнюдь, впрочемъ, необязательную для обѣихъ сторонъ. Купленный внутри страны, опiй упаковывается въ хлопчатую бумагу, а эти пакеты укладываются, въ свой чередъ, въ круглую корзину, вмѣщающую отъ 130 до 160 фунтовъ. Однако, этотъ вѣсъ не представляетъ собой истиннаго, такъ какъ сюда входить до 5 проц. дурного или испорченнаго опiя, и ужъ дѣло покупателя отбросить его. Это совершается уже послѣ покупки, при которой корзина не вскрывается. Содержанiе опiя опредѣляется въ каратахъ, какъ вѣсъ драгоцѣнныхъ камней. Самымъ чистымъ считается 24-каратовый опiй; но 20-каратовый тоже считается хорошимъ. Наиболѣе чистый опiй получается изъ Узака, Богадица и Симау. Карахиссаръ и его окрестности даютъ треть общаго урожая опiя, но низкаго качества. Хорошiй урожай всѣхъ округовъ можеть принести до 3 тысячъ корзинъ, посредственный — около 2 тыс. а плохой — отъ 1 тысячи до 600 корзинъ. Цѣна опiя на мѣстѣ производства колеблется отъ 7 до 7½ рублей за фунтъ.

Столь-же трудно и невѣрно по результатамъ добыванiе опiя въ Индiи, гдѣ оно особенно процвѣтаетъ въ округахъ Венареса, Патны и Мальвы. Остъ-индскiй опiй идетъ, главнымъ образомъ, въ Китай и продуктивность Ость-Индiи превышаетъ всѣ прочiя мѣста разведенiя этого растенiя. Процессъ обработки здѣсь нѣсколько иной, сравнительно съ малоазiятскимъ. Инструментъ для добычи молочнаго сока снабженъ у индусовъ тремя тонкими иглами, обернутыми хлопчатникомъ, чтобы они не проникали слишкомъ глубоко. Каждое растенiе надрѣзывается троекратно, въ теченiе трехъ дней подрядъ. Операцiя эта начинается въ теплое, солнечное утро, а на слѣдующей зарѣ собирается урожай. Добытый опiй ссыпается въ сосудъ съ льнянымъ масломъ, чтобы предохранить его отъ пересыханiя, а засимъ скатывается въ шары и пироги до 4 фунтовъ вѣсомъ, которые обвертываются табачными и маковыми листьями и засушиваются, Въ такомъ видѣ опiй упаковывается въ ящики, по 10 шаровъ или 40 фунтовъ каждый, и поступаетъ въ руки агентовъ англiйскаго правительства для торговли.

Крайне сложная и неблагодарная культура опiя приноситъ индусу гораздо меньше, чѣмъ воздѣлыванiе табака или сахарнаго тростника, и только щедрыя подачки англiйскихъ агентовъ заставляютъ индусовъ не бросать маковыхъ полей. Чистый доходъ съ засѣянной макомъ десятины достигаетъ лишь 20—30 рублей, что даетъ едва 30 фунтовъ опiя. Выжатое изъ маковыхъ сѣмянъ масло тоже даетъ на десятину не болѣе 2—3 рублей.

Добытый вышеописаннымъ способомъ опiй рядомъ операцiй превращается въ курительный, и въ этомъ видѣ напоминаетъ густой сиропъ. Уже болѣе 40 лѣтъ назадъ въ одной провинцiи Юнканъ потреблялось нѣсколько десятковъ тысячъ ящиковъ опiя ежегодно. Это количество, разумеется, сильно возросло въ настоящее время, такъ какъ число курильщиковъ опiя увеличивается въ чудовищной прогрессiи.

Среди наркотиковъ опiй имѣетъ соперника въ коноплянномъ сокѣ. Но послѣднiй развиваетъ свои опасныя особенности только въ жаркихъ широтахъ. Употребленiе нѣкоторыхъ коноплянныхъ препаратовъ было известно съ незапамятныхъ временъ. Геродотъ повѣствуетъ, что скиѳы приводили себя въ восторженное состоянiе порцiей конопли, которую поджаривали на раскаленныхъ камняхъ. Наркотическое вещество конопли заключается въ сокѣ, который, въ жаркихъ странахъ, собирается въ маленькихъ пачкообразныхъ железкахъ, на листьяхъ и цвѣтахъ растенiя. У нашей конопли эти железки развиты очень слабо, хотя мы и ощущаемъ рѣзкiй и сильный запахъ. На югѣ эти выдѣленiя конопли такъ значительны, что туземцы, проходя нагими или въ кожаномъ передникѣ по конопляному полю, могутъ на ходу собирать ихъ руками или однимъ прикосновенiемъ своего тѣла. Этотъ препаратъ конопли, добываемый, главнымъ образомъ, въ Неаполитанской области, носить названiе Cnurrus.

Кромѣ сока, собираютъ еще цвѣтущiя верхушки растенiя; подъ санскритскимъ именемь "Wang" или "guniah", они идутъ въ качествѣ курева или же основного элемента въ различныхъ составахъ, по дѣйствiю напоминающихъ опiй. Если выкурить или принять внутрь коноплянный препаратъ, онъ навѣваетъ сны, полные райскаго счастья, юношеской радости, богатства, восторга жизни, безплотности, безболѣзненности, — короче, полные того фантастическаго блаженства, которое такъ любитъ Востокъ и которое, къ тому же, обходится здоровью гораздо дешевле, чѣмъ послѣ опiя или алкоголя. Накурившись конопли, восточный человѣкъ чувствуетъ себя княземъ, султаномъ, полубогомъ, вѣчно юнымъ и прекраснымъ, которому принадлежитъ весъ мiръ. Коноплянные препараты употреблялись китайцами еще въ III вѣкѣ по нашему лѣтосчисленiю, въ качествѣ хирургическаго пластыря. Въ западныхъ странахъ свойства конопли стали извѣстны со времени крестовыхъ походовъ. Арабы употребляли ее подъ именемъ гашиша, что значить "трава", какъ возбуждающее средство передъ битвой. Французскiй орiенталистъ Сильвестрь-де-Суси полагаетъ, что, благодаря той мусульманской сектѣ, которая, подъ главенствомъ Старца Горы, причинила столько бѣдъ крестоносцамъ, французское искаженiе слова "гашишъ" — assassins — вошло въ обиходъ этого языка со значенiемъ "убiйца" — assassin.

Употребленiе препаратовъ копопли, вмѣстѣ съ распространенiемъ владычества ислама, стало извѣстнымъ большей части старой Европы. Въ Турцiи, Аравiи, Персiи, Индiи потребляется множество копопли, равно, какь и въ Сѣверной Африкѣ, гдѣ она идетъ подъ именемъ "кафъ" или "кифъ", и у готтентотовъ, и въ средней и въ южной Америкѣ. Словомъ, число поклонниковъ конопли доходитъ до 300 миллiоновъ.

Итакъ, большая часть человѣчества не чужда наслажденiю опiемъ или коноплей. Присоединивъ сюда употребленiе алкоголя у западныхъ народовъ, засимъ любителей кофе и чая, мы видимъ, что въ глубинѣ человѣческой души лежитъ роковая потребность — хоть на мигъ смягчить невыносимое бремя земного удѣла, рискуя ради этого мига облегченiя не только настоящимъ, но и будущимъ, вплоть до наслѣдственной порчи отдаленнѣйшихъ потомковъ...


1) В тексте заметки напечатано "... Два англiйскихъ поэта, Кольридихъ и Квенсей ..." (примечание составителя). (назад)