"Природа", №04-06, 1919 год, стр. 251-260
Железо и железоделательная промышленность наиболее яркое проявление военной техники как за время войны, так и до войны. Ведь железо, сталь, чугун — основы современной индустрии: железнодорожной, кораблестроительной, машиностроительной, артиллерийской и т. п. За время войны железная промышленность напрягла все свои силы, и вызванные за это время перемены несомненно отразятся и на ближайшем десятилетии. Интересно поэтому сделать учет того, что было сделано за войну в этой отрасли промышленности. Здесь важны не столько количественные, сколько качественные, структурные перемены, ибо в последних сущность переворота, который произошел за 4 года всемирной войны. К сожалению, пока мало данных статистического характера, чтобы можно было всесторонне обнять совокупность происшедших перемен.
Наиболее полными являются данные о С. Штатах.
Хотя в начале 1918 г. Соединенные Штаты не приняли столь интенсивного участия в войне, как за последние 1½ года, но о грандиозном размере развития железнодорожной промышленности за время войны свидетельствуют разные сведения, которые появляются теперь в различных специальных журналах заграницей. Производство чугуна почти до ½ 1918 г. постепенно повышается, достигая 135% производства 1914 года.
Так выплавлено в Соед. Штатах чугуна: | |||||
в | 1913 | г. | ......... | 31.461.610 | тонн |
„ | 1914 | „ | ......... | 23.705.561 | „ |
„ | 1915 | „ | ......... | 30.394.872 | „ |
„ | 1916 | „ | ......... | 40.065.754 | „ |
„ | 1917 | „ | ......... | 39.265.755 | „ |
Эти данные представят особый интерес, если принять во внимание, что во время войны выплавка чугуна в Великобритании держалась на одном уровне (хотя несколько меньше, меньше чем в 1913 г.), а в России и в особенности в Германии пала. Во время войны потребности мирного характера не были удовлетворяемы, вывоз мирных предметов, достигавший для Германии, а частью и для Великобритании огромных размеров, был совершенно прекращен, и все внимание было исключительно обращено на производство орудий войны. Что касается Франции, то благодаря тому, что железнорудные районы Лаон и Брие были заняты немцами в самом начале войны, выплавка чугуна во Франции в особенности пала. В общем выплавление чугуна до войны и за первые 3 года войны достигало в тоннах:
Год | Германия. | Франция. | A.-Венгр. | Россия. | Англия. | |
1913 | 19.291.920 | 5.311.316 | 2.380.864 | 4.557.000 | 10.424.484 | |
1914 | 14.391.611 | 5.113.000 | 1.988.000 | 4.257.000 | 9.046.553 | |
1915 | 11.759.957 | 4.556.000 | 1.570.736 | 3.649.000 | 7.934.353 | 1) |
1916 | 13.259.000 | — | 1.969.124 | 3.781.670 | 9.192.751 |
1913 г. является нормальным годом до войны, первая половина 1914 года характеризуется нормальной выплавкой, на второй половине года война отразила свое влияние и выплавка везде несколько уменьшилась. 1915 г. характеризуется общим уменьшением выплавки во всех странах Европы, и лишь в разгаре войны в 1916 г. выплавка повышается, повидимому достигая в 1917 г. размеров нормального времени, а в 1918 г., вероятно, подымается еще выше. Таким образом за исключением С. Штатов, представляющих единственное уклонение от общей картины (если не говорить о нейтральных странах, производство которых в общем невелико), производство чугуна за время войны не превысило производства мирного времени. Как было указано выше, этот поразительный факт следует объяснять сокращением производства предметов мирного времени и переходом исключительно на военную индустрию. Отсюда на первый взгляд может следовать тот вывод, будто производство чугуна во время войны не было особенно экстенсивным в воюющих странах. На самом деле это не так.
Возьмем отдельные страны.
Франция за время войны лишилась своей нормальной железной руды. Окупация немцами 10 департаментов отняла у Франции в самом начале войны около 80% ежегодного производства угля, железа, стали и чугуна. Из 127 доменных печей, находившихся во всей Франции накануне войны, 95 очутилось в руках немцев. Франции пришлось напрячь все усилия, чтобы поднять свою промышленность, и есть основание полагать, что в этом отношении она успела.
Германия была поставлена в исключительно благоприятные условия. До войны Германия питалась наполовину ввозной рудой; на время войны она благодаря военным успехам получила в свое распоряжение железнорудные копи Франции. Оккупации и возможность использования лотарингских месторождений железной руды "минетты" спасали Германию от поражения. Из французских рудников металлозаводчики добывали так много железа, что они были в состоянии производить из него всю артиллерию и т. д. Несмотря на все это, Германия все таки испытывала нужду как в высоких сортах железной руды, так в особенности в различных прибавках к руде: в марганце, вольфраме и т. д.
Англия испытывала нужду, в марганцовых рудах и в железной руде, которую она от ⅓ до ½ получала из Испании и Швеции и друг. стран. Действие подводных лодок несомненно тормозило получение этой руды.
Недостаток железной руды в Англии несомненно возрастал по крайней мере в начале войны, как об этом свидетельствуют следующие данные:
Год. | Добыча ру- ды в тонн. |
Ввоз руды. | Общий запас. |
1912 | 14.011.444 | 6.708.123 | 20.719.567 |
1913 | 16.253.285 | 7.561.325 | 23.814.610 |
1914 | 15.105.463 | 5.796.114 | 20.961.577 |
1915 | 14.462.772 | 6.302.412 | 20.765.184 |
1916 | 13.919.240 | 7.016.431 | 20.935.671 |
Кроме того Англия ввозила еще и готовый чугун в 1914 г. 226.950 тонн, в 1915 г. — 202.367 тонн, в 1916 г. — 162.095 тонн; таким образом общий запас чугуна, если вычесть вывоз Англией в другие страны, равнялся в
1913 г. | 9.727.636 | 1915 г. | 8.515.321 |
1914 г. | 8.583.760 | 1916 г. | 8.552.236 |
Как видим, запас чугуна внутри страны за время первой половины войны не увеличивался; данные вывоза не объясняют удовлетворительно этот факт; так Англией вывезено чугуна:
1913 г. | 1.142.167 | тонн | 1915 г. | 621.403 | тонн |
1914 г. | 793.182 | „ | 1916 г. | 802.640 | „ |
Из своих колоний Англия навряд ли могла получать много чугуна, ибо производство его, как видно из нижеприведенных данных, невелико:
Добыча чугуна в Соединенном Королевстве в тысячах тонн | |||||
1913 г. | 1914 г. | 1915 г. | 1916 г. | ||
Великобритания и Ирландия | 10.647 | 9.150 | 8.934 | 9.193 | |
Канада | ......... | 1.031 | 717 | 839 | 1.087 |
Австралия | ......... | 47 | 76 | 108 | 157 |
Индия | ......... | — | 239 | 274 | 251 |
Потребность держав Антанты, расположенных на континенте, покрывалась усиленной работой С. Штатов, увеличившей выплавку чугуна за счет европейских держав. Так С. Штаты ввезли в воюющие страны Европы чугуна, железа и стали на сумму:
Год | в долларах | в тоннах | ||
1915 | 388.703.720 | 3.575.751 | ||
1916 | 871.337.322 | 6.199.504 | ||
1917 | 1,243.803.675 | 6.546.252 |
Общий же вывоз в эти страны на 1.304 миллионов долларов в 1914 г. поднялся до 4.042 миллионов долларов в 1917 г. Ввезенные железо, чугун и сталь (не считая машины и т. д.) в 1915 году составляли около 25% всего производства чугуна Франции и Англии, вместе взятых, а в 1917 г. 70% производства Англии. Лишь эти данные могут дать яркое представление о той роли, которую сыграли американцы в исходе войны.
Однако, интенсивность железноделательной промышленности сказалась не столь ярко в самом производстве чугуна, сколько в переработке чугуна на сталь (литейный чугун). Последние данные наиболее характерны для военной индустрии.
1913 г. | 1914 г. | 1915 г. | 1916 г. | |||||
С. Штаты | ....... | 32.838.764 | 24.593.576 | 32.665.453 | 43.458.059 | |||
Германия | ....... | 18.958.819 | 14.973.106 | 13.258.054 | 16.035.000 | |||
Англия | ....... | 7.786.498 | 7.960.475 | 8.686.815 | 9.393.389 | |||
Россия | ....... | 4.837.000 | 4.732.000 | 4.900.010 | — | |||
Франция | ....... | 4.635.166 | — | — | — | |||
А.-Венгр. | ....... | 2.625.879 | 2.160.239 | 2.674.197 | 3.374,000 |
Сравнив эту таблицу с таблицей выплавки чугуна за те же годы, увидим, что за время войны особенно усилилась выплавка стали. Если вспомнить, что в то время как доменные печи, выплавливающие чугун, расчитаны на огромную производительность и являются непрерывно действующими, тогда как мертеновские и бессемеровские печи (не говоря уже о других), перерабатывающие чугун на сталь, имеют ограниченную производительность, — то станет ясной интенсивность железоделательной промышленности в течение войны. Все воюющие страны все произведенное железо и сталь употребляли исключительно на военные нужды, мирная же потребность страны все время оставалась неудовлетворенной. Одни лишь С. Штаты имели возможность в течение войны вывозить продукты своей промышленности и таким образом удовлетворять потребность всего мира. Спрос на американские товары возрос везде в усиленной степени; за это время Америка завоевала новые рынки и получила монополии на свои продукты в ряде стран. В этом отношении весьма интересны данные, опубликованные National City Bank в Нью-Иорке о внешней торговле Соед. Штатов за время войны.
1914 г. | 1917 г. | ||||
В | нейтральные страны за исключением Европы. |
..... | 877 | 1.838 | |
„ | нейтральную Европу | ..... | 184 | 414 | |
„ | воюющие страны Европы. | ..... | 1.304 | 4.042 | |
„ | Южную Америку | ..... | 125 | 260 | |
„ | Азию за исключением Владивостока |
..... | 113 | 250 | |
„ | Африку | ..... | 28 | 53 | |
„ | Океанию (Австралию, Новую Зеландию и др.) |
..... | 54 | 82 | |
„ | Северо-Американские со- седние страны |
..... | 345 | 788 |
Общий вывоз полуфабрикатов и фабрикатов из железа и стали достигал:
Год | в тоннах | в долларах | |||
в | 1915 | 3.575.751 | 388.703.720 | ||
„ | 1916 | 6.199.504 | 871.327.322 | ||
„ | 1917 | 6.546.252 | 1.243.803.675 |
вывоз одних машин за
9 | мес. | 1916 | года | равен | 122.633.428 | долларов. |
9 | „ | 1917 | „ | „ | 189.595.214 | „ |
Одновременно укажем на ничтожность ввоза в С. Штаты железа и стали; таковых
за | 9 | месяцев | 1916 | года | ввезено | 234.080 | тонн. |
„ | 9 | „ | 1917 | „ | „ | 382.728 | „ |
Грандиозное развитие торговли С. Штатов сделало эту страну еще задолго до победоносного для Антанты окончания войны первенствующей страной и в экономическом отношении.
Если эти цифры указывают общую сумму мощи С. Штатов и общую деятельность отдельных стран во время войны, то еще более интересные цифры получаются при рассмотрении данных по отдельным вопросам.
В частности большое значение для железоделательной промышленности имело получение электростали, которое особенно сильно развилось за время войны. До войны только одна Америка и отчасти Германия обращали внимание на получение электростали. За время войны в особенности в Америке и Канаде (вероятно, отчасти благодаря белому углю) получение электростали развилось в огромных размерах.
Число электро- печей. |
к марту 1910 г. |
к июлю 1913 г. |
к янв. 1915 г. |
к янв. 1916 г. |
к янв. 1917 г. |
|
Германия | ..... | 30 | 34 | 46 | 53 | 52 |
Ав.-Венгрия | ..... | 10 | 10 | 18 | 18 | 18 |
Италия | ..... | 12 | 20 | 22 | 22 | 29 |
Франция | ..... | 23 | 13 | 17 | 21 | 29 |
Англия | ..... | 7 | 16 | 16 | 46 | 88 |
Россия | ..... | 2 | 4 | 9 | 11 | 16 |
Швеция | ..... | 5 | 6 | 18 | 23 | 40 |
С.-Штаты | ..... | 94 | 112 | 155 | 209 | 291 |
Канада | ..... | 10 | 19 | 41 | 73 | 135 |
Количество печей одних С. Штатов почти равняется сумме электропечей всей Европы.
Далее почти столь же большого интереса заслуживают данные о количестве выплавленной молибденовой, вольфрамовой, никкелевой и хромовой стали. В этом отношении в особенно благоприятном положении находились С. Штаты и Англия, ибо для Германии ввоз необходимых для этого руд и концентратов (обогащенных руд) был закрыт; Францию, Россию и Италию снабжали этими металлами и их сплавами Англия и С. Штаты (за исключением никкеля, который за последнее время Россия стала добывать сама). Несомненно в этом отношении Англии очень много могли помочь ее колонии и в особенности Канада и Австралия. Добыча молибденового блеска и его концентратов в Канаде поднялась с 3.460 тонн на 25.943, никкелевого сплава с 42.090 до 61.419, хромовой руды с 123 до 10.419 тонн. В Австралии добыча вольфрама и его концентратов с 173 тонн в 1913 г. поднялась до 642 тонн в 1914 г. и 772 тонн в 1915 г., в особеннности же выросла добыча концентратов: с 1 т. 1913 г., 442 т. в 1914 г. и 688 т. в 1915 г.; добыча магнезита, необходимого при приготовлении огнеупорных сосудов и частей разных печей, поднялась в Канаде с 562 т. в 1914 г. на 13.407 т. в 1915 г., а дальше, вероятно, и еще больше.
Как же обстояло железное дело за время войны на Юге России. Добыто:
железной руды. | марганцевой руды. |
|||||
в | 1913 | году | 420 | милл. | пуд. | 16.188 |
„ | 1914 | „ | 327 | „ | „ | 14.600 |
„ | 1915 | „ | 248,3 | „ | „ | 16.854 |
„ | 1916 | „ | 335,4 | „ | „ | 17.268 |
„ | 1917 | „ | 225,4 | „ | „ | 11.342 |
Выплавлено чугуна в тысячах пудов:
На Украине. | В остальной России. |
Вместе. | |||
в | 1913 | г. | 189.162 | 93.796 | 282.958 |
„ | 1914 | „ | 176.216 | 87.918 | 264.134 |
„ | 1915 | „ | 167.670 | 57.299 | 224.969 |
„ | 1916 | „ | 175.918 | 50.972 | 226.900 |
„ | 1917 | „ | 111.225 | — | — |
Как видим, и на Украине и в остальной России добыча руды и выплавка чугуна сравнительно с мирным временем не увеличились; в первые 1½ года войны заметно даже падение, в 1916 году добыча руды и выплавка чугуна повышаются, но затем в 1917 году наступает революция, и мы замечаем резкое падение выплавки по сравнению с данными 1916 года.
И здесь увеличения добычи руды и выплавки ее не было; потребности военного снаряжения заменили культурные потребности мирного времени. Однако потребление железа и стали за время войны и в России не ограничивалось собственным изготовлением: некоторое количество чугуна, железа и стали было доставлено из-за границы.
Ввоз в Россию в 1915 году и 1916 году в тоннах через
1915 г. | 1916 г. | |||
Николаев | ...... | 193 | 16 | |
Архангельск | ...... | 126.086 | 217.311 | |
Владивосток | ...... | 769.352 | 842.718 | |
Всего | ...... | 895.631 | 1.060.045 |
Таким образом по весу ввезенное железо и сталь составляют по сравнению с выплавленными на месте всего около ½%.
В ввозе железа и стали в Россию принимали участие Соединенные Штаты, Англия и Франция.
Главнейшим образом ввозились машины и аппараты, обработанные ковкой и прокатыванием, железо и сталь, сталь в болванках и рельсах, проволока, жесть и т. п.
В эти данные вовсе не входят предметы военного снаряжения. Можно себе представить, каков был ввоз последних в Россию в 1917 году!
Если мы из прошлого и настоящего постараемся сделать прогноз будущего, то придется сказать, что в ближайшем будущем металлический голод будет чувствоваться еще долгое время. Ни быстрого падения цен, ни быстрого понижения производства в Европе при нормальных условиях жизни ожидать нельзя. Уже 4 года или 5 лет внутренняя потребность народов остается неудовлетворенной. Интенсивная работа фабрик и заводов за время войны вызвала сильную изношенность того материала, аппаратов и машин, которые были приготовлены задолго до войны. Надолго после войны будет чувствоваться сильная нужда в исходных сырых материалах, так как старые запасы исчерпаны, а вновь добытое немедленно пускалось в употребление; имеющиеся транспортные средства обладают пониженной производительностью вследствие сильного напряжения за время войны. Бернард-Лоу заявил еще за 1½ года до конца войны: "главная задача после войны будет снабжение сырьем. Чем дольше будет война продолжаться, тем меньше сырья будет представлено (после войны) к распределению, тем менее из него получит Германия, так как державы Антанты прежде всего будут заботиться о самих себе". Вот эта забота о сырье для "самих себя" и является тем стимулом, который будет двигать горную политику держав согласия в течение ближайшего будущего. Если мы будем исходить из положения, создавшегося поражением Германии, то можно наметить следующую картину ближайшего экономического развития, в особенности в железоделательной промышленности.
Германия. На общем собрании съезда деятелей металлургической промышленности в 1918 г. проф. Зиммербах, говоря о железных рудах Германии, заявил: "через 45 лет месторождения минетты (главнейшей руды Германии и Франции в районе Эльзас-Лотарингии и Нанси) иссякнут. Потушатся домны, затихнут томасовые печи. Вследствие этого станут угольные копи на Руре и Сааре, не будет заработка и у торговцев, и у служащих на железных дорогах. Через 50 лет население однако увеличится на 20 миллионов человек (каждый год на 400.000), которые также будут без хлеба и принуждены будут вместе с рабочими на горных и металлургических предприятиях эмигрировать; если же мы получим Бриё (богатый минеттой район Франции), мы будем иметь возможность работать еще 100 лет". Исход войны оказался пока таковым, что Германия не только не получила Бриё, но и потеряла свои железные рудники в Эльзас-Лотарингии. Однако, несомненно, что железоделательная промышленность Германии не погибнет. Германия, вывозившая колоссальные количества железа и стали в Англию, Россию, Мал. Азию и т. д., несомненно будет лишена многих своих рынков: английского, турецкого, южно-американского; что касается бывшего русского рынка, часть последнего останется все-таки за Германией, вследствие географического соседства, транспортных условий и т. п. С другой стороны и Германия, которая в ближайшем будущем будет особенно нуждаться в сырье, в железной руде, станет стремиться получить его или из Швеции, Норвегии или из Кривого Рога (Екатеринославск. губ.); несомненно ей придется покупать "минетту“ и у французов. В связи с политическими условиями Германии придется озаботиться перенесением хотя бы части своей промышленности вглубь страны, подальше от французской границы, и тогда руда района Кривого Рога станет для Германии одним из серьезных предметов внимания.
Англия несомненно освободится от ввоза германской промышленности, отчего потребность в железе у нее еще сильнее возрастет. Однако, как мы видели раньше, производство чугуна в Англии не возросло (зато сильно возросло получение стали), потребности самой Англии и связанных с ней колоний в течение войны оставались неудовлетворенными, и несомненно, что продукты тяжелой индустрии понадобятся ей самой; вывоз же в остальные страны вероятно будет держаться на прежней до войны высоте.
Франция никогда не была страной вывоза предметов тяжелой индустрии. Если с приобретением железных руд Германии, а в особенности каменноугольных бассейнов Саары Франция и сможет развить железоделательную промышленность, то все же это развитие пойдет не очень быстро; в первую очередь оно будет направлено на приведение в порядок и обстраивание разрушенной войной пограничной части Франции и Бельгии. Максимум, чего можно ожидать, это чтобы Франция сама смогла удовлетворить свои нужды.
Италия точно также ничего не может вывозить, ибо она сама всегда нуждалась и нуждается в ввозе железа и стали.
Одни лишь Соединенные Штаты будут в состоянии удовлетворять потребность в железе всех стран; очевидно, они унаследуют германские рынки, помогут обстроить разрушенные части Франции и будут вывозить гл. обр. в страны востока, в Сибирь, Китай и Японию. Мы уже видели, что и за время войны С. Штаты увеличили свой вывоз во все страны света. Ближайший и главный конкурент С. Штатов Германия уничтожен и не представляет более опасности, остальные страны заняты своим собственным устройством; сильной конкуренции на ближайшее время ожидать С. Штатам не от кого; С. Штаты займут в отношении производства предметов из чугуна, железа и стали (а вероятно и друг.) гегемонию на земном шаре, тем более, что запас руды и условия их добычи, равно как запас каменного угля у них неограничен.
По отношению к России влияние С. Штатов будет разно в разных ее частях. Вероятно Сибирь, Туркестан, Северная Россия попадут под сильное влияние Соединенных Штатов. Центральная Россия и часть Урала будут стараться конкурировать с ними. Что касается Украины, то здесь, вероятно, будет сильное влияние Франции и Германии, тем более, что экономические условия для Украины весьма благоприятны. Судьба русской железной промышленности зависит прежде всего от того, в каких условиях будет протекать ближайшая экономическая жизнь страны. Если в первые годы, пока воевавшие страны Европы будут заняты обстраиванием самих себя, почему вывоз со стороны Франции, Бельгии и Германии в Россию будет невелик, России удастся наладить и развить свое производство, она будет в состоянии выдержать и будущий наплыв иностранной железной промышленности, в противном случае мы станем лишь объектом вывоза и использования нашего сырья.
1) В оригинале статьи для Англии за 1915 г. приведено число 87.934.355, что, конечно, явная опечатка. Судя по цифрам запасов чугуна в Англии за вычетом экспорта 1915 г. верное число 7.934.355. Прим. составителя. (стр. 253.)