"Природа", №05-06, 1926 год. стр. 65-76.
Русские интеллигентные люди мало интересуются историей русских географических открытий, и, вероятно, очень многие будут удивлены, если им сказать, что множество островов в Тихом океане открыто русскими мореплавателями и носят имена наших исследователей. Немногим, вероятно,известно, что часть штата Калифорнии некогда принадлежала России, была обследована русскими, что там до сих пор есть река Russian River, называвшаяся раньше Славянкой, и до сих пор существует на ней основанный русскими в 1812 году Форт Росс, носящий свое имя от россиян, а вовсе не от созвучной английской фамилии 1).
С тех пор как русские появились на азиатских берегах Тихого океана прошло почти 300 лет.
Посланный из Томска на Лену атаман Дмитрий Копылов основал в 1637 г. при впадении Маи в Алдан зимовье. В 1639 году он отправил казака Ивана Москвитина с 31 служивым вверх по Мае. Они перевалили через хребет, вышли к берегу Охотского моря на устье р. Ульи, западнее теперешнего Охотска, и поставили здесь ясачное зимовье. В ближайшие годы люди из отряда Копылова разведали берег Охотского моря на восток до Тауйской губы, а на юг до реки Уды, на которой заложен Удский острожек.
Вернувшись в 1642 году в Якутск, Иван Москвитин сообщил, что "они ходили с Уди реки по морю по правую сторону, изымали Тунгуса, и тот де Тунгус сказывал им про хлебную реку, и хотел их вести на ту реку хлебную Шилку“ 2). Эти сведения о плодородных землях в бассейне Амура побудили якутских властей снарядить туда специальную экспедицию.
Летом 1643 года из Якутска отправлен "на Зию и Шилку реку“ письменный голова Василий Поярков. Он достиг того места, где ныне при впадении Зеи в Амур стоит Благовещенск, спустился отсюда в устья Амура и здесь вместе с 60 служилыми зазимовал. Это было в 1644 году. Весною следующего года Поярков на небольших речных судах вышел в Охотское море и после трехмесячного плавания достиг устья р. Ульи, где встретился с служилыми из отряда, посланного Копыловым. Этот героический поход неустрашимых старинных людей по неизвестной реке и по холодному неизведанному морю невольно вызывает наше изумление. В 1646 году Поярков вернулся с 33 служилыми в Якутск, потеряв в течение трехлетнего похода сто человек, но привезя чертежи пройденного пути и подробный отчет о плавании. Таким образом, Поярков доставил весьма ценные географические материалы. Следует отметить, что когда якутский воевода Петр Головин отправлял Пояркова "на Зию и Шилку реку", он дал ему инструкцию, в которой совершенно определенно предписывалось:
"И на Зие реке будучи ему, Василью, распрашивать всяких иноземцов накрепко про сторонние реки падучие, которые в Зию реку пали, какие люди по тем сторонним рекам живут, седячие ль, или кочевные, и хлеб у них и иная какая угода есть ли, и серебренная руда, и медная, и свинцовая по Зие реке есть ли, и что хто иноземцов в распросе скажет, и то записывать именно. И чертежь и роспись дороге своей и волоку, и Зие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям, прислать в Якуцкой острог, вместе с ясачною казною; и чертежь и роспись прислать всему за своею Васильевою рукою" 3).
Данные Пояркова и других дальневосточных землепроходцев использованы на "чертеже Сибирския земли", составленном в Тобольске в 1667 году, по распоряжению тобольского воеводы Петра Годунова. На этом чертеже восток Сибири омывается морем, в которое впадают между прочим реки Камчатка и Амур. В старинных географических описаниях Сибири, относящихся ко второй половине XIX века, мы находим довольно подробное описание восточных берегов Сибири.
Вслед за Амуром последовало открытие Берингова пролива и р. Анадыря. В 1648 году якутский казак Семен Дежнев, выйдя из устья Колымы, морем обогнул мыс Восточный (ныне м. Дежнева), открыл, таким образом, Берингов пролив и высадился к югу от устья Анадыря. От места высадки Дежнев дошел до Анадыря, перезимовал в низовьях этой реки, а летом следующего года построил на среднем течении Анадыря зимовье — впоследствии Анадырский острог.
Годом раньше Дежнева на Анадырь ходил (1647 г.) сухим путем Михаил Стадухин. С Анадыря он зимою перешел на лыжах на Пенжину, отсюда на Гижигу, откуда морем направился на р. Тауй, а отсюда в Охотск 4). Таким образом стало известно все побережье от устья Гижиги до Амура.
Честь открытия и первого географического описания Камчатки принадлежит пятидесятнику Владимиру Атласову. Во время своего похода 1697—99 годов он доходил почти до самого юга Камчатского полуострова. Он не только дал прекрасное описание этой страны 5), но первый сообщил сведения о северных Курильских островах, которые он, хотя не посетил, но видел.
В 1716 году состоялось первое плавание русских на Камчатку Охотским морем из Охотска. Инициатива этого начинания принадлежит Петру Великому, который, вообще, проявлял большой интерес к северовостоку Азии и в частности и вопросу о том, соединяется ли Азия с Америкой, или они разделены проливом. О необходимости разрешения этой загадки философ Лейбниц в течение двадцати лет неоднократно напоминал царю. За три недели до своей смерти, 6 января 1725 года, Петр собственноручно написал инструкцию, в которой предписывалось Берингу построить на Камчатке суда, отправиться на этих судах на север и искать, где "Азия сошлась с Америкой". Нартов рассказывает, что в начале января 1725 года Петр Великий призвал к себе генерал-адмирала Апраксина и сказал ему: "Я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. На сей морской карте проложенной путь, называемый Аниан 6), проложен не напрасно. В последнем путешествии моем в разговорах слышал я от ученых людей, что такое обретение возможно. Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее Голландцев и Англичан, которые многократно покушались обыскивать берегов американских?"
Выйдя в июле 1728 года из устья р. Камчатки, Беринг в августе достиг пролива, названного впоследствии его именем, но американского берега ему видеть не удалось.
Надо, впрочем, иметь в виду, что в Сибири задолго до Беринга было известно о "Большой Земле", которая противолежит Чукотскому полуострову. В 1730 году капитан Павлуцкий снарядил экспедицию к Большой Земле под начальством подштурмана Ивана Федорова и его помощника геодезиста Михаила Гвоздева. Они посетили в 1732 г. оба берега — и азиатский и американский — Берингова пролива и открыли лежащие в проливе острова Гвоздева или Св. Диомида, один из коих (а какой — в точности неизвестно) был открыт еще Берингом в 1728 году. Посреди между этими островами проходит ныне граница между Россией и Соединенными Штатами.
В 1733 году Беринг был снова отправлен в экспедицию, которая должна была заняться изучением берегов Америки, описать Курильские острова, отыскать путь в Японию, а также окончательно удостовериться, "есть ли соединение Камчатской земли с Америкою".
Весною 1741 года Беринг отплыл на судне "Св. Петр" из Петропавловской гавани на Камчатке к берегам Америки; с ним вместе отправился натуралист Стеллер. На другом судне, "Св. Павел", которое имело такое же назначение, командиром был Чириков. После полуторамесячного плавания Беринг пристал к американскому берегу у горы Св. Ильи, в Аляске, одной из высочайших в Сев. Америке (5500 м.). Стеллер высаживался на острове Каяк и дал прекрасное описание природы этих мест. До Беринга это побережье не было посещено никем из европейцев. На обратном пути Беринг открыл ряд островов к югу от полуострова Аляски (между прочим — о-ва Шумагинские, где впервые встретился с алеутами, доселе никогда не видавшими европейцев). Затем открыл некоторые из Алеутских островов и, наконец, после необычайно трудного плавания, 6 ноября 1741 года, был выброшен бурею на остров, который получил название острова Беринга. Здесь через месяц командир скончался. Стеллер оставил обстоятельное описание острова, а Ваксель дал оставшееся единственным изображение морской коровы, истребленной к 1768 году.
Чириков пристал на 1½ суток ранее Беринга к американскому берегу под 55½° с. ш., именно несколько западнее острова Принца Уэльского. На обратном пути открыл несколько из Алеутских островов и в октябре 1741 г. вернулся на Камчатку.
Находившиеся в составе экспедиции Беринга Шпанберг и Вальтон плавали еще в 1738 и 1739 годах к Курильским и Японским островам. Они доходили вдоль восточных берегов Японии на юг до 35° с. ш. и нанесли на карту эти берега, а равно и Курильские острова. Это было первое посещение русскими берегов Японии. В 1742 г. Шельтинг, тоже участник экспедиции Беринга, подходил к восточным берегам Сахалина. На основании описей Шпанберга и Вальтона составлена карта, изображающая устья Амура, Сахалин, часть Японии, Курильские острова и южную часть Камчатки; она помещена в Российском Атласе, изданном Академией Наук в 1745 г.
Экспедиция Беринга была географическим подвигом величайшей важности. Были открыты и нанесены на карту берега северо-западной Америки, Алеутские и Командорские острова, что впоследствии значительно облегчило присоединение Аляски.
Знаток северо-восточной части Тихого океана, американский капитан Е. Бертольф, в своей недавно напечатанной статье говорит об интересующей нас экспедиции так: "Путешествия Беринга и Чирикова — события величайшего значения. Эти два мореплавателя пересекли Тихий океан и открыли северо-западный берег Америки ценою ужасных потерь и перед лицом неописуемых трудностей. Моряк следит за перипетиями их борьбы с все возрастающим уважением и восхищением перед людьми, которые сделали такое громадное дело с столь неподходящими для его исполнения средствами" 7).
Вернувшиеся в 1742 году на Камчатку, спутники Беринга привезли с собой большое количество бобровых мехов. Это сейчас же вызвало ряд экспедиций купцов и промышленников на восток. Вскоре была открыта вся цепь Алеутских островов. В 1761 году судно купца Бечевина достигло полуострова Аляски, в 1763 году Глотов посетил Кадьяк, а через 20 лет Россия закрепила за собой противолежащий этому острову берег материка. В 1786—7 годах открыты богатые котиками Прибыловы острова. В 1799 году основана Ситха. Следует отметить экспедицию Г. А. Сарычева, который в 1790—92 годах произвел опись островов и части берегов Берингова моря.
Русские кругосветные плавания представляют с научной стороны громадный интерес, между тем они известны у нас весьма мало. Им посвящено одно только специальное исследование Н. Ивашинцова: "Русские кругосветные плавания с 1803 по 1849 год" (Спб. 1872, стр. 245).
Российско-американские владения находились в эксплоатации у особой компании, которая вела сначала все сношения с колониями через Сибирь, сухопутьем до Охотска. С 1803 года впервые начали сообщаться морем.
В начале 1803 года были снаряжены два корабля, "Надежда", под начальством капитана И. Ф. Крузенштерна, и "Нева", под командой Ю. Ф. Лисянского. Это первое русское кругосветное плавание было совершено под общим руководством Крузенштерна, знаменитого мореплавателя, памятник которому стоит на набережной Васильевского Острова, против здания б. Морского Корпуса.
В конце июля 1803 г. "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта, и 14 ноября русский флаг впервые перешел в южное полушарие. Во время своих плаваний в Тихом океане "Надежда" произвела много съемок в группе Маркизских островов, ныне принадлежащих Франции, затем у берегов Японии и Сахалина. В группе Гавайских островов, под 26° с. ш., Лисянский открыл остров, названный его именем. Во время плавания впервые произведены наблюдения над температурой на глубинах океана, затем сделано много астрономических определений, наблюдений над течениями, приливами и отливами, над удельным весом морской воды, составлен словарь аинского и чукотского языков, собраны этнографические коллекции и много данных по этнографии. В августе 1806 г. оба судна вернулись в Кронштадт.
В 1814 г. лейтенант Лазарев на корабле "Суворов" открыл в Тихом океане под 13°13' ю. ш. группу коралловых островов, названную им островами Суворова. Одно из самых замечательных, в истории географических открытий, кругосветных плаваний было совершено в 1815—18 годах бригом "Рюрик" под начальством лейтенанта О. Е. Коцебу, плававшего раньше кадетом на корабле "Надежда". Бриг "Рюрик" был выстроен в Або и имел водоизмещение всего в 180 тонн. В Копенгагене был принят на бриг поэт и естествоиспытатель Ад. Шамиссо, открывший чередование поколений у сальп. Обогнув мыс Горн, "Рюрик" в январе 1816 г. вступил в Тихий океан. Здесь был сделан целый ряд открытий в архипелаге Паумоту, или Низменном, ныне принадлежащем Франции; здесь открыты и описаны о-ва Румянцова, Спиридова, Рюрика, Крузенштерна. Далее, в восточной группе Маршалловых островов открыты острова Кутузова и Суворова; острова эти, ранее принадлежавшие германцам, ныне переданы Японии. Летом "Рюрик" был в водах Берингова моря, положил на карту о-ва Диомида и открыл на Аляске залив Коцебу. В 1817 г. Коцебу снова работал среди Маршалловых островов и опять сделал ряд открытий: он открыл и назвал о-ва Нового года, Румянцова, Чичагова, Аракчеева, Трэверси, Крузенштерна, Гейдена. Обогнув мыс Доброй Надежды, Коцебу в августе 1818 г. прибыл в Петербург.
Замечательно, что ни в это время, ни позже Россия не обнаруживала никакого желания присоединить к своим владениям эти многочисленные острова, на что она, по праву первого открытия, имела полное право. В настоящее время этими островами и землями, открытыми русскими в Тихом океане, владеют американцы, японцы, французы, англичане.
В 1823—26 годах Коцебу совершил новое кругосветное плавание, командуя военным шлюпом "Предприятие". В Тихом океане, к востоку от Самоа он открыл о-ва Беллингсгаузена, а в Маршалловых островах — о-ва Эшшольца и Римского-Корсакова. На корабле находился известный петербургский физик Эмилий Ленц, который произвел во время плавания замечательные океанографические исследования. Им построен первый батометр, приносивший на поверхность воду с глубин, при чем температура взятого образца воды почти не повышалась. Этим же принципом впоследствии воспользовался Нансен. Заслуживают далее упоминания наблюдения Ленца над удельным весом морской воды.
В 1819 г. была снаряжена первая и последняя русская антарктическая экспедиция на двух шлюпах "Восток" и "Мирный". Первым командовал Ф. Ф. Беллингсгаузен, плававший мичманом на "Надежде" под начальством Крузенштерна, вторым — М. П. Лазарев, совершивший ранее кругосветное плавание на корабле "Суворов". Мы не будем здесь касаться открытий, сделанных этою знаменитою экспедициею в тех частях Антарктики, которые не относятся к Тихому океану.
Летом 1820 г. экспедиция открыла в архипелаге Паумоту группу островов: Моллера, Аракчеева, Волконского, Барклай-де-Толли, Нигиру, Ермолова, Кутузова, Милорадовича, Витгенштейна, Елизаветы, Грейга, 3-й Паллизера, Лазарева. Все эти острова — от Аракчеева до Лазарева — названы островами Россиян. Все они теперь принадлежат французам. Затем в группе Манигики (под 10° ю. ш.) открыли острова Восток и Вел. Кн. Александра, ныне принадлежащие Англии. Далее, следуя между путями Кука и Лаперуза, Беллингсгаузен открыл между архипелагами Тонга и Фиджи острова Михайлова и Симонова, ныне принадлежащие англичанам. Затем под 20½° ю. ш. — острова Оно. Осенью 1820 г. из Сиднея отправились в антарктическое плавание, на этот раз в пределах тихоокенской части. 10 января 1821 г. под широтой 69° открыли остров Петра I, а через несколько дней — матерой берег, которому дали название Земли Александра I. Отсюда через Рио-Жанейро вернулись в августе 1821 г. в Кронштадт. Беллингсгаузен скончался в 1852 г. 73 лет от роду. В Кронштадте ему поставлен памятник.
Из прочих кругосветных плаваний наиболее крупным является путешествие вокруг света капитана Ф. П. Литке (1797—1882) на военном шлюпе "Сенявин" в 1826—29 годах. Литке один из известнейших и заслуженнейших русских географов: он плавал долгое время на севере, много работал в Географическом Обществе, был его вице-президентом, а также президентом Академии Наук и скончался в преклонных летах в 1882 г. Во время своего кругосветного плавания он открыл в Каролинском архипелаге 12 островов и положил на карту 26 групп. Кроме того он произвел съемку островов Бонин и части Чукотской земли. Во время плаваний Литке собрал много коллекций по этнографии и естественной истории и произвел разнообразные физические исследования.
Из других менее крупных открытий в Тихом океане упомянем о следующих: лейтенант Панафидин, командуя кораблем "Бородино", открыл в 1820 г. острова Бородино, к востоку от Риу-Киу, и о-ва Панафидина под 30° с. ш., к северу от о-вов Бонин. Оба ныне принадлежат Японии. В 1829 году кап. Гагемейстер открыл в Маршалловом архипелаге группу Меншикова, а в 1835 г. кап. Шанц в том же архипелаге — о-ва Шанца.
Наконец, упомянем, что в 1871—72 годах и в 1876—77 Н. Миклухо-Маклай исследовал восточную часть северного побережья Новой Гвинеи. Берег этот назван именем Миклухи-Маклая. В 1874 г. им же обследован южный берег крайней западной части острова. Первый том "Путешествий Миклухи-Маклая" вышел в свет лишь в 1923 г. под редакцией Д. Н. Анучина, в издании Государственного Издательства. Предварительные же отчеты печатались в свое время и у нас, и за границей.
В заключение нужно отметить, что за последние годы русскими моряками заново положены на карту все русские берега Тихого океана, кроме ничтожных участков (к югу от устья Анадыря и на восточном побережье Сахалина). В свое время были засняты тихоокеанские берега российско-американских владений, и издан прекрасный атлас Тебенькова, которым долгое время пользовались мореплаватели.
1) Росс находится под 38½° с. ш., немного севернее широты теперешнего Сан-Франциско.
(стр. 66.)
2) Чтения в Общ. Истории и Древн. Росс. Москва, 1861, кн. 1, Отд. V, стр. 2.
(стр. 67.)
3) Эта инструкция напечатана в Чтениях Общ. Истории и Древн. Росс. Москва, 1861, кн. 1.
(стр. 68.)
4) Н. Оглоблин. Восточно-сибирские полярные мореходы XVII века. Журн. Мин. Нар. Пр., 1903, май, стр. 42.
(стр. 68.)
5) См. об этом в моей книге: Открытие Камчатки и камчатские экспедиции Беринга. П. 1924, глава I.
(стр. 69.)
6) На картах XVII века на месте Берингова пролива рисовали Анианский пролив. Название это ведет начало от Марко Поло и не имеет отношения к истинному Берингову проливу. См. об этом в статье моей "Известия о Беринговом проливе и его берегах до Беринга и Кука“, в Записках по Гидрографии, ХI. III, 1920.
(стр. 69.)
7) Е. Bertholf в Bering’s voyages by F. A. Golder. Vol. I. New York, 1922, Americ. Geogr. Soc., p. 348.
(стр. 71.)