В практике радиовещания, как у нас, так и за границей, в текущем году заметен большой перелом в области радиодраматической работы.
Год тому назад радиоспектакли, являвшиеся исключительно поверхностной переработкой обыкновенных драматических произведений, — были очень редкими явлениями.
Так называемые «радиоинсценировки», проводившиеся более часто, чем радиоспектакли, находились, как по своим формам, так по содержанию, на уровне, примерно, клубных наивных агиток 1923—1924 г.
Осенне-зимний радиосезон 1929/30 г. является, очевидно, большим поворотным пунктом радиовещания от роли технического проводника чужих искусств к искусству будущего, к «радиоискусству».
Особенно это заметно в такой части радиопередач, как радиодраматическая.
К радио-перемонтажу драматических произведений мы начинаем подходить уже серьезней и вдумчивей.
Современные «радиоинсценировки», как написанные специально для микрофона, так и переработанные из беллетристической литературы, уже начинают далеко уходить от радиоинсценировок прошлых лет. Этого мало. Мы сейчас тяготеем к созданию больших радиодраматических спектаклей, написанных специально для микрофона, с учетом всех его условий и особенностей.
У нас, наконец, начинают вырабатываться основы методики радиодраматической работы.
Мы сейчас находимся на пути к созданию специальной радиоформы драматического спектакля. Этот путь есть путь длительной экспериментальной, коллективной работы радиоавтора, радио-актера, радиорежиссера-постановщика, радиотонального режиссера и радиорежиссера-звуковика.
В данном случае нас интересует, главным образом, звуковое оформление радиопьес и радиоинсценировок, являющееся в них эквивалентом, могущим заменить в радиоспектакле отсутствующие «зрелищные» впечатления.
Из практики звукового оформления радиоспектакля мы знаем, что насыщение пьесы, передаваемой по радио чистым звуком, является очень трудной и сложной задачей.
Грубой и нелепой ошибкой, зачастую наблюдаемой нами, является сплошное построение всей пьесы на звуковом фоне. Как пример приведем эпизод из одной деревенской радиоинсценировки, переданной через одну из московских станций. В этом эпизоде, на протяжении 10 минут, два лица разговаривают в едущей по дороге телеге. Весь этот десятиминутный диалог сопровождался скрипом колес телеги и стуком копыт лошади. Впечатление от такого звукомонтажа получилось настолько «тяжелое», что пришлось выключить громкоговоритель.
Это показывает, что звукомонтажем следует пользоваться очень экономно, как и всяким воздействующим средством в радиоспектакле.
Сплошным звуковым фоном в эпизодах радиопьесы можно давать лишь разнообразные быстро меняющиеся звуковые картины, как, например, шумы города, батальные звуковые картины и т. п. В этих звукокартинах одни звуки быстро сменяются другими. Продолжительность таких эпизодов со сплошным звуковым фоном не должна превышать 3, самое большее — 5 минут.
Очень уместны звукокартины в паузах. Интересная, безусловно оправдавшая себя попытка дать между действиями (в начале и в конце) звуковые интермедии была проделана в передаче Московским радиоцентром — пьесы Эрнста Толлера — «Гоп-ля, мы живем» в постановке московского Театра Революции. В этом радиоспектакле звуковые интермедии не только вполне заменили шедшие в Театре Революции, в этом спектакле, киновставки, но и оказались значительно интереснее последних.
Сказанное выше является пока у нас основным по линии нащупывания методов звукового оформления радиопьесы. Дальнейшее будет зависеть от чутья звукооформителя и, главным образом, от опытно-экспериментальной и практической работы над звуками в радиоспектакле. Это о том, «как» оформлять звуками пьесу по радио. Теперь о том, — «чем» ее оформлять.
Здесь мы встречаемся с явной кустарщиной.
«Звукооиспускания собственным ртом» и детские игрушки, — вот и весь арсенал звуковой аппаратуры, имеющийся в нашем распоряжении. Оставляя в стороне «собственный рот», как требующий особенных способностей в подражании звукам, мы расскажем сейчас, как кустарными примитивными средствами добиться тех или иных звукоподражаний.
За границей от подобных средств звукового оформления пьес уже отошли. Там применяются универсальные звуковые и шумовые машины. Нечто подобное наблюдается сейчас и у нас. Так, автором настоящих строк конструируется в данный момент универсальный звуковой станок, при помощи которого можно извлечь 37 основных групп звукоподражаний или свыше 70 отдельных звуков 1.
Перед тем как перейти к описанию кустарных приемов звукового оформления пьес по радио, мы считаем нужным сделать одну весьма существенную оговорку — не доверять нашим описаниям на слово, а предварительно проверять их перед микрофоном на репетиции и до нее, проверяя через наушники на низкой частоте. Объясняется наша оговорка тем, что радиофоничностъ и натуральность звука зависят от многих особенностей, как, например, от размеров и степени заглушения данной студии, от типа и качества микрофона.
Все приводимые ниже описания были выверены в условиях большой и малой студий Московского радиоцентра на концертный микрофон Рейса.
1. Трактор: попытайтесь приспособить детский проекционный киноаппарат (см. рис. № 1). Если сначала медленно, а потом слегка убыстряя темп, вертеть его ручку перед микрофоном, приближаясь и удаляясь от последнего, то можно легко получить характерный стук работы мотора и шпор колес трактора. Если же к этому прибавить «чавканье» ртом («чхф», «чхф») — в ритм с работой, то все вместе даст довольно натуральный звук работающего трактора.
В случае, если киноаппарата под руками не найдется, то его, с несколько меньшим эффектом, может заменить дверной звонок с колесной передачей (см. рис. № 2), освобожденный от звонковой чашечки. Здесь звук работающего трактора будет издавать зубчатое колесо, зубцами задевающее за колесико с звонковым ударением.
«Чавканье» нужно и здесь. Для изображения колонны тракторов добавьте фисгармонию, на нотах «фа» и «фа-диэз».
2. Завод, фабрика. Основной фон работы множества машин и мотора может дать фисгармония на одновременно нажимаемых клавишах «фа» и «фа-диэз». При отсутствии фисгармонии может помочь электрический пылесос, запускаемый на разных мощностях.
Если нет ни того, ни другого, то попытайтесь достичь нужного фона комбинированным путем; так, например, в этом может помочь одновременная работа ручной моталки (см. рис. № 3) и точильного колеса, к боковой стороне которого следует прижимать, обтачивать кусок жести (см. рис. № 4). Есть также и четвертый способ дать основной фон работы завода. Следует сколотить полое внутри колесо-барабан из фанеры, внутрь которого насыпать песку и мелких камешков (см. рис. № 5). Это колесо-барабан поместить на станке с осью. К оси приделать ручку, за которую вращать барабан. Вращение его дает нам основу фона, на который можно наложить звуки громыхания машин посредством ритмической тряски двух-трех жестяных консервных банок, наполненных щебнем.
Если вам нужно изобразить механический завод, то к основному фону добавляйте постукивания маленьких молоточков по металлическим обрезкам и звуки пилы по жести и фанере.
В текстильной фабрике к основному фону следует добавить звуки работающих ткацких станков. Это не плохо дают два-три несложных приборчика, приводимых в действие собственными руками (см. рис. № 6). Один деревянный меньший ящичек, снующий в другом, большем вдвое первого, тоже деревянном ящичке. Смягчать стук ящиков и давать шорох материи можно, свободно обертывая первый ящичек в два-три слоя газетной бумагой.
3. Кузница: маленький мех, приводимый в движение рукой и удары небольших молотков о наковальню или о небольшой кусок металла. Треск углей дает папиросная бумага, на которую дуть ртом около самого микрофона. Добавляйте к этому треск разламываемых щепочек.
4. Приближение и удаление поезда можно дать различными способами:
а) взять картонную коробку (из-под обуви, например) и насыпать в нее гречневой крупы на четверть ее вместимости (см. рис. № 7). Если эту коробку с крупой равномерно, ритмически потряхивать (не сверху вниз, а в стороны, например: слева направо), то получим звук работы поршня. Для того, чтобы прибавить сюда звуки пара, следует одновременно дуть ртом в детскую (белая металлическая) дудку, освобожденную от пищика. Можно также одновременно отбивать пальцами по сиденью венского стула т. н. «стыки».
Все это проделывать одновременно, ритмически, то подходя вплотную к микрофону (приближение поезда), то медленно отходя от него на расстоянии до 10 метров (удаление). Значительно труднее обстоит дело с паровозными гудками. При наличии фисгармонии можно получить довольно сносные гудки. Если нет ни фисгармонии, ни подходящих гудочков, то попытайтесь попрактиковаться в подражании паровозному гудку собственными полусжатыми губами, издавая перед самым микрофоном очень слабый звук и слегка прижимая к губам ладонь руки.
б) неплохо получаются звуки идущего поезда при посредстве граммофона, запущенного вхолостую (без пластинки). Для замедления хода поезда — придерживать носящий пластинку круг пальцами.
Расстояние от микрофона — 2½—2 метра. Добавлять пар описанный выше детской трубкой и усиливать звук фисгармонией («фа» и «фа-диэз»). Коробку с крупой можно заменить ритмическим поглаживанием по бумаге щеткой (см. рис. 8).
5. Скрип снега под ногами. Возьмите около 200 грамм картофельной муки, заверните ее плотно в папиросную бумагу, или шелковую тряпку, затем получившийся пакет с мукой сжимайте рукой в такт шагам. Расстояние от микрофона — полшага и меньше.
6. Поливка улицы из шланга. На картонную плотную рамку наклейте хорошо, туго натянутую папиросную бумагу. Полученный таким образом «экран» держите рукой вплотную около микрофона. Затем возьмите короткую, тонкую резиновую трубку, насыпьте в нее мелкой манной крупы, после чего выдувайте ее ртом из трубки на экран, слегка сжимая конец трубки, направленный на бумагу (см. рис. № 9).
7. Ветер. Для ветра можно использовать тот же описанный выше экран из папиросной бумаги. Если на него дуть ртом, меняя направление и силу выдувания, то ветер получается довольно эффектно.
8. Плеск волн, прибой. Достаньте тонкий резиновый пузырь или, еще лучше, резиновую футбольную камеру и наполните ее водой (не до-полна) так, чтобы в камере оставалось достаточно воздуха. Конец камеры плотно завяжите шпагатом. Если наполненную таким образом водой камеру вертеть в двух руках, нажимая на нее пальцами в разных местах, то плеск волн (или прибой при более сильном нажиме) можно получить идеальный. Расстояние от микрофона — 5—8 см. (см. рис. № 10).
9. Купанье в реке. Добудьте небольшое деревянное корыто и плескайтесь в нем мокрыми тряпками и кусками мокрой газетной бумаги. Расстояние от микрофона 10—15 см.
10. Работа колес парохода. В том же корыте или, еще лучше, в металлической полоскательнице сбивать воду машинкой, которой хозяйки сбивают яичные белки на расстоянии от микрофона не более ¼ метра (см. рис. № 11). Пар давать детской дудкой, как и в паровозе. Гудок пароходный изобразить фисгармонией или генератором.
11. Звон разбитой посуды. Бросьте с силой пять, шесть лезвий от бритвы «жилет» на ребра тонкой стеклянной рюмки (см. рис. № 12).
12. «Соловей» и «канарейка». Обычные детские водяные игрушки, изображающие этих птиц, дают не плохой эффект.
13. Пулемет. Возьмите тонкую стальную пластинку размером в два двугривенных, согните ее пополам, небольшим молоточком выдавите наружу середины обеих половинок, затем быстро нажимайте двумя пальцами — большим и указательным — на положенную между ними пластинку. Делайте это на расстоянии 3—5 см. от микрофона. Это дает отдаленную пулеметную стрельбу (см. рис. № 13).
Более близкую и громкую стрельбу попробуйте изобразить обычной трещоткой, заменив помещаемую в ней ударную дощечку подобранным по размеру куском тонкой чертежной деревянной линейки.
14. Ружейная стрельба. Как отдельные выстрелы, так и пачками, давайте с помощью той же трещотки.
15. Для орудийных выстрелов используйте большой барабан.
16. Автомобиль. Возьмите ручную моталку для кино-ленты, с колесом для намотки последней. Если быстро вращать ручку моталки и одновременно прикладывать к вертящемуся колесу куски плотной бумаги-полукартона, то мы получим ход автомобиля. Остается лишь добавить авто-гудок клексон, или охотничий манок на уток, которые добыть не так трудно (см. рис. № 14).
17. Мотоцикл, мотолодка и глиссер. К тому же вращаемому колесу моталки для кино-ленты прикладывайте или плотный картон или расщепленный кусок фанеры (см. рис. № 14). В мотолодке и глиссере добавьте плеск рассекаемой ладонью воды в деревянном корыте.
18. Аэроплан. Дает та же моталка с колесом, к которому прикладывается обычная плотная бумага, всовываемая несколько дальше в боковые прорезы колеса (см. рис. № 14).
19. Топот конских копыт. Возьмите детскую игрушку «матрешку» или деревянные раскрывающиеся яйца и стучите слегка одной половинкой о другую, как бы закрывая и открывая, закрывая и открывая «матрешку» (яйцо) (см. рис. № 15). Это дает очень похожее цоканье лошадиных копыт. Конский топот по мягкому грунту можно изобразить частым стуком толстым куском резины, напр., резиновой пробкой по граммофонной пластинке.
20. Дождь. В слегка налитую водой тонкостенную металлическую посудину сыпать гречневую крупу. Более сильный дождь — сыпать горох. Расстояние от микрофона — 3—5 см. Неплохо также получается сильный ливень при помощи большого барабана, кожу которого следует с этой целью сильно гладить по кругу пологой жесткой щеткой. Отдельные капли по лужам давайте стуком пальца по дну жестяной коробки из-под консервов.
21. Идущая пехота. Стучать негромко всеми пальцами обеих рук по коже большого барабана — ритм: «левой—правой». Расстояние от микрофона — 5—10 метров и ближе.
22. Костер. К шуршанию перед микрофоном папиросной бумагой и соломой добавляйте треск разламываемых щепочек.
23. Набат: а) деревянной палкой ударять по подвешенному вагонному буферу или медным трубкам;
б) деревянным молоточком ударять по алюминиевой пластинке диаметром в 15—20 см.
24. Станционный колокол. Этот же способ, но другой ритм.
25. Телефон. Электрический звонок.
26. Колокольный звон. Между струн мандолины, над отверстием, вставьте медиатор и стучите по последнему маленьким деревянным молоточком с резиновым наконечником, меняя силу и направление ударов (см. рис. 16).
27. Трамвай. Визжащий ход трамвая неплохо передается следующим образом: быстро вертеть точильный камень, одновременно прикладывая к боковым сторонам его длинный узкий кусок жести (например, такой, каким обивают, связывают ящики). Жесть должна искусственно дрожать в руках, то усиливая, то ослабляя вибрацию звука и давая потрескивания (см. рис. 4). К этому основному звуку можно добавить трамвайные звонки (удар молоточка по стальному ножу или посредством электрического звонка) и протяжную высокую ноту на фисгармонии.
28. Ледоход. Попробуйте изобразить трением перед микрофоном одного большого куска сахара о другой, с добавлением трения щетки о бумагу и ударами двух больших толстых кусков стекла друг о друга в деревянном корыте с водой.
29. Колодезь с журавлем. Заводите ручкой большой граммофон на расстояний 1—1½ метра от микрофона.
30. Капель. В металлическую тонкостенную посудину сыпьте по одной, две крупинки (гречневой крупы). Расстояние от микрофона 3—5 см.
Мы вынуждены ограничиться лишь приведенными выше способами звукового оформления, так как остальные звуки требуют более сложной аппаратуры или же специальных звукоподражательных способностей.
В заключение повторим совет: тщательно проработать все описанные нами способы перед микрофоном, выверив на наушники на низкой частоте. Больше инициативы, больше экспериментальной работа перед микрофоном, больше изобретательности в этой нужной для радиовещания отрасли, и это, несомненно, создаст целый ряд необходимых звукоподражаний.
О всех новых изобретениях немедленно сообщайте отделу местного вещания РЦВ для того, чтобы сделать их достоянием всех местных радиоцентров.
Евг. Рюмин
1 Ввиду сложности выверки конструируемого универсального звукового аппарата и требующего большого промежутка времени для массового изготовления мы считаем необходимым поделиться пока накопленным опытом кустарного звукового оформления радиопьес.
(стр. 5.)