Второе качество — именно манера игры отдельных исполнителей (инструменталистов и певцов) — не может быть не принято в расчет. Очень часто место, определенное для какого-либо тембра, меняется по линии перпендикулярной к микрофону в зависимости от индивидуальных качеств исполнителей. Это весьма существенное обстоятельство заставило комиссию подвергнуть целый ряд солистов радиофоническому контролю и установить множество различных для однородных тембров удачных точек. Не следует, конечно, забывать, что и характер пьесы обусловливает во многих случаях положение исполнителя перед микрофоном. Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, общий для всех видов сольного выступления: в целях лучшего качества музыкально-художественной передачи следует каждого артиста проверять по микрофону и находить для него лучшую точку прежде, чем его исполнение будет дано в эфир. В некоторых случаях (особенно в фортепианном трио) нередко приходится пользоваться изложенными выше принципами, поскольку солисты ансамбля обладают достаточно заметными особенностями игры и качествами звука.
Значительная работа была проделана по линии радиофонической режиссуры и звукового оформления драматических радиопостановок. Как опытную передачу такого порядка следует отметить постановку Театром революции пьесы «Гоп-ля, мы живем», театром-студией Завадского — пьесы «Простая вещь». Первая пьеса Профклубной мастерской «10 дней» получила большое количество восторженных отзывов радиослушателей.
Опытным путем было установлено и доказано, что радиоспектакли из студии должны проводиться при 2 микрофонах, включенных параллельно. Это даже можно считать обязательным в тех случаях, когда пьеса идет с музыкальным сопровождением, когда основной речевой текст пьесы идет на музыкальном фоне. В таких случаях при одном микрофоне все смешивается в сплошную звуковую кашу. Опытным путем найдены лучшие точки расположения микрофонов и исполнителей перед ними при передаче пьес, идущих из студии с музыкальным и шумовым сопровождением. По линии звукового оформления радиопьес и радиоинсценировок проделана следующая работа:
а) проведено через микрофон 46 различных звукоподражаний;
б) найден ряд звукоподражаний, ранее никогда не удававшихся (например автомобиль, мотоцикл, аэроплан, поезд, динамо и др.);
в) ведется работа над сконструированием специального «ударного звукового станка», совмещающего в себе до 70 отдельных звукоподражаний;
г) ведутся опытно-проверочные работы над сконструированном специального генератора, могущего воспроизводить «духовые и звериные» звукоподражания.
- Примечание.
- Как к «ударному столу», так и к генератору предъявляются следующие основные требования: конструктивная простота, дешевизна, легкость управления, художественность и радиофоничность воспроизводимых звукоподражаний;
д) ведутся переговоры с Музтрестом об организации электрозаписи на граммофонные пластинки ряда натурных и батальных звуковых картин (улица, завод, вокзал, бой и т. п.) и отдельных неудающихся механическому воспроизведению звукоподражаний.
Общий итог работ радиофоничееюой комиссии может быть сведен к нижеследующим выводам.
Все свои опыты радиофоническая комиссия ни в какой степени не считает законченными. Длительное изучение различных инструментальных и вокальных сочетаний глубоко убедило комиссию в крайней необходимости продолжать свои наблюдения в дальнейшем с тем, чтобы оказать некоторую услугу при новых проектированиях радиостудий и прочих технических расчетов.
Всякая кустарщина должна быть самым решительным образом отброшена. Только при наличии солидной и широкой постановки радиофонического вопроса можно быть уверенным в блестящем успехе и решительном улучшении качества всех видов передач не только в стенах радиостудий, но в за их пределами — в концертных залах и театрах. За границей, особенно в Америке, вопросам радиофонической работы уделяется огромное внимание не только в узкой области радиовещания, но и в области говорящего кино.
Совершенно ясно, что и в этом деле мы ни в какой степени не должны отставать от Запада.