РАДИОФРОНТ, №26-27, 1930 год. ЕЩЕ О 3-ЛАМПОВОМ «ИЗОДИНЕ»

"Радиофронт", №26-27, сентябрь, 1930 год, стр. 599-600

ЕЩЕ О 3-ЛАМПОВОМ «ИЗОДИНЕ»

17 июля я закончил монтаж приемника по схеме тов. Рязанцева и нахожу его работу выше всякой похвалы.

В принципиальную схему мною внесены только следующие изменения: 1) добавлен второй каскад низкой частоты, кстати для многих станций на квартиру в 47 м2 оказавшийся излишним; 2) даны отдельные вводы на аноды всех ламп и на дополнительные сетки 2-й, 3-й и 4-й, оказавшиеся совсем не лишними; 3) поставлен общий погашающий реостат; 4) соответственно изменен переключатель на 2, 3 и 4 лампы.

В монтажную схему внесены следующие изменения: 1) антенная катушка прикреплена, к левой боковой стенке ящика, а трансформатор высокой частоты поставлен вертикально. Такое расположение катушек является неизбежным из-за размеров ящика.

2) Панель не парафинировалась, а в ней просверлены отверстия значительно большего диаметра, чем требовалось, и с обеих сторон подложены куски граммофонных пластинок уже с точными отверстиями.

Приемник смонтировал в ящике с внутренними размерами 46 × 19 × 19 см из следующих деталей и материалов: конденсаторы переменной емкости разные; в антенный контур вставлен старый, мною исправленный конденсатор (тип прямоемкостный) со снятый с него электрическим верньером; в замкнутый контур включен прямочастотный конденсатор зав. «Мэмза»; трансформаторы зав. «Радио» 1-й 1:4 и 2-й 1:3; реостаты в 25, в 35 и в 10 ом (погашающий); лимбы для конденсаторов большие (Неутолимова) с приставленными верньерами; на обратную связь поставлена верньерная ручка зав. «Мэмза»; остальные детали взяты были такие, какие были под рукой; источниками питания служили батареи Лекланше.

На три лампы, при такой же чистоте, как на телефон, можно слушать на «Рекорд I» большое количество станций. Чистый, приятный звук, полная разборчивость речи и пения, никакого оттенка «бочки» или «загробных» звуков, плавный подход к порогу генерации.

Единственным недостатком, который, возможно, зависит от того, что я еще не научился управлять приемником как следует, — это недостаточная острота настройки на длинных волнах. Так, например, на настройке «Коминтерна» все-таки слышна ст. ВЦСПС и обратно, правда, только в перерывы и чуть слышно.

Прошу редакцию передать тов. Рязанцеву мою глубокую благодарность за разработанную им схему; тт. радиолюбителям же, решившим построить этот приемник, советую не пожалеть времени на подбор ламп и деталей, — за эти труды они получат полное вознаграждение в виде прекрасной работы приемника.

Д. Чмутов.
преподаватель физики и математики.
Гор. Ярославль


Возвратившись с посевкампании и практики во 2-й половине июня, я приступил к изготовлению 3-лампового изодина — схема, описанная в № 7 «Радио всем» за 1930 г. Рязанцевым; закончил я сборку приемника в первых числах июля.

Схему Рязанцева приходится только приветствовать. На невысокую антенну во второй половине июля в Томске я получал регулярный прием Омска, причем Омск удавалось в хорошие вечера брать на «Рекорд». Почти громкоговорящий прием получался из Минска — РВ—10, что считаю для Томска летом рекордом дальности приема. Довольно ясно на репродуктор удалось принять РВ—8 (Баку) и целый ряд других станций Европейской части Союза.

За самодельным 3-х ламповым «Изолином». Фото Юрьевского

Радиолюбительством занимаюсь только год и то, ввиду занятого времени, урывками, — по преимуществу в каникулярное время.

Первый мой приемник был «Негадин», описанный в № 21 за 1928 г. «Радио всем» автором Марковым; надо сказать, что этот приемник для начинающих очень хорош. На него зимой в Томске я регулярно принимал Ленинград, Баку, Тифлис и другие станции Европейской России, не говоря, конечно, о наших сибирских станциях. Внешний вид «Изодина» виден из прилагаемой фотографии.

Студент Томского гос. университета
медфака V курса Квасников