"Радиолюбитель", №7-8, июнь, 1925 год, стр. 156
За границей, особенно в Америке, ведется усиленная борьба с так называемыми "местными помехами", т.-е. со всякими посторонними шумами в телефоне, которые, однако, не следует смешивать с шумами атмосферного происхождения. Найдено, что большинство этих "местных помех" вызвано повреждениями или неисправностью линий электропередач, независимо от того, находятся ли последние вблизи или за несколько верст от приемной антенны. Зачастую телефонная или др. линии приносят издалека мешающие импульсы непосредственно в дом радиослушателя.
Так, в гор. Батавии (штат Нью-Йорк) никак не удавалось получить чистого, без всяких помех, приема. Предполагается, что это вызвано повреждениями высоковольтной линии передачи, пересекающей штат Ныо-Иорк и захватывающей Батавию. Возможно, что местами параллельно этой линин высокого напряжения протянуты на большие расстояния телефонные провода. Устранить эти помехи можно было бы ремонтом всех линий или же применением конденсаторов. С проведением Шатурской линии это станет интересным и для Москвы.
На одной из американских приемных станций на побережьи Нью-Джерсея было найдено во время войны, что несмотря на то, что местность была относительно свободна от линий передач, все же "местные помехи" не давали чистого приема. Лишь после перенесения как линий передачи, так и телефонных на расстояние полуверсты от приемной антенны, часть шумов удалось устранить. И все же часто приходилось слышать шум трамвайных вагонов, даже непосредственно работу контроллера 1), хотя за много верст в радиусе не было никаких трамвайных линий.
Другой важной причиной "местных помех" являются неисправные силовые установки и электрические машины.
Так, в одном большом ресторане в Бостоне, наряду о приемной радиоустановкой, имелась на кухне и большая электрическая — для вентиляции. Радиоприем был отвратительный, так как сопровождался свистом. Оказалось, что мотор на кухне был неисправен. Когда сменили контактные щетки и искрение прекратилось, тогда и прием стал лучше. Еще больше удалось освободиться от помех, когда поместили конденсатор в 3 микрофарады совсем близко к мотору и соединили его с питательными проводами.
В большинстве случаев работающие от мотора швейные машины, судомойки и аппараты для сбивания сливок могут, находясь в непосредственной близости к радиоприемнику, сильно мешать приему, если мотор стар или неисправен. Устранить помехи можно лишь исправлением мотора.
Генераторы и моторы являются причиной "местных помех" не только в непосредственной близости, но также вдоль линий, с которыми они соединены.
Много неприятностей доставили "местные помехи" в Высшей Технической Школе Буффало, пока не поместили два медных экрана вокруг индуктора в телефонном аппарате.
Моторы, обслуживающие под’емные машины (лифты) в гостиницах и др. многоэтажных зданиях, постоянно излучают импульсы высокой частоты, которые радиослушатель принимает за атмосферные.
Третьей частой причиной "местных помех" для радиослушателей являются рентгеновские аппараты и другие электрические медицинские приборы, имеющиеся в медицинских школах, больницах, у врачей и т. д. Если эти аппараты не защищены тщательно от излучения ими токов высокой частоты, они будут назойливо мешать приему в радиусе около версты.
Катушки высокого напряжения и магнето, употребляемые для зажигания в двигателях внутреннего сгорания, часто служат причиной "местных помех". Последние устраняются медными экранами вокруг катушек и употреблением конденсаторов.
Замечено также, что, меняя землю приемной сети, можно часто устранить посторонние шумы. Так, если землей служит водопровод, то можно попытаться заменить его приключением к трубопроводу парового или водяного отопления, или к какой-нибудь другой металлической системе.
Нельзя устраивать антенну в непосредственной близости к линии электропередачи или использовать столб, несущий высоковольтные провода, для прикрепления антенны, так как случайное касание может повлечь уничтожение всей радиоустановки, а иногда и человеческие жертвы.
Указанные здесь причины составляют 90% всех причин, вызывающих "местные помехи”. И надо надеяться, что скоро и остальные причины будут изучены и, может быть, устранены.
1) Контроллер — сложный переключатель, употребляемый для управления трамвайным вагоном. Управление производится вагоновожатым путем простого вращения рукоятки этого контроллера.
(назад)