Н. А. Никитин
Он прожил на свете весьма недолго (родился в 1857 г., умер 37 лет). Образование свое Гертц получил в Мюнхене и Берлине и уже 26 лет имел звание приват-доцента. Через 2 года он стал профессором физики, — сначала в высшей технической школе в Карлсруэ, а затем занимал кафедру экспериментальной физики в Боннском университете. Имя Гертца прославлено его знаменитыми опытами над электрическими колебаниями. Гертц первый доказал на опыте правильность формул и вычислений Максвелла, им впервые было установлено что электромагнитные колебания действительно существуют. Вот что пишет сам Гертц в своей статье "О весьма быстрых электрических колебаниях", появившейся в 1887 году.
"В отношении продолжительности электромагнитные колебания занимают среднее место между звуковыми колебаниями весомых тел и световыми колебаниями эфира. Последнее обстоятельство и об’ясняет интерес, представляемый этими колебаниями, помимо того, что их изучение может оказаться полезным для теории электродинамики".
Из этих слов Гертца мы видим, что он совершенно не ставил вопроса о возможности применения этих колебаний для целей связи. Пока только подготовлялась почва для последующего развития радиотехники.
Как же поступал Гертц, производя свои опыты, имевшие целью доказать утверждение теории Фарадея и Максвелла что существуют электромагнитные колебания. Для этого Гертц стремился возбудить в каком-либо проводе весьма быстро меняющиеся по направлению электрические токи, которые вызывали бы электромагнитные колебания в окружающей среде. Для этой цели он брал два прямых провода с искровым разрядником посредине и с большими металлическими шарами на противоположных концах. Эти провода он заряжал током высокого напряжения, получавшимся при помощи индукционной катушки, питаемой элементами (см. статьи проф. Лебединского "Изобретение радио", 4, 5 и 6 "РЛ").
Проскакивавшая в разряднике искра возбуждала весьма быстрые электрические колебания. С точки зрения теории Максвелла от такого вибратора распространяются электромагнитные лучи. Цель Гертца было доказать существование этих лучей. Существование световых лучей, представляющих собой тоже электромагнитные колебания, доказать легко, так как мы обладаем особым органом — глазом, который их видит. Для уловления электромагнитных лучей необходимо построить такой "электрический глаз", по выражению лорда Кельвина, которым организм наш не обладает. Этот глаз и был построен Гертцем.
Для этой цели он взял другой провод, поставленный на некотором расстоянии от вибратора и согнутый в виде круга с маленьким перерывом в одном месте. Силовые линии, несущиеся от вибратора в разные стороны, вызывают в нем электрические напряжения, при этом через зазор в круге проскакивали электрические искры, свидетельствовавшие о наличии в проводнике — резонаторе — колебаний, возбужденных в нем колебаниями вибратора.
При помощи подобных резонаторов Гертц обнаружил явление электрического резонанса, широко используемое в современной радиотехнике, а вместе с тем установил скорость распространения электромагнитных колебаний. Она оказалась, по его определению, близкой к 200.000 клм. в секунду. Гертц далее доказал, что электрические лучи могут отражаться от металлических зеркал, подобно лучам света, могут также преломляться, проходя через призму, как и световые (только призма при этих опытах бралась не стеклянная, а асфальтовая).
Перечисленными опытами было экспериментально показано, что вибратор, подобно источнику света, может излучать электромагнитные лучи, сходные по своей природе с лучами света, но только электрическим лучам свойственна большая длина волны, в то время как световые лучи имеют волны весьма короткие.
Характерно, что только в написанных в 1891 г. примечаниях к упомянутой выше статье, впервые напечатанной в 1887 г., Гертц говорит об излучении волн вибратором и о том, что он "еще не думал при составлении своей первой статьи" об излучении.
Этот факт прекрасно показывает, с каким трудом, даже Гертцу, уяснялись все детали сложного явления электромагнитного излучения, насколько тяжел был тот путь, которым шла научная мысль в своем развитии. Действительно, со времени Фарадея прошло более полустолетия, прежде чем наука смогла сделать первую попытку подчинить своей воле электрические волны и ближе их узнать, чтобы впоследствии применить на практике.