"Радиолюбитель", №10, июль, 1925 год, стр. 210-211
Выбравшись из толпы, осаждающей трамваи на Лубянской площади, пролавировав между многочисленными торговцами, избравшими для своей деятельности прилегающий к бойкой площади Китайский проезд, сразу попадаем из шума, гама и толкотни в тихий Политехнический проезд. Под'езды главного фасада Политехнического Музея стильно декорированы моделями радиобашен, между верхушками которых протянулось алое полотнище с белой, далеко видной надписью "Всесоюзная Радиовыставка".
Пройдя вестибюль, поднимаемся выше, к самой выставке, поместившейся в фойе и прилегающих к нему двух, так наз., малых аудиториях. Уже на лестнице слышим разноголосый шум от громкоговорителей. Идем налево. Левая зала занята экспонатами Наркомпочтеля, в большинстве Нижегородской Радиолаборатории.
Нижегородцы не только хорошо работают, но и умеют показать лицом свою работу: художественно исполненные плакаты, рисунки, диаграммы, красиво размещенные экспонаты — все это имеет привлекательный вид и довольно хорошо знакомит с достижениями лаборатории.
Первое, что бросается в глаза при входе — это мощный передатчик на короткие волны, работавший на радиостанции им. Коминтерна и впервые в СССР установивший связь с Америкой. Такими же видными экспонатами, сразу же привлекающими к себе внимание, являются установленные вдоль двух стен ламповые телеграфные и телефонные радиопередатчики. Их всего четыре: два телеграфных — в 4 и 1 киловатт и два телефонных — в 1,2 ("Малый Коминтерн") и легкого типа — на 150 ватт. Передатчики представляют собой вполне законченный стандартный тип и имеют изящный и конструктивный вид; ознакомление с ними много поможет любителю в смысле выработки технического вкуса. Обращает на себя внимание компактность установок, малое место, занимаемое ими, особенно теми, которые предназначены для питания от сети переменного тока (одна однокиловаттная телеграфная станция снабжена мотор-генератором, остальные прямо включаются в сеть).
Ближайший к выходу левый угол зала занят витринами и плакатами. Интересен, но несколько неудобен для осмотра (высок, мелки детали) художественный плакат, иллюстрирующий жизнь Радиолаборатории со дня ее основания (1918 г.) по настоящее время. Наглядно показывается, как постепенно эволюционируя, начиная с первых в СССР своих приемных лампочек ПР—I, пришли к сверхмощным лампам и законченным конструкциям передатчиков. Здесь же витрина с грамотой ВЦИК на пожалованный Лаборатории орден Трудового Красного Знамени, фотография письма В. И. Ленина проф. Бонч-Бруевичу (с знаменитой фразой "газета без бумаги и расстояний"; фотография эта была дана у нас в № 1 "РЛ" за прошлый год); выше, на стене, — карта корреспондентской заграничной связи лаборатории. Около передатчика на короткие волны — витрина с квитанциями; на стене, над передатчиком, висит карта рекордов передатчика.
Направо от входа, в нише, поместился "гвоздь" экспонатов Радиолаборатории: катодные лампы всех типов, изготовляемых лабораторией, начиная от "малютки" для микродина, с миниатюрными электродами, до мощных ламп в 25 и — недавно разработанной — в 100 киловатт (имени Ленина); последние, почти целиком металлические, в метр высотою, нисколько не похожи на лампы, как мы их обычно себе представляем.
Затем идут в два ряда столы с различными приборами: здесь имеется маломощная установка на короткие волны в 2,4 метра, дающая направленное в одну сторону излучение, разнообразные приемники и усилители (многие из них старых типов). Особое внимание обращают на себя столы с приемниками любительского типа, представленными как в целом, так и в деталях, и в особенности, любительские типы приемника и 20 ваттного передатчика на короткие волны; последний — с питанием от осветительной сети. Здесь же — микродин и кристадин.
Время от времени, демонстрируемый экскурсиям, запускается передатчик "Малый Коминтерн".
В этой же первой комнате помещена карта радиосвязи европейской и азиатской части СССР, даны графики нашего радиообмена за послереволюционные годы. Интересна витрина с фотографиями различных радиостанций НКПиТ.
Переходим во вторую залу, где прилегающая к первой зале сторона отведена любителям и любительству и носит флаг ОДР. Радиолюбительской аппаратуры почти нет, достижения радиолюбительства почти не выявлены, нет сколько-нибудь стройной картины нашего радиолюбительства, имеющего уже годичный стаж. Обращают на себя внимание только отдельные экспонаты, как, например, передатчик Ф. А. Лбова — R1FL1), а также наглядные таблицы и аппаратура известной лосиноостровской школы II ступени. Не видна и несистематизировано представлена литература; выделяется киоск ОДР с журналами "Радио-Бюллетень" и "Друг Радио"; "Радиолюбитель" помещен у самого пола, в невидном месте (едва ли по заслугам!), под старой иностранной литературой. Отдельно стоит киоск газеты "Новости Радио".
Дальше, в этом же зале, сосредоточена аппаратура производства всесоюзного Треста Слабых Токов, — аппаратура, главным образом, предназначенная для радиофикации приемными устройствами; здесь даны все выпущенные трестом и хорошо всем известные типы детекторных приемников, усилителей и громкоговорителей; из последних, как новинку, можно отметить небольшой комнатный громкоговоритель с рупором, а не с большой конической мембраной-диффузором, каковой тип был до последнего времени единственным. Время от времени громкоговорители пускаются в ход, наполняя помещение выставки характерными звуками. Интересна витрина с десятками типов различных катодных ламп. Кроме того, показаны различные установки типа станций "Роста", а также другая специальная радиоаппаратура.
Особый интерес представляет последняя зала, в которой сосредоточены последние достижения треста в области строительства радиопередатчиков. Следует отметить несомненные успехи треста в области строительства мощных катодных ламп: в настоящее время успешно строятся 20-киловаттные лампы.
Обращает внимание грандиозная установка 20-киловаттной телеграфно-телефонной радиостанции, предназначенной для установки в Тифлисе, — это грандиозное сооружение, занимающее (углом) почти половину зала. Приятный и компактный вид имеет 4-киловаттная телеграфная станция, изготовленная по заказу персидского правительства. Имеются ламповые передатчики меньших мощностей, телефонно-телеграфные в 2 и 1 киловатт.
Любопытны для любителя, в смысле возможности познакомиться в натуре, выставленные трестом передатчики иных типов: 10 кв. дуговой, машинные (проф. Вологдина, 2-х кв., старый), и старая искровая станция, с разрядником Вина.
На выставке имеется киоск треста, где производится продажа радиоаппаратуры.
Сравнительно небольшое число экспонатов представил Электро-Механический завод Военно-Технического управления РККА. Он выставил несколько детекторных приемников и некоторые части. Радиоотдел Гос. Экспер. Электротехнического Института (ГЭЭИ) представил несколько приборов и модель выделенной приемной радиостанции НКПиТ (в Люберцах) системы инж. В. И. Баженова.
На выставке имеются и частные фирмы — "Радиотехника" Молчадской и "Все для Радио" Шаурова, выставившие различные части и несколько типов детекторных и ламповых приемников. Имеется киоск артели "Ичаз", которая демонстрирует свои аккумуляторы, а также громкоговорители своей конструкции.
Осмотр окончен. Придя в себя от шума и пестроты впечатлений, пробуем их суммировать, подвести общие итоги.
Конечно, одного посещения мало, чтобы взять от выставки все, что она дает. Если побывать несколько раз, присмотреться поближе к наиболее интересующим вещам, можно найти много поучительного. Сначала все как-то кажется, что, собственно, любителю, находящемуся мало-мальски в курсе рынка, выставка не дает ничего нового, особенно интересного. Есть, правда, передатчики, но до них еще, как будто, наш любитель не дорос, они пока сами по себе еще не в плоскости его интересов. Приемная аппаратура, довольно таки немногочисленных типов, известна любителю, который бывал до выставки в магазинах.
Уходя с выставки, испытываешь некоторое чувство неудовлетворенности: хотелось бы большего размаха, большего разнообразия типов приборов, большего выявления лица любителя.
Но вспоминаешь, что наше массовое любительство еще не имеет и года отроду; наша промышленность едва только расправляет свои крылья. Ведь понятно, что только сказка скоро сказывается, а большое дело организации массового производства делается не так скоро в особенности при невозможности вложить в дело большие средства. Вспомнив все это, начинаешь по достоинству оценивать скромные на первый взгляд результаты кропотливой и долгой работы. Те передатчики, которые, как будто, не интересны любителю, на самом деле, помимо уже указанного воспитательного значения, имеют для него сугубый интерес: ведь уже разработаны типы передатчиков, которые скоро заговорят в провинции и дадут толчок к развитию любительства в большем, всесоюзном масштабе. Не нужно забывать того, что, строго говоря, радиолюбительство мало-мальски развито только в Московском районе и что для дальнейшего его развития необходима дальнейшая радиофикация передающими станциями окраин. Уже имеется некоторая зацепка в виде радиоприемной аппаратуры, которая немедленно может быть брошена в провинцию. Правда, типов еще немного, правда, нет массового производства, необходимых частей, — но это уже вопрос ближайшего времени,так как типы некоторых частей уже разработаны. Хорошо уже и то, что имеются в достаточном количестве телефонные трубки и катодные лампы (не забудем, что еще так недавно ни тех, ни других на рынке и признака не было).
Теперь о выявлении любительства. Правда, уже сейчас имеются значительные достижения любительства, несмотря на его молодость. Но все же оно еще не является настолько массовым, чтобы выявить его; получить достаточный (качественно и количественно) материал для выставки еще трудно, хотя и не невозможно. Но надо надеяться, что выставка эта далеко не последняя — еще успеется.
Хотелось бы еще, чтобы выставка была более поучительной для посещающего ее любителя. Для этого следовало бы позаботиться о том, чтобы каждый экспонат имел при себе об'яснительную, подробно составленную табличку. Но вспоминаешь, что в этом отношении выставка не отличается в худшую сторону от всяких других выставок и музеев: так что относительно и в этом отношении особенно плохого отметить нельзя. Но, конечно, высказанное пожелание, по возможности, должно быть проведено в жизнь, в выставку должно еще внести побольше системы, побольше проработки, без которой значение выставки сильно умаляется.
Отмеченные — не очень, впрочем, существенные — недостатки, вызывающие впечатление неудовлетворенности, приводят, между прочим, к мысли о том, что еще рановато, может быть, выявлять радиодостижения, что с выставкой следовало бы подождать (это — точка зрения профсоюзных радиоработников), накопив побольше достижений. Но, поскольку выставка устроена, от нее следует взять все возможное. В этом смысле можно посоветовать любителю не раз посетить выставку, проверяя свои впечатления по литературе, знакомясь при ее помощи с существом того, что он видит на выставке.
А. Ш.
1) Описан в настоящем № "Радиолюбителя".
2) Так в тексте журнала. Очевидно, д.б. напечатано: "Другие экспонаты". (примечание составителя).