РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №14, 1925 год. Радиоустановки в Доме Союзов.

"Радиолюбитель", №14, сентябрь, 1925 год, стр. 300-301, 305

Радиоустановки в Доме Союзов

А. В. Виноградов

Aûtoro de Partikolo, А. V. Vinogradov, estro de Radio-Fake de M. G. S. P. S., priskribas histori-sinsekve evoluon de radio-muntadoj en la "Domo de la Sindikatoj". En tui chi parto de Partikolo estas priskribata unua radio-brodkasta transdonilo, havanta potencon 50 vat., ekfunkciiginta en Januaro de kuranta jaro. Krom konstructivaj apartenajhoj de la transdonilo oni ankaû donas la priskribon de l'studio, kie estas plenumataj chiuj disaudigoj, organizataj de M. G. S. P. S.

Работа Радиобюро МГСПС с самого его основания велась не только в области организации радиокружков и руководства ими, но и в области использования радио, как метода массовой культработы. И в этом, втором, направлении на нашу долю выпала честь явиться невольными пионерами советского радиовещания. Если не считать отрывочных сведений, поступавших из иностранной литературы, работа велась в условиях полного отсутствия какого-либо установившегося опыта, и поэтому все, даже самыу мельчайшие задачи, встававшие на пути, приходилось решать самостоятельно. Это, конечно, замедляло работу, но зато в результате получался собственный опыт, собственная организация и техника радиовещания, выработанпая и проверенная в наших советских условиях. Желая сделать этот опыт достоянием провинциальных работников, мы предполагаем в ряде статей систематически осветить все детали радиовещательной техники, в настоящей же статье дадим общий обзор наших работ в их исторической последовательности.

Радиостанция

Вопрос о механизации культработы путем передачи из центра в рабочие районы докладов и лекций, читаемых лучшими научными и общественными силами, был поставлен в МГСПС еще в 1921 году, после самых первых опытов установки громкоговорителей на московских площадях. Конечно, тогда эта передача мыслилась, как проволочная, ибо никакого "радио" еще и в помине не было. Однако, в силу целого ряда причин, проект этот тогда не получил осуществления, и только в мае 1924 года вновь был поднят тов. Мельничанским, предложившим мне разработать и построить такую систему опять-таки как проволочную, т. е. связав проволочной сетью крупнейшие рабочие клубы с Домом Союзов. Со всем пылом радиофикатора я стал возражать против применения проволоки. "Помилуйте, в наш "век радио" возвращаться к старым варварским методам проволочной связи! Разве не обидно. Если уж. передача, то только по радио!" 1)

Таким образом, вопрос о постройке радиостанции был решен и работа началась. Серьезным затруднением было совершенное отсутствие на рынке каких-либо деталей радиооборудования и поэтому все приходилось делать самим. Существенную поддержку нам оказало военное ведомство в лице начальника Военно-Технического Управления т. И. А. Халепского, предоставившего много старого военного радиоимущества, а также прикомандировавшего к нам для участия в этой работе т. A. Л. Минц, который в то время уже заканчивал постройку Сокольников. Выявившиеся достоинства примененной для Сокольников схемы побудили нас применить ее и для нашей станции, которая, таким образом, по схеме явилась "Сокольниками в миниатюре". Эта схема, известная под названием "модуляции на анод при постоянном напряжении", была впервые применена в России М. А. Бонч-Бруевичем, а затем детально исследована А. Л. Минц.

Рис. 1. Схема 50-ваттного передатчика в Доме Союзов.

Описание передатчика. Схема состоит в последовательном соединении генераторной и модуляторной ламп, при чем последняя играет в цепи анода генератора роль переменного сопротивления, меняющегося в такт с изменениями потенциала, подводимого к ее сетке. Таким образом, подавая переменное напряжение на сетку модулятора, мы можем изменять его сопротивление, а вместе с тем и силу тока в цепи анода генератора, при чем напряжение, потребляемое обеими лампами вместе, остается постоянным. Отсюда и название этой схемы. Нормально эта схема требует двух ламп одинаковой мощности, но отсутствие на рынке достаточно мощных генераторных ламп заставило нас применить параллельное соединение, использовав единственно имевшийся под руками тип лампы "Ж" треста Слабых Токов, отдающей до 5 ватт колебательной энергии. Для получения требуемой заданием мощности в 50 ватт пришлось взять и в генераторе и в модуляторе по 10 параллельно соединенных ламп. На схеме рис. 1 каждая группа ламп условно изображена в виде одной лампы. М — модулятор, Г — генератор. Для накала нитей, требующих 4,1 вольта и 0,9 амп., применены аккумуляторы по 6 в. емкостью 120 ампер-часов. Большая емкость необходима для получения большого разрядного тока, который у нас составлял по 9 ампер в каждой группе. Напряжение каждой группы контролируется вольтметром, лишнее же напряжение поглощается реостатом накала. Вольтметры и реостаты на схеме не показаны. Так как в этой схеме нити накала генераторной и модуляторной ламп находятся под напряжением между собой, необходимо применение отдельных источников тока, при чем накал модулятора должен быть хорошо изолирован также и от земли. Для анодов лампы типа Ж требуют 400—500 вольт, а для двух, последовательно соединенных групп потребовалось 750—800 вольт. Нам удалось получить это напряжение путем использования трамвайного тока, имеющего 570 вольт, и соединенных последовательно с ним аккумуляторов, дающих 180 вольт. Расход тока составлял, примерно, 150 миллиампер. Шум от неравномерности напряжения трамвайного тока оказался настолько незначительным, что никаких сглаживающих приспособлений не потребовалось. Для контроля анодной цепи служит вольтметр V со шкалой до 800 вольт и миллиамперметр мАдо 300 м/а. В этой же цепи установлены однополюсные предохранитель и рубильник. Соединение частей схемы ясно из чертежа. Катушка самоиндукции колебательного контура L1, и индуктивно связанная с ней катушка антенного контура L2 представляют из себя плоские спирали из медной ленты шириной 10 мм. с расстоянием между витками 5 мм. L1 имеет 24 витка, L2 — 14 витков. Расположение контактов на катушке L1 показывает рис. 2.

Рис. 2. Устройство катушки L1 и расположение контактов на ней.

Конденсаторы С1 и С2 постоянной емкости по 1500—2000 см. шунтируют машину и модулятор, давая путь токам высокой частоты. Конденсатор колебательного контура С3 — переменный воздушный, служит для настройки контура и после окончания регулировки может быть заменен постоянным. Конденсатор С4 служит для настройки контура антенны, в данном случае укорачивая его волну, так как собственная длина волны антенны и катушки L2 получилась больше рабочей волны 450 метр. Воздушные конденсаторы взяты военного образца от станции Сименса. А — антенный тепловой амперметр со шкалой до 3 ампер. Тр — модуляционный трансформатор, к которому подводится ток от микрофонного усилителя. В качестве этого трансформатора применен так называемый переходный трансформатор, употребляемый на телефонных сетях для перехода с однопроводной линии на двухпроводную. Бс — сухая батарея в 22 вольта, создающая необходимый отрицательный потенциал на сетке модулятора. Фотография рис. 3 показывает расположение всех приборов. Изготовление всех деталей и сборка их на панели были выполнены нашим сотрудником Д. Г. Щербаковым.

Рис. 3. Внешний вид 50-ваттного передатчика радиостанции в Доме Союзов.

Антенна состоит из двух лучей, подвешенных над крышей Дома Союзов на высоте 15 метров от крыши. Форма антенны Г-образная; длина горизонтальной части — 50 метров. Ввод сделан в окно станции, находящейся на третьем этаже. В качестве заземления в начале пользовались водопроводом, а затем был подвешен изолированный противовес на высоте одного метра над крышей. Сила тока в антенне, при короткозамкнутом модуляторе, достигала 2 ампер.

Студия, т.-е. комната, где исполняются все передачи, находится во 2-м этаже, на расстоянии, примерно, 100 метров от помещения передатчика, и занимает площадь 8 × 8 кв. аршин. Степы и потолок обиты двумя слоями войлока с воздушным промежутком между ними в 1 вершок и, наконец, сверху войлока еще собранной в сборки материей. Пол устлан двумя слоями войлока и двумя слоями ковров. Таким образом, достигается почти полное устранение отражения звуков. В студии имеется кабинетный рояль Бехштейн и оркестровая фисгармония. Микрофоны помещаются у одной из стен на тяжелых тумбочках. Непосредственно за этой стеной находится помещение для усилителя и приборов контроля, так что провод, соединяющий микрофон с усилителем, сведен к минимальной длине для устранения возможных воздействий. Примененные нами впервые в Москве микрофоны Вестерн дали прекрасные, по сравнению с обычными, результаты и с ними мы проработали до самого последнего времени. В студии обычно находятся два микрофона, из которых можно употреблять любой. Что касается микрофонного усилителя, то за время работы мы перепробовали целый ряд типов, как готовых заграничных, так и собственной конструкции, и, в конце-концов, остановились на нормальном усилителе с сопротивлениями, показавшем себя идеальным в смысле полного отсутствия каких-либо искажений. В усилителе у нас применены лампы Маркони типа LS5, специально сконструированные для мощных усилителей низкой частоты. Из имеющихся в схеме шести соединенных каскадом ламп можно путем перестановки штепселя оставлять в работе любое количество, начиная с двух. В анодную цепь последней лампы включен дроссель, и создающееся на его концах напряжение подается по двухпроводной линии к модуляционному трансформатору передатчика. Линия состоит из кабеля в заземленной свинцовой оболочке. Микрофон и накал усилителя питаются аккумулятором 6 в. 120 амп.-часов, для питания анодной цепи служит аккумуляторная батарея 240 вольт.

Радиостудия Дома Союзов

Сборка станции была закончена к концу декабря прошлого года, а официальное открытие было приурочено к 21 января — дню первой годовщины смерти Владимира Ильича.

Приступая к постройке станции, мы связывали с ней возможность передачи речей непосредственно из Колонного Зала Дома Союзов и, собственно, в этом видели ее основное назначение. Однако, успешное разрешение вопроса о проволочной трансляции показало, что для этого вовсе не обязательно иметь станцию вблизи от места, откуда происходит передача. А так как передача заседаний через Сокольники давала во много раз большую дальность действия, то естественно, что эта задача перешла к Сокольникам. Использовать станцию в Доме Союзов, как это также предполагалось, для передачи информаций МГСПС низовым союзным органам в то время не представлялось возможным, так как далеко не все союзы и завкомы располагали приемниками. К осуществлению этой задачи мы подходим только теперь. Таким образом, на маленький передатчик выпала роль опытной радиовещательной станции, которой мы примерно полгода пользовались в своей работе. Сейчас она, конечно, представляет чисто исторический интерес, как первый опыт постройки небольшой, примерно уездного масштаба, радиовещательной станции, выполненной любительскими средствами.

Наибольшая дальность действия станции оказалась для детекторного приема 100 километров при высокой антение, в радиусе же 50 килом. нас регулярно слушали с достаточной громкостью. На четырехламповый усилитель прием велся в Нижнем-Новгороде. Благодаря небольшой мощности и хорошим микрофонам, станция отличалась исключительной чистотой передачи, что позволило впервые осуществить передачу таких недоступных до тех пор номеров, как хор и даже симфонический оркестр. Наш первый опыт передачи симфонического оркестра был отмечен даже иностранной литературой. Среди нескольких сотен писем наших корреспондентов у меня хранится письмо одного рабочего, который, по его словам, только услышав передачи станции МГСПС убедился в том, что радиомузыка может давать настоящее эстетическое наслаждение.

Кроме того, на опыте работы нашей станции была доказана выгодность применения сравнительно коротких волн для передачи на небольшие расстояния. Действительно, почти во всей Москве на хороший приемник и антенну станция была слышна часто не слабее, чем в пятьсот раз более мощная станция им. Коминтерна.

В настоящее время этот передатчик можно осматривать на Всесоюзной Радиовыставке, в отделе рабочего радиолюбительства.

(Продолжение следует).


1) Спешу сознаться, что год работы на практике доказал преимущества проволочной передачи, делающие ее единственно возможным методом механизации культработы в больших городах. Подробно об этом в особой статье. (стр. 300)