В предыдущих статьях мы осветили некоторое моменты работы МГСПС в области радио.
Теперь перед нами стоит вопрос, который необходимо раз‘яснить более подробно: о взаимоотношениях ОДР и профсоюзного радиолюбительства.
Общество Друзей Радио существует у нас сравнительно недавно, всего с июля 1924 года. Задачи и цели, которые преследует О-во, заключаются в том, что оно стремится путем пропагандирования радио и его использования приблизить широкие рабочие и крестьянские массы к этому новому могучему проводнику культуры. С другой стороны, это — об'единение как отдельных лиц, так и баз и коллективов, занимающихся радиотехникой. Поставленные задачи О-во предполагает осуществлять через организацию докладов, путем печати и т. д., а также и устройством радиовещательных станций, организации ради консультаций, курсов и т. д.
Принцип построения О-ва Друзей Радио абсолютно добровольный. Руководящие органы в О-ве избираются на общих собраниях членов и о всех своих действиях отчитываются перед членами О-ва через определенные промежутки времени.
Средства О-ва, на которые оно ведет работу, — членские взносы, устанавливаемые уставом примерно так: вступительный взнос — 50 коп. и годовой взнос 1 рубль.
Следовательно, всю работу О-во ведет на те средства, которые у него .составляются от членских взносов и от эксплоатации своей широковещательной станции.
Среди кого ведёт работу О-во? Кого оно организует?
О-во ведет работу среди всего населения РСФСР, СССР как в городе, так и в деревне. Членом О-ва может быть всякий, представивший рекомендации, согласно устава О-ва.
Вот сжатый схематический набросок деятельности О-ва Друзей Радио.
Мы остановились на этом так подробно потому, что существует мнение, что ОДР и радиоработа профсоюзов порождают параллелизм. Между тем, как мы постараемся доказать ниже, никакого параллелизма нет, и практически довольно четко разграничиваются деятельность ОДР и радиоработа профсоюзов.
Итак, как уже сказано, ОДР является общественно-добровольческой организацией с установленными членскими взносами.
Совсем не то в профсоюзном радиолюбительстве.
И наиболее существенно то обстоятельство, что радиоработу профсоюзов ведет не специальная организация, которая, будто бы, существует внутри профсоюзов, нет: радиоработа является частью общей культурно-просветительной деятельности профсоюзов неот'емлемой частичкой культурного воспитания и просвещения масс, соединяемых союзами. И она ведется в общем порядке, в общем плане, наравне с остальной культурной работой в наших клубах и красных уголках. Поэтому, если профсоюзы и организуют радиосекции, радиокомиссии, то эти секции и комиссии нельзя считать самостоятельными организациями. Это — органы, на которые возлагается определенный вид, область общей работы союзов. Примерно, если у нас есть клубная комиссия, то никто ведь не понимает этого так, что у нас есть какая-то особая организация по клубной работе — есть только подсобный, внутренний орган, который организован в помощь, скажем, культотделу для проработки клубных вопросов. Все решения клубной комиссии не могут пройти без утверждении культотдела. Так и здесь, в вопросе о руководстве радиоработой профсоюзов, — существует радиокомиссия, которая не является автономной в своей работе, а все свои решения проводит в жизнь лишь с утверждения культотдела. Очень ясно и четко сказано в положении об организации Радиосекций при Культотделе ВЦСПС в газете "Труд" от 24/V—25 г.: ... "кто говорит, что имеются две параллельные организации, просто не знает существа этого вопроса".
Среди кого же и где ведется радиоработа профсоюзами?
Профсоюзы ведут работу не среди всего населения, а только среди своих членов, среди профсоюзных масс, в своих клубах, красных уголках, предприятиях, домах коммун, — т. е. там, где есть члены профсоюзов. И только их они обслуживают. Заниматься же культработой с остальным населением — не дело профсоюзов, — это подлежит ведению государственной организации — Губполитпросвета.
Вполне ясно для каждого, что различные отчисления хозяйственных организаций и членские взносы в союз могут итти лишь на удовлетворение нужд членов этой организации, но отнюдь не на расходы и обслуживание посторонних союзам лиц. И если ОДР может вести радиоработу только на специальные членские взносы, то профсоюзы на радиоработу никаких средств не берут и брать не могут. Наоборот, союзы сами дают для этого средства в общем сметном порядке культработы в клубах, красных уголках и т. п. И отпускаемые средства, с расширением радиолюбительства в наших клубах, естественно будут расти и увеличиваться. Приведем пример, что сделано московскими профсоюзами в этой области. Мы имеем довольно солидное количество радиоустановок по Москве и губернии. На 1-ое декабря с. г. громкоговорителей с ламповыми усилителями насчитывается по союзам 135.
По отдельным союзам имеется:
Текстильщики .. 13 установок
Металлисты ... 17 »
Печатники .... 13 »
Коммунальники .. 10 »
Пищевики .... 7 »
Губпрос ..... 5 »
Строители .... 5 »
Деревообделочники . 3 »
Швейники .... 2 »
Нарсвязь .... 1 »
Рабземлес .... 15 »
По уезду:
Богородское УПБ . 20 установок
Орехово-Зуево .. 12 »
Затем, — 102 громкоговорителя, присоединенных к проволочной сети радиостанции МГСПС.
Приведенные примеры достаточно освещают, как профсоюзы относятся к пропаганде радио среди широких профсоюзных масс.
Через нашу радиостанцию в Октябрьские дни были переданы концерты, оперы, доклады; их слушали в клубах, и, по статистическим сведениями, количество слушателей за 6, 7 и 8 ноября было приблизительно около 40.000 человек, не включая сюда установки на площадях.
Из этого вывод: радиоработу, которую ведут профсоюзы, конечно, надо углублять, и расширять, ибо от нее только польза. И ни о каком параллелизме речи быть не может.
Здесь, однако, может вкрасться некоторое сомнение, может встать вопрос: имеет ли право ОДР вмешаться в профсоюзное радиолюбительство путем организации в наших клубах ячеек, открытия своих уголков и т. п.? Мы со всей категоричностью ответим: конечно, не может. Не может потому, во-первых, что в наших клубах имеются радиокружки и допустить организацию в клубе ячеек ОДР, которое должно вести работу на членские взносы и требует подчинения своему уставу, — мы не можем, ибо в клубе у нас свой устав, все кружки в клубах работают по этому нашему уставу и получают руководящие материалы от своей союзной организации.
Представим на минуту, что было бы, если бы мы допустили в клубе существование ячеек и отделений различных добровольных обществ, подчиняющихся своим уставам и работающих по разным директивам. Была бы полнейшая неразбериха.
Дальше, возможна ли организация в клубе уголков ОДР?
Что такое уголок? Уголком мы обычно называем то, что является продуктом работы данного кружка. И если это нужно в смысле показа, пропаганды, то не нужно в смысле организации уголка ради уголка. Поэтому допустить организацию уголка ОДР, поскольку мы определили ненужность ячеек ОДР и наличие радиоработы со стороны профсоюзов, было бы ошибочно. Такой уголок был бы создан искусственно.
Здесь могут сказать: — а почему в клубе есть уголки Авиахима? Ответим очень просто: именно потому, что профсоюзы не ведут этой работы. И второе — эти уголки просто показательные, и если члены клуба ведут работу в том или другом-уголке, то ее ведут не как члены какого-то общества, а именно, как члены клуба. Здесь не может быть неразберихи в организационном отношении, ибо уголки О-ва Авиахим и т. п. создают не сами общества, а правление клуба в порядке разработанного плана клубной работы.
Поле деятельности обширное. Это — не организованное в профсоюзы население. Среди крестьянства, в избах читальнях, в деревне ОДР может и должно широко развернуть свою работу, а здесь, в городе, естественно, могут быть осложнения, невольные вмешательства в работу профсоюзов, что, конечно, вредно будет отражаться в общем на всей работе. Об этом вмешательстве мы говорили в № 19—20 "Радиолюбителя" и упоминать о нем сейчас вряд ли нужно.
Полагаем, что решения в указанном смысле по затронутым нами основным моментам, безусловно, могут внести ясность в вопросы о взаимоотношениях ОДР с профсоюзами. Такая линия поведения внесет корректив, который был необходим, чтобы рассеять ошибочные мнения о параллелизме в деле радио.
Параллелизма нет и быть не может.
ОДР — общественная организация, ведущая свою работу по определенному уставу — тому, который ей положен. Профсоюзы же проводят директивы, которые им даются соответствующими руководящими центрами. А директивы эти, в свою очередь, базируются исключительно на том, что радиоработа есть неот'емлемая часть общей культурно-просветительной работы, проводимой профсоюзами. И такое разделение в интересах миллионных масс — членов профсоюзов.
1) См. №№ 19—20 и 21—22 "РЛ". (стр. 461.)