Радиолюбитель продолжает запрашивать, что и на какой приемник он может услышать. В отделе "Кто кого слышит" в предыдущих номерах журнала (стр. 57, 103, 126 и 157) приводились сведения, из которых можно заключить, что на детекторный приемник Москву можно услыхать на расстоянии, примерно, до 800 километров. Однако, об этом нельзя говорить как о чем-то определенном. Целый ряд чисто случайных условий дают возможность иногда получить прием на очень далеком расстоянии, особенно это относится к городам, расположенным на берегу морей, в частности к Ленинграду, где вполне возможен
Так, товарищ Н. Коржиков сообщает, что он в Ленинграде на детекторный приемник регулярно слушает Московские станции, английскую станцию Давентри, 1) немецкие и шведские станции при антенне, подвешенной на крыше 6-ти этажного дома (без мачты).
"Прекрасно слышен бой башенных часов. Здесь нет никакого фона, часто играют джаз банд. А вот немецкие станции передают тяжелую музыку (Баха и Вагнера), исполняемую симфоническим оркестром. Швеция передает оперы и дуэты, симфонический квартерт, слышимость хорошая".
Точно также товарищ Муратов сообщает, что он в Ленинграде на детекторный приемник слушает Москву и Давентри при высоте антенны 3—4 метра.
Повторяем, эти случаи не являются исключительными для Ленинграда, где благодаря близости моря прием заграничных станций на детектор — обычное явление.
Но вот несколько других случаев дальнего приема на детектор.
Так, тов. Шустер сообщает, что он в Киеве на расстоянии 800 километров от Москвы на детекторный приемник системы ннж. Шапошникова ("РЛ" № 7) слышит вполне удовлетворительно станцию имени Коминтерна и за границу.
"2-го октября, в 11 ч. 50 м. услыхал на первой кнопке приемника концерт. В перерывах между номерами ясно слышен был разговор на немецком языке. Слышимость довольно слабая, но в 12 ч. 30 м. ночи смог ясно разобрать слова: "Allo, Allo, gute nacht".
Т. Беспалов слушает на станции Моздок (Северный Кавказ) на детекторный приемник системы Шапошникова радиостанцию имени Коминтерна и один раз разборчиво услыхал заграничную передачу на волне несколько большей волны Коминтерна. Высота антенны 31 метр.
Т. Павлов (Станция Крымская Черном. округа) на детекторный приемник Шапошникова слышит московские станции и немецкую станцию при высоте антенны в 15 метров.
Мы просили бы упомянутых и других товарищей, которые в дальних районах слушают заграничные станции сообщать подробные сведения о том, насколько они регулярно слушают и что в каждую передачу они слышали.
Тов. Прокопенко из Симферополя (Крым) сообщает, что присоединил к приемнику Шапошникова кристадин (по схеме усилителя) и получил на осветительную есть хороший прием Москвы и как будто бы и заграницы. Тов. Прокопенко далее прислал еще следующее извещение:
"Со своим первым крымским успехом спешу поделиться с любимым журналом "Радиолюбитель". Недавно писал вам о приеме на осветительную сеть; чтобы не было сомнения 16/X—25 г. испытал на двухлучевую антенну высотой около 35—40 метров кристадин, включенный в приемник типа Шапошникова, как усилитель; на две трубки услыхали Москву, станцию им. Коминтерна вечернюю радиогазету, при чем можно было ясно разобрать каждое слово. И все это в городе Симферополе на расстоянии, вероятно, не менее 1500 километров от Москвы без лампового усилителя! Да здравствует русское радиолюбительство и его поощритель МГСПС"
Конечно, случайно на детектор можно получить прием на сравнительно большом расстоянии, но как правило на далеком расстоянии передающих станций нужно переходить к ламповым приемникам. Тут возникает вопрос, какую схему применить. Конечно, многоламповый усилитель даст лучший результат, чем одноламповый, но мы настоятельно рекомендовали бы дальним любителям начинать с одноламповой регенеративной схемы, которая при умелом обращении с ней может дать поистине блестящие результаты.
Прием за границы в центральных губерниях вполне возможен на регенеративный приемник; правда, в больших городах, как, например, в Москве, встречается затруднение со стороны помех, которые вызываются электрическими шумами большого города (трамвая, моторы, кино). Однако, многим любителям в Москве (особенно тем, которые не живут вблизи трамвайных узлов) удается принимать английскую станцию Давентри и немецкую Кенигвустергаузен. При работе с регенеративным приемником все дело заключается в умелом обращении с ним. Ниже мы приводим заметку т. Кубаркина о том, как нужно ловить станцию на регенераторе. Нужно сказать, что этот способ можно рекомендовать только любителям, живущим достаточно далеко (не меньше ½—1 клм. от других приемных станций). В противном случае вой, который подымется при таком манипулировании с регенеративным приемником испортит прием целому району слушателей. Во всяком случае, экспериментирование ни в коем случае не следует производить во время работы русских радиовещательных станций. Вот что тов. Кубаркин пишет:
"Существующее у многих убеждение, что для приема за границы нужны многоламповые приемники или особо сложные схемы неправильно. Начиная с конца июля и по сие время на одну лампу, взятую по схеме с обратной связью (регенеративная) при обыкновенной антенне мне удается ежедневно в Москве принимать за границу. Добавляя два каскада усиления низкой частоты часто можно принимать (правда, тихо) на репродуктор. Из этого трехмесячного опыта я убедился, что успех зависит, главным образом, от сноровки, ибо я принимал даже на наскоро собранную на столе схему или, по выражению моего товарища, принимал "на беспорядок на столе".
Легче всего услышать Чельмсфорд (теперь Давентри). Ловить его следует с 10 часов вечера. Волна 1600 метров. Настроившись приблизительно на эту волну, следует довести обратную связь до наступления генерации и медленно вращать конденсатор до тех пор, пока не будет услышан свист. Свист этот в начали высок, при дальнейшем вращении конденсатора понижается, почти пропадает и затем снова повышается. В этом узком промежутке, где свист пропадает и "сидит" станция. Все искусство ловить станцию и будет заключаться в том, чтобы очень медленно вращая конденсатор, попасть в этот промежуток, регулируя очень медленно, в то же время обратную связь так, чтобы генерация только возникала. При некотором навыке настраиваться можно быстро и легко.
При приеме далеких станций убеждаешься, какое громадное усиление дает обратная связь, которая дает возможность слышать на одну лампу. Без обратной связи на три лампы ровно ничего не слышно.
Наловчившись на Чельмсфорде, можно будет ловить германские станции (например, Кенигвустергаузен, волна 1300 метров), но вообще принять их труднее и удается это не каждый день".
Вот еще примеры: Тов. Матлин принимает заграницу на Урале; он пишет:
"Пусть это сообщение поможет отдаленному от центра радиолюбителю в его трудной работе.
Мой радиоприемник был установлен у себя на Урале в селе Ленве В. Камского округа. Антенна натянута между двумя мачтами, установленными на двух соседних домах на высоте 18—20 метров от земли.
Приемник регенеративный с одной лампой по простой схеме. Все катушки сотовые нормальных размеров.
Несмотря на летний период времени самый неблагоприятный для приема радиотелефона, работу Чельмсфорда принимал почти ежедневно в течение двух недель с 15 по 30 августа с. г. в ночное время с 11½ до 3. Сила приема не всегда была одинакова. Большей частью передавались концерты. Передача музыки отличалась особенной чистотой, разговорная речь — необыкновенной отчетливостью; никакого постороннего шума в работе станций не замечалось.
При окончании концерта происходит очень красивая передача боя часов — 12 ударов. Звук колокола густой и низкий, а слышимость значительно сильнее всей остальной передачи.
Кроме этой станции, но значительно слабее на этот же приемник удавалось принимать много других радиотелефонных станций неизвестных для меня а также ст. имени Попова.
Опыт приема на железную крышу одноэтажного дома (высот. в 8 мт.) дал те же результаты. Москва и Лондон почти также были слышны только катушку обратной связи пришлось подводить вплотную к катушке сетки".
Далее:
Тов. Червяков (Сызрань) сообщает, что он на ультра-аудион без гридлика и анодной батареи (как он называет ультрамикродин) на антенну высотой 11 метров слышит Москву.
Тов. Раушенбах на антенне в 10 метров (Красный Кут, республика немцев Поволжья) на расстоянии 900 километров слушает станцию Коминтерна.
Дальний радиолюбитель, начинай с регенеративного приемника.
1) Сравнительно недавно вместо английской станции Чельмсфорд, стала работать такая же, примерно, станция — Давентри. Подробно мы об этом еще расскажем.
(стр. 469.)