РАДИО ВСЕМ, №7, 1925 год. Американский папаша

"Радио Всем", №7, декабрь 1925 год, стр. 114

Американский папаша

А. Р. Т.

Очень редко, правда, но в "Радиолюбителе" (например, № 14) печатаются статьи А. Шевцова. Какое место его статей ни возьмешь, всюду попадаешь непременно в Америку. Америка на каждом шагу. И как в американских радиолюбительских журналах радиолюбительский папаша беседует с своими младшими сынками, так и в этих статьях, приблизительно чем же тоном, А. Шевцов наставляет радиолюбителя. Но хуже всего, что под видом американизма, под видом радиолюбительства преподносится на самом деле старое кастовое понимание радиолюбителей, как узкого круга людей, обладающих в большем или меньшем совершенстве радиотехническими познаниями, не без размышления о массе, интересующейся радио, без раздумья об общественной роли радиолюбительства, которая почти полностью исключается.

Возьмем отмеченную статью. "С самого начала, — говорит А. Шевцов, — мы взяли основной курс на настоящего (подчеркнут. мое, А.Р Т.) сознательного рабочего (вернее, стремящегося к этому) любителя". Ну, а тот, кто сегодня еще, может быть, недостаточно сознателен, недостаточно умело работает, а завтра повысит интерес к работе, сделается, по выражению А. Шевцова, "более сознательным радиолюбителем", — он отбрасывается, значит, тем журналом, который издается как раз массовой рабочей организацией, охватывающей почти поголовно рабочий класс? Что это — случайность или действительное направление работы журнала? Далеко не случайность. Что это так, видно из передовой статьи, подписанной А. Шевцовым: "О нашем журнале, говорится там, нельзя сказать, что он мало-мальски полно освещает радиожизнь. Журнал наш — по преимуществу технический. Малое место, отводимое нами информации, об'ясняется несколькими причинами. Прежде всего, как нам не раз пришлось слышать, любитель ищет в журнале, главным образом, указаний технического характера, часто считая все остальное "неизбежным злом", от которого не свободен ни один журнал"... Несколько туманно, но все-таки достаточно вырисовано отрицательное отношение к общественности в радио, которая считается лишь "неизбежным злом".

Но, может быть, жизнь самого радиолюбителя, его работа, его достижения, его борьба с препятствиями, организационная сторона получают освещение в радиолюбительском журнале? Очевидно, нет. Отдел "Радиолюбительская Жизнь" также не получил развития в журнале, читаем мы дальше, и мы надеемся, что за это не посетует наш читатель и наши корреспонденты. Ведь большинство корреспонденций повторяют друг друга"... Если следовать такой линии, то не нужно было бы "Рабочей Газете" писать о достижениях на каждой фабрике и заводе, ибо эти достижения тоже в большинстве случаев повторяются в основных частях.

Нечего, конечно, уже говорить об освещении общественной части радиолюбительского движения. Правда, здесь, читаем дальше в передовой, "необходимость освещения общественных вопросов радиолюбительства сознавала редакция еще при самом основании журнала... Но в течение длительного времени было трудно получить хороший общественный материал"... Жизнь буквально бурлит, общественная жизнь скачет семимильными шагами. Общественная сторона радиолюбительства испытывает величайший рост. И в то же время редактор "Радиолюбителя" не мог до сих пор, в течение года этого бурного общественного роста радиолюбительства, получить "хороший общественный материал"!..

"К американизму"! далее восклицает автор. — Но какой стороной? Приходится его спросить. Правда, здесь якобы говорится об американизме "советизированном", "настоящем", но по существу весь американизм как раз всеми своими отрицательными сторонами выкладывается наружу последней частью чрезвычайно примечательной статьи А. Шевцова. "Нас не удовлетворяет тепленькое, дружеское участке к делу. Мы основываемся на горячем любительском энтузиазме". Так заканчивается статья. Что получится, если это "американское" выражение перевести на русский язык? Отбрасывается участие, помощь организации радиолюбительства, широковещанию, проникновению в широкую массу; исключается помощь организации промышленности, заинтересованность в ее росте, хотя бы выражающаяся в дружеском участии. Только радиоспортсмен американского пошиба получает право на внимание со стороны журнала "Радиолюбителя" и его редактора А. Шевцова.

Энтузиазм, конечно, нужен в каждом деле. Каждое дело имеет кадр энтузиастов, инициативных работников, представляющих передовой отряд в движении, в деле. Широкая масса продолжает этот энтузиазм в отдельные, наиболее важные моменты; но сила движения тем больше, чем шире масса, которая в нем участвует. Так и в радиоделе и в радиолюбительстве.

Нельзя ограничиваться спортсменами этого дела, нельзя исключить из него тех, кто ему помогает расширяться в величайшем использовании техники радио для широкой массы; нельая ограничиваться узкой кастой, узкой группой спортсменов радиолюбительства; нельзя итти в Советском Союзе к американизму худшего сорта, к отрицательным его сторонам, к изоляции радиолюбительства и радио движения от той широкой общественности, которою пронизана жизнь нашей страны.