РАДИО ВСЕМ, №10, 1927 год. ВОПРОСЫ ДНЯ

"Радио Всем", №10, май 1927 год, стр. 227

П. Епифанов.

РАДИО, ГАРМОШКА И КОМСОМОЛ.

С легкой руки комсомола, с недавнего времени, русская визгливая гармошка заняла почетное место в жизни молодежи, стала модной злобой дня, или злобной модой дня.

Гармошка — тема и предмет горячих диспутов; поэты вдохновились гармошкой; фельетонисты-профессионалы разразились фельетонами о гармошке; комсомольская печать прославила гармошку. Повсеместно проводились конкурсы на гармонистов.

Гармошка загордилась и заорала во все свое "гармошкино горло": Я — организатор, я культивизатор молодежи... Даешь мне дорогу".

Может быть, действительно, гармошка способна выполнить наши желания. Но нам, комсомольцам-радиолюбителям, странно, нет, не странно, а обидно, что такое великое дело как радиофикация нашей страны, имеющее такое колоссальное культурное и политическое значение, проходит мимо масс молодежи, мимо комсомольских организаций.

Комсомол, ратуя за гармошку, забывает о радио. Это основная несообразность. А между тем только радио может и должно стать помощником комсомола в его культурной работе среди молодежи, особенно деревенской, в его борьбе за новый быт, против суеверий, поповщины и т. д. и т. п. С другой стороны, только радио сможет удовлетворить стремления молодежи к знаниям, желания молодежи повеселиться и пр. Неужели московские комсомольцы, слушая концерты Персимфанса (в театре или по радио), думают, что деревенская молодежь удовлетворяется, наслаждаясь гармошкой?

Конечно, нет. Сколько раз говорилось, что мы должны дать культурное развлечение деревне. Это приобщение деревни к культуре города совершит великий маг и кудесник — радио.

Мы призываем молодежь и ее авангард — комсомол стать в ряды активных друзей радио. Мы призываем молодежь обсудить этот вопрос. Довольно из пушек стрелять по мухам. Радио — в порядок нашего дня!

Радио — величайшее достижение человеческой мысли XX века, вот тема для поэтов.

Я предлагаю проделать следующее:

1. Провести широкую кампанию в комсомольской печати, разъясняя сущность и значение радио, освещая задачи радиофикации, вовлекая молодежь в активное участие в радиоработе.

2. Организовывать конкурсы на лучших радиолюбителей, лучшие радио-кружки, ячейки ОДР. Устраивать радио-выставки.

3. Подвергнуть всестороннему обсуждению программы радио-передач с точки зрения обслуживания ими запросов молодежи.

4. Городским организациям комсомола и шефским обществам выдвинуть лозунг: "Радио — лучший подарок подшефной деревне". Практически помогать деревне в установке радиоприемников.

5. Комсомолу в этой работе тесно связаться с Обществом друзей радио.

Неужели Коля Чаплин, речи которого мы с вниманием слушаем по радио на волне 1450, не подпишется под этими пунктами?


ОТКЛИКИ
на ст. тов. Блюма.

(Трансляция оперы "организована")

От редакции:

В редакцию поступают многочисленные отзывы читателей на ст. т. В. Блюма, помещенную в № 8 (27) "Радио всем". Редакция просит читателей высказаться по этому вопросу, оставляя за собой право впоследствии высказать свое мнение.

Молчать нельзя.

Так ли? Действительно ли трансляция опер по радио из ГАБТ и Экспериментального является "социально-опасным" и "классово-чуждым" для широких масс радиослушателей, как это высказывает тов. В. Блюм на страницах № 8/27 журнала "Радио Всем"?

Действительно ли музыка таких бессмертных произведений, как "Фауст", "Евгений Онегин", "Риголетто" и проч. опер, является нам "классово-непонятной" и "любовно-оперной чепухой"? Я думаю, что далеко не все товарищи радиослушатели такого "упадочного" мнения и являются опероненавистниками лишь потому, что видите ли, "идеология" не подходит.

"Мещанский уют" и "царственное происхождение" оперы "Онегина" и "Царя Салтана" на десятом году революции показались т. Блюму "социально-опасным" для радиослушателей нашего Союза.

Пусть репертуар наших оперных театров "куцый", как высказывает это тов. Блюм, но "убогим" от этого он не становится. При наличии художественного артистического состава и пускай "куцего", но художественного репертуара, ГАБТ и Экспериментальный вполне справедливо нашли тысячи и десятки тысяч своих горячих приверженцев и поклонников и, я думаю, их не менее и среди нас, радиослушателей и радиолюбителей.

А потому, когда на страницах нашей радио-печати затрагивается столь больной вопрос, как о трансляция опер по радио, — молчать невозможно и нельзя. Нельзя заниматься трансляцией лишь одних консерваторских вечеров и концертов из студии "Радиопередачи". Не следует заниматься "сортировкой" передаваемых по радио опер, ибо если опера идет на сцене ГАБТ или Экспериментального, то уж это одно должно говорить, что "неприемлемого" здесь быть не может. И неужели музыка "Евгения Онегина" Чайковского должна быть принесена в жертву ничем не оправданному понятию о "классовой идеологии в опере", тем более, что тот же "Онегин" едва ди может много съагитировать как в ту или другую сторону.

Товарищи радиослушатели, высказывайтесь, нужны ли нам трансляции опер. Молчать нельзя!

В. Платонов.


В 8 номере Вашего журнала напечатана статья Блюма. Своими впечатлениями о ней я и хочу поделиться.

Аналогия между детьми и пролетариатом довольно неосновательная; кто же, как не пролетариат отбирает нужное ему из художественного наследства прошлого, во всяком случае не доверять же выбор тов. Блюму, по мнению которого оперы всех классиков — это "заваль", с мещанской идеологией и сверхмещанской эмоцией.

А. Карасев