Наблюдения последнего времени показывают, что, как сухая жаркая погода летом, так и сильные морозы при ясной погоде зимой приводят к ослаблению приема и увеличению числа атмосферных разрядов. Во второй половине января, стояла преимущественно ясная погода. И, действительно, атмосферные разряды все время давали о себе знать, но все же не настолько, чтобы сильно затруднять прием. В январе регулярно были слышны многие дальние заграничные станции. Улучшилась слышимость Испании и Франции.
Некоторые французские станции, раньше у нас редко слышные, принимались довольно часто (например, Лилль, Лион). Мадрид EAJ7, Барселона EAJ1 — самые популярные у нас испанские станции, принимались совсем громко. Хорошо, не хуже их, была слышна Каталона EAJ13 (247,9 м) называет себя «эа ххота трэуэ, Радио—Каталона». На нижней части диапазона (200—600 м), несмотря на большую силу атмосферных разрядов, многие станции незначительной мощности были слышны громче мощных длинноволновых станций. Какой-нибудь незначительный Штеттин, часто бывает слышен громче своего «папаши» — Кенигсвустергаузена. Передача большой мощностью на длинных волнах дает наиболее надежный и независимый от времени года и дня, а также погоды, прием. Малые мощности на более коротких волнах дают гораздо менее регулярный прием, но зато иногда большую громкость и даже дальность действия.
В № 2 «Радио всем» уже упоминадось о переменах, происходящих в европейском эфире, а также указывались новые волны некоторых наиболее известных у нас станций. Наиболее полно приняли новые волны Англия, Швеция, отчасти Германия. Многим станциям даны новые волны, лишь немного отличающиеся от старых, и радиолюбители, не обладающие градуированными приемниками или волномерами, могут не заметить перехода станций на новую волну.
Изменения коснулись главным образом станций, работающих на волнах от 200 до 600 метров. У длинноволновых станций эти изменения совсем незначительны и происходят в пределах нескольких метров. По плану Вашингтонской конференции, Брюссельской конференцией намечено такое распределение волн выше 1 000 метров.
Крупные станции: Хюняен 1 825 м (162 килоцикла), Париж 1 744 м (172 клц), Кенигсвустергаузен 1 648 м (182 клц), Москва 1 485,1 м (202 клц), Варшава 1 416,1 м (212 клц), Цотала 1 351 м (222 клц).
Станции местного значения: Калундборг 1 158 м (260 клц), Хильверсум 1 071 м (287 клц) и Базель 1 001 м (299.6 клц).
Литовская станция Ковно переходит со старой волны 2 000 метров на волну 283 метра.
Когда весь взбудораженный эфир придет в порядок, что произойдет от всей этой встряски волн — трудно сказать теперь.
Надо надеяться, что эти мероприятия устранят все «пучки» свистов, до сих пор «сидящие» в эфире.
Передатчик НКПиТ на волне 825 метров с первых дней своей работы возбуждает много толков. Московские любители часто жалуются на помехи при приеме других станций, отмечая все же большую чистоту его передач. На окраинах Союза он был слышен особенно громко в первые дни его работы. На Украине, например, Опытный передатчик был одно время самой громкой станцией. Затем его слышимость немного упала, но все же остается хорошей. Уменьшилось значительное число гармоник, сопровождавших его первые дни работы, и «глушивших» прием многих заграничных станций под Москвой. О слышимости Опытного передатчика пишут из Сибири и других отдаленных мест.
Ленинградская станция ЛГСПС в последнее время громко и хорошо принималась в Москве, в Поволжьи и других местах. По качеству передачи (чистота, постоянство волны) эта станция одна из первых в нашем Союзе. Очень хороши трансляции заграницы. Можно долгое время слушать, не подозревая, что здесь имеет место трансляция. Лишь волна, как это у нас обычно, на несколько метров длиннее, положенной НКПТ, и равна приблизительно 365 метрам вместо 341 м.
Таким образом, Ленинград нашим радиолюбителям надо искать на настройке лишь немного выше столь популярного у нас Лейпцига.
ЛГСПО просит сообщать о слышимости по адресу: Ленинград, Дворец труда, Радиостанция.
Датские радиовещательные станции Копенгаген и Калундборг пользуются у нас большой популярностью. Кроме этих двух станций, в Дании имеются еще три: Соро, Риванс и Лингби, но они радиовещанием не занимаются и передают лишь прессу и метеобюллетени.
Калундборг является самой мощной в Дании станцией, его мощность — 7 киловатт. Длина волны 1 154 метра. Своей программы Калундборг не имеет, а транслирует программу Копенгагена, который отстоит от него на 50 км. Расстояние от Москвы довольно велико — 1 500 км, но несмотря на это он является станцией, прием которой очень легок. Калундборг принимается часто под Москвой на детектор.
Копенгаген является главной датской станцией и имеет собственную программу. Мощность Копенгагена — 4 киловатта1). Длина волны была раньше 337 м, а теперь, в связи с общей ломкой волн в Европе (см. сводку), он волну немного удлинил — до 345—346 метров. Копенгаген также у нас легко принимается и слышен часто довольно громко. Распознать Копенгаген и Калундборг по названию трудно, оно редко произносится и бывает непонятно. Хорошая отличительная черта — бой часов (из городской ратуши) в 21 час (8 ударов) и в 1 час ночи (12 ударов). До и после боя играют куранты. После боя в 21 час обычно произносится название станции, звучащее так «Кьопенхавн-Калюндборг». Передача идет на датском языке, который напоминает слегка английский и, отчасти, шведский. Программа похожа на программы германских станций. Обыкновенно в будни по утрам в 8—30 гимнастика, затем в 16 часов часто бывает музыкальная передача, в 21—22 часа — концерт и информация. Затем часто передается танцевальная музыка, которая, кончается позднее часа.
1) «Путеводитель по эфиру» Л. В. Кубаркина указывает мощность в 2 киловатта.