РАДИО ВСЕМ, №13, 1929 год. РАДИО-ЭХО.

"Радио Всем", №13, июль, 1929 год, стр. 372-373

РАДИО-ЭХО.

С. Кин.

В свое время мы писали о сигналах, передаваемых на коротких волнах, и попадающих в приемник с опозданием «против расписания» 1). Происхождение части этих сигналов именно тех, которые приходят в приемник с опозданием в одну или несколько седьмых долей секунды, удалось объяснить сразу без всяких затруднений. Эти сигналы, прежде чем попасть в приемник, пробегают один или несколько раз путь вокруг всего земного шара. (При скорости в 300000 километров в секунду сигнал совершает свой путь вокруг земли как раз за 1/7 долю секунды). Так объясняется происхождение повторных сигналов, приведенных на рис 1 и 4. На этой записи, кроме основного сигнала «а», легко можно различить три повторных сигнала «а1», «а2» и «а3», проделавшие соответственно один, два и три раза путь вокруг земли, причем последний сигнал «а3» проделал путь около 130000 километров. Конечно, кажется неожиданным, что сигнал, прошедший такой огромный путь, еще достаточно силен для того, чтобы оставить след на ленте пишущего приемника. Но если этот факт и кажется неожиданным, то во всяком случае его нельзя считать загадочным. Действительно загадочным является происхождение сигналов, приходящих в приемник с опозданием в 10—15 секунд и, значит, проделавших до приемника путь в несколько миллионов километров. До сих пор происхождение этих «сигналов-странников» еще не разгадано, так как рискованные теории Штормера и Ванд-дер-Поля никак нельзя считать разгадкой тайны «сигналов-странников».

Рис. 1. Ближнее эхо

Но короткие волны готовят нам один сюрприз за другим. Радиоспециалисты еще не успели разгадать тайны «сигналов-странников» и натолкнулись уже на новое явление в области распространения коротких волн, не менее и даже, пожалуй, более загадочное, чем «радиоволны-странники». Это новое явление немецкие радиоспециалисты, впервые его обнаружившие, назвали «ближним эхом».

Рис. 2.

«Ближнее эхо» было обнаружено при приеме в Гельтове (Германия) сигналов немецкого же (науэнского) коротковолнового передатчика «AGA». При записи этих сигналов было обнаружено, что после основного сигнала на ленте пишущего приемника получается несколько повторных сигналов причем первый из этих сигналов по силе обычно не уступает основному сигналу. Время, которое отделяет основной сигнал от первого повторного составляет около одной сотой доли секунды. После первого повторного сигнала часто можно обнаружить еще несколько повторных сигналов, отделенных друг от друга примерно тем же промежутком времени. В некоторых случаях удавалось наблюдать до семи повторных сигналов «ближнего эхо».

С сигналами, обошедшими вокруг земли, эти сегналы-эхо не имеют ничего общего. Только гораздо позднее последнего из этих «близких» повторных сигналов в приемник попадает сигнал, обошедший вокруг землого шара. (Этот сигнал, как мы уже говорили, попадает в приемник на 1/7 секунды позднее основного.) На рис. 2 и 3 приведены образцы записи этих повторных сигналов. Основной сигнал на этих записях отмечен буквой «а», а повторный, обошедший вокруг земли, буквой «а1». Сразу после основного сигнала на всех записях следует один или несколько сигналов «ближнего эхо». Например на верхней записи рис. 3 можно легко обнаружить, кроме основного, еще четыре «ближних эхо».

Рис. 3.

Этот результат в первый момент показался настолько поразительным, что у радиоспециалистов, наблюдавших «ближнее эхо» возникло предположение, что эти повторные сигналы вызываются неисправным действием прибора, посылающего сигналы передатчика. Поэтому для проверки были записаны на осциллограф сигналы передатчика «AGA» в самом помещении станции. Запись эта (рис. 4) показала, что кроме основного сигнала передатчик больше никаких сигналов не посылает. Следовательно, как это ни неожиданно, но нужно признать, что повторные сигналы, это действительно «ближнее эхо». Появление этих сигналов можно объяснить только тем, что они проходят путь более длинный, чем основные сигналы. Но при этом они приходят с таким опозданием, которое соответствует пути, всего на несколько тысяч километров превышающему кратчайшее расстояние между станциями.

Рис. 4.

Систематическое изучение «ближнего эхо» показало, что все сигналы «ближнего эхо» отделены друг от друга примерно одинаковыми промежутками времени, около одной сотой доли секунды, соответствующими пути в 3000 километров.

Порядок
сигналов
Среднее
время в
секундах
Соответств.
путь в км
1...... 0,0105 3 150
2...... 0,021 6 300
3...... 0,031 9 300
4...... 0,042 12 600
5...... 0,053 15 900
6...... 0,065 19 500
7...... 0,077 23 100

Если присмотреться к таблице, то сразу станет ясно, что «ближнее эхо» это явление не случайное, а подчиняющееся вполне определенным закономерностям. Картина получается такая, как будто радиосигналы отражаются один или несколько раз от какого-то слоя атмосферы, лежащего на высоте около 1500 километров над землей, и только отразившись один или несколько раз от этого слоя попадают в приемник. С формальной точки зрения это предположение как будто вполне объясняет природу «сигналов-эхо». Но мы до сих пор ничего не знаем, о существовании такого отражающего слоя на высоте в 1500 километров от земли 2). Так что, объясняя «ближнее эхо» отражением от неизвестного нам слоя, лежащего на высоте 1500 км над землей, мы одну загадку замещаем другой. И по существу загадка «ближнего эхо» остается неразрешенной. Как скоро удастся ее разрешить и в чем именно она кроется, покажет будущее.


1) См. статью «Радиоволны-странники» в № 2 «Радио всем» за этот год. (назад)

2) Слой Хивисайда, как известно, лежит на высоте от 400 до 700 километров над поверхностью земли и значит «ближнее эхо» нельзя объяснить отражением от слоя Хивисайда. (назад)