РАДИО ВСЕМ, №17, 1929 год. QRD. СВЕРХГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАДИОФИКАЦИИ

"Радио Всем", №17, сентябрь, 1929 год, стр. 504-507

QRD. СВЕРХГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАДИОФИКАЦИИ

(Полет в будущее)

(Продолжение)

Содержание предыдущего:

Органические недостатки первого плана радиофикации — расчет на уровень техники начала пятилетия, отсутствае научно-технического прогноза, дерзания. Техника, ее организация должны были отразить требования изменяющегося социального уклада.

Только широкое социалистическое соревнование всего коллектива радио-специалистов и любителей, массовое развитие радиозанятий привели к достижениям, отвечающим социалистическому строительству.

Первые планы могли учитывать лишь количественные, а не качественные изменения в радиофикации, которые произошли в дальнейшем в результате коренных перестроек социальной базы.

Сравнительные картины деревни — прежней и социалистической. Резкое различие установки по радиофикации, ее масштабам и характеру.

Уничтожение отрыва радио от общей электрификации, как основа быстрейшего хода всей электротехники для осуществления социалистического строительства.

Груда противоречий накопилась уже ко времени разработки первого пятилетнего плана радиофикации. Эти противоречия шли по двум руслам. Техническая организация все больше отставала в практике от научных достижений, а плановые проекты мало учитывали резко изменяющуюся социальную обстановку в селе и городе. Мы видим часть этих нарастающих противоречий на картине преобразования, вернее, уничтожения прежнего узко-собственнического, отброшенного от культуры села. Но не меньше противоречий было и в радиофикации города...

Радио — радиус, луч. Таково подлинное значение названия, ставшего широко употребительным. Особенность радио — наибольшая всеобщность охвата, проникновенность через огромные пространства и различные препятствия. Казалось бы, что эту социально выгодную сторону радио нужно было в наибольшей степени развить и практически использовать. Радио должно быть наиболее всеобщим средством охвата для всей организации культурной работы в быту. А массовость использования радио требует такой технической базы, которая при наименьших затратах энергии и материальных средств дала бы наибольшие результаты. И эти затраты нужно подсчитывать в общем итоге не только для социалистического сектора, существующего на сегодняшний день, но и для того, пока оставшегося частным, крыла, которое назавтра станет полностью социалистическим. И уж во всяком случае техно-экономический расчет должен производиться на всю массу передающих, приемных и трансляционных устройств. Средняя величина затрат на одну приемную точку должна служить показателем правильного проектирования всей сети. Так делалось раньше для телефона, даже не рассчитанного на расширенную организацию в условиях социалистического строительства. Там брался прежде всего расчет: сколько стоит номер абонемента. И у целой группы абонентов организованно устраивалась вся сеть. Она была все же далека тогда от совершенства плана.

А радио? О, оно в этом случае не оставило организационных пеленок...

Перелистываем страницы радиоистории. Вы видите иллюстрации — фотоснимки так называемого радиоабонента первого периода радиофикации Советского Союза. Здесь же пояснение: радиоабонентом назывался тот, кто зарегистрировал и оплатил свою установку. И только. Ни он никому, ни ему никто не был ничем обязан. Добывай приемник, какой хочешь и где знаешь. Устанавливай его своими силами. Подвешивай антенну (тогда они были необходимы), где можешь, кроме мест, где вешать ее нельзя. Предполагалось, что каждый радиослушатель должен быть не только радиотехником, но и законоведом, кровельщиком (чтобы чинить продырявленные крыши) и эквилибристом. Это минимум требуемых знаний и способностей, которыми многие конечно, не могли обладать. А к этому еще требовалось необычайное терпение и выдержка...

Для чего? Об этом лучше всего говорят иллюстрации... Первая: будущий радиослушатель выбирает по радиожурналам тип приемника. На лице тягостное раздумье. Каждый номер каждого журнала рекомендует несколько типов и схем, из которых одна как бы лучше другой. Выбор осложнен помещенной здесь же дискуссией: лампа или детектор, проволока или радио.

Раздумье преодолено — выбор сделан наугад. Следующая картина: путешествие в центр города за набором радиопринадлежностей. Продавец разводит руками — требуемого нет. Дальше другой магазин — добыт приемник, но без телефонной трубки и канатика для антенны. Далее однообразные снимки все одних и тех же поз — продавца, досадливо разводящего руками и еще более досадливо удаляющегося «радиоабонента».

Наконец, две последних иллюстрации — на фоне восходящего солнца силуэт радиослушателя балансирует на крыше, в поисках места, свободного от антенн. И, в заключение, прильнув к трубкам, у себя в комнате, обладатель радиоустановки тщетно пытается отстроиться от нескольких одновременно работающих станций... Это называлось «радиоабонентом». Заметьте, снимки сделаны не в захолустьи, а в одном из центральных городов.

Теперь посмотрим, как было во вторую пятилетку социалистической радиофикации... Берем говорящую киносъемку музея социалистического строительства.

— Да, это абонентное радиобюро, — отвечает на телефонный запрос дежурный, удивляющийся напрасной трате времени на проверку вызывающим.

— Раз по автомату правильно взяли номер — станция ошибиться не может, — наставительно говорит он вызывающему. Ведь это не телефонистка московского телефона, когда правильное соединение было счастливой случайностью.

— Вам какой номер стандарта радиоприема?.. Не ознакомлены? Странно. Район средней Москвы... Двухквартирный домик... Без электрического освещения?.. Это редкость! — Не мог удержаться от восклицания дежурный... — Вам придется поставить «RP5» на сухих экономических батареях. Весь абонемент, включая устройство и регулярный уход 10 рублей в год... Да., да, сегодня к 14 часам будет готово... — Заказ опущен в пневматическую передачу... Из склада передается на закрытый полугрузовичок типа «Форд» заказанный комплект...

Попробуйте сделать выкладку — какая разница произошла с того времени, когда приходилось каждому преодолевать массу препятствий, затрачивать уйму энергии, чтобы иметь примитивный радиоприем. Таким подсчетом раньше не занимались. Расход времени и энергии каждого из радиоабонентов выведен был за пределы бюджета рабочего времени, он не обобщается в подсчете стоимости приемной точки.

Правда, в ряде больших домов уже по первой пятилетке радиофикации происходило устройство трансляционных проволочных устройств для слушания. Но оно встречало почти те же препятствия, что и индивидуальный радиофикатор: то не было репродукторов, то не доставало усилителей.

Руководители радиопромышленности были одержимы систематическим неверием в темпы развития радио в Советском Союзе. Они поэтому отставали от жизни в каждый момент по крайней мере на пятилетие. Радиопромышленность могла, должна была осуществлять свою ведущую роль, а она плелась в хвосте даже в типах приемной радиоаппаратуры для массовой радиофикации. Все время шло на оглядывание назад, вместо того, чтобы бодрее и инициативнее смотреть вперед. На фоне великих задач индустриализации и бурного движения, роста социалистического сектора города и деревни радиопроизводство развертывалось карликово. Но уже во второй половине первой пятилетки радиофикации произошел, под воздействием широкой рабочей общественности решительный перелом.

— Москва в радио-кино-фильме сорок шестого года пролетарской революции... С большой высоты виден широко расстилающийся город. Голубоватый цвет домов, крыш прерывается густыми полосами, кругами зеленых насаждений. Даже на этой большой высоте ласкает взгляд мягкий, отраженный от построек, свет, вступающий в контраст с темнозелеными местами развертывающейся панорамы. Только шесть небоскребов, окруженных площадями, можно насчитать на всей шири города, разбросанного на десятки километров. Огромные массивы фабрик, заводов видны внутри замкнутого зеленого кольца. А дальше виднеются трех- четырехярусные дома, служащие жильем...

— Управление производством непосредственно связано с фабриками и заводами. Никакие организационные проекты совмещения управления с производством не могли дать того, что получено в результате физической близости. Раньше думали, что город будущего пойдет по пути развития небоскребов, беря и в этом американские образцы. Но оказалось, что заимствуя новейшую технику из капиталистических стран, нецелесообразно перенимать и те формы, которые вытекали исключительно из природы частновладельческих отношений в земельной территории городов буржуазного строя... Небоскребы только для причала воздушных средств передвижения, для аэро-динамических исследований, метеорологии и некоторых особых видов применения ультракоротких волн, требующих непосредственной, прямой направленности к данной точке и вместо мачт мощнейших станций. Ведь передвижение вверх многих людей требует большей затраты энергии, нежели переброска по горизонтали. Ширина промежутков между постройками для гигиеничности жилищ при системе небоскребов не дала бы экономии в пространстве, необходимом для расселения. Железо-бетон совсем не идеальный материал для жилищного строительства. Новый состав — легкий, пористый, и, вместе с тем, мало теплопроводный, послужил основой постройки рабочих жилых домов.

— Средства передвижения?.. Вы их плохо замечаете с этой высоты. Сейчас картина будет видна со снижением и по отдельным частям города.

— Вот видно то место, где была Октябрьская радиостанция, с несколькими разнохарактерными передатчиками и массой высоких мачт из дерева и железа. Здесь давно уже раздвинулся город. То, что представляло исторический интерес, перенесено в Нижегородский радиомузей, а станция, с ее громоздкими сооружениями, разобрана. Что заменяет ее? В радиусе ста километров расположены в шахматном порядке группы однородных по направленности передатчиков. Эта направленность, примененная для волн различной длины, позволяет в случаях необходимости круговой передачи комбинировать передатчики всех направлений для получения максимального охвата широкой территории. Это дает также возможность в разные времена года и дня достичь такой гибкости применения радиоэнергии, которой невозможно было бы достигнуть одним, хотя бы и чрезвычайной мощности передатчиком. И тем более, что условия приема в различных географических условиях требуют часто для одного и того же часа совершенно разной по техническому характеру передачи...

— Мачты? Вы их не увидите. Ведь это дорогие, но почти бесполезные сооружения. Там, где остались необходимыми надземные и относительно высокие антенны, они расположены между узкими «небоскребами», выполняющими одновременно полезные функции по размещению приборов. В остальных же случаях применены подземные антенны и различного рода геометрические фигуры, вычерченные алюминием на окружающих город полях. Но для этого нужны лишь столбики в несколько метров вышины из небьющегося стекла, одновременно дающие изоляцию и не уродующие местность своим видом, как это было с их деревянными и железо-бетонными предшественниками.

Но и все эти компактные, не требующие специальных площадей, сооружения с каждым следующим годом находят все меньшее применение. Беспроводная передача энергии любой мощности решительно проникла в область так называемых сильных токов. Электроосвещение, питание моторов уже происходит во многих случаях без проводов, роль которых выполняют узкие пучки ультракоротких волн. Непосредственное превращение механической энергии в высокочастотную электрическую чрезвычайно расширило приложение «радиочастот».

Не только в области связи, радиовещания, кино, телевидения, но и буквально во всех областях, где применяется электричество, произошла «радиофикация», если по традиции употреблять этот устаревающий термин. Яростные защитники машин высокой частоты торжествуют очень запоздалую победу. Они в свое время выступили с машинной недоделкой, не учтя соотношений во всей технике применения «сильных» и «слабых» токов, не устранив индивидуалистической изоляции отдельных электроэлементов от целой системы, и потерпели заслуженное поражение. Но оно обошлось новой общественной организации очень дорого, так как сделан был ряд затрат, исключающихся позднейшими техническими достижениями.

Взять хотя бы для примера первую пятилетку радиофикации: она в большей своей части была построена на насаждении проволоки, тогда как даже первичные разработки того времени указывали ясный путь исключения проволоки не только в радиовещании, связи, но и в тех областях, где тяжелые сооружения устраиваемые для электропередачи осложняли развертывание электрификации страны...

(Продолжение следует.)