Начиная с этого номера отдел «По эфиру» все свое внимание будет уделять советским станциям. Мы обращаемся к нашим читателям с призывом больше писать о работе наших станций. К сожалению, наши любители все еще тяготеют к «рекордной» ловле Испании, Алжира и Казабланки, и очень волнуются, когда какой-нибудь Мадрид работает не на своей волне, в то же время не обращая внимания на часто плохую работу местной станции. Мы призываем также всех сотрудников советских станций держать связъ с редакцией. Это даст возможность лучше освещать «советский эфир» в нашем журнале.
Наши читатели наверное заметили, что мы много внимания уделяем работе станции ЛОСПС. Это происходит вследствие того, что один из сотрудников станции охотно делится с редакцией сведениями о ее работе, да и все ее сотрудники во время передачи стремятся всесторонне изучить своего слушателя и заинтересовать его в работе станции. В перерывах ст. ЛОСПС ведутся объяснения, даются ответы на вопросы слушателей, освещаются дальнейшие перспективы работы станции и т. д. На большинстве станций этого, к сожалению, нет. Станции даже не знают радиуса своего действия при приеме на детектор (точных данных нет). Из таких станций можно назвать Петрозаводск, Ростов/Дон, Луганск и многие другие.
Часто в различных случаях любители жалуются на систематические помехи. Так, например, в Уфе приему сильно мешает работа электрической установки и телеграф Бодо. Наличие многих помех удалось установить из анкет, разосланных радиостанциям. Из Ростова н/Дону пишут: «Имелись жалобы на помехи со стороны Опытного передатчика». Между тем никто не сообщил об этом явлении в радиопрессе, и лишь 2—3 письма радиолюбителей, присланные в редакцию, буквально «вопят». Между тем наверное этому горю можно было помочь, изменив волну одной из станции, или, другими словами, водворив Ростов на положенную волну — 848,7 метра. В настоящее время Ростов работает на более короткой волне.
Из Ростова хоть написали нам, что, дескать, «мешает Опытный», а в городе Сталине не такой откровенный народ. Оттуда зав. станцией просто ответил: «Жалобы имеются». А на что жалобы имеются — на помехи ли других станций, на телеграф, на трамвай, или просто на плохого музрука и исполнителей, заставляющих бросать наушники — неизвестно.
Наш обзор условий дальнего приема охватывает собой весьма значительный отрезок времени — начиная со второй половины июля. Середина июля дала весьма удовлетворительную для лета громкость приема мощных заграничных и союзных радиостанций, о чем мы и говорили в нашем отделе «По эфиру» в журнале «Радио всем по радио». Конец июля и первая часть августа ознаменовались усиленными атмосферными разрядами и неважной, а иногда даже совсем плохой слышимостью. В Москве, и особенно под Москвой, вовсе не было ни одного вечера, когда не удавалось бы принять несколько наиболее мощных станций, вроде Глейвица, Риги, Каттовиц и др. В то же время в Северо-Западной области, в частности, в Ленинграде, дальний прием был исключительно плох, и не каждый день вообще удавалось принять заграницу. Из местностей, лежащих на востоке от Москвы, нам все время продолжали писать о хорошей слышимости, в частности о приеме некоторых наиболее мощных станций, вроде Будапешта, на детектор.
Все радиолюбители, а особенно живущие в Москве и под Москвой, очень заинтересованы вопросом, какие станции и на каких волнах будут работать в Москве будущей зимой. Действительно, — это злободневный вопрос, вопрос «жизни и смерти» для многих любителей, особенно любителей дальнего приема. Предполагается, что в Москве будет работать 6 станций: МГСПС — 450 м, Опытный передатчик — 825 м, ВЦСПС, им. Попова, им. Коминтерна и специальный передатчик ТАСС, во избежание помех приему других станций, вынесенный за пределы радиовещательного диапазона на волну 2 405 метров.
Как в эфире разместится такое количество станций? Одновременная работа всех этих станций показала, что наиболее свободен от помех, в большинстве районов Москвы, был прием станции МГСПС (450 м). С небольшими помехами принимается ст. им. Коминтерна (1481 м). Опытный передатчик (825 м) также испытывает мало помех со стороны других станций, зато заглушает прием станции им. Попова (1 100 м) и ВЦСПС (938 м), ст. ВЦСПС находится в наихудших условиях: ее глушат и опытный передатчик и ст. им. Попова, сама же станция ВЦСПС, в смысле помех, ведет себя скромно, гораздо скромнее, чем следовало ожидать от 75-киловаттной станции. Передатчик ТАСС, на волне 2 405 метров, не мешает почти совсем приему радиовещательных станций. Во время его работы возможен прием под Москвой даже сравнительно близких ему по волне станций, например Лахти (1 800 м).
Из этих первых опытов одновременной работы всех московских станций можно вывести заключение, что одновременная работа ст. ВЦСПС, ст. им. Попова и Опытного передатчика вряд ли возможна, имея в виду приемники, обладающие небольшой избирательностью (детекторные приемники по простой схеме).
В последнее время многие советские станции увеличили свою мощность. Теперь на очереди увеличение мощности еще одной советской станции — Одессы; в настоящее время в Одессе работает передатчик на волне 411 метров, мощностью в 1,2 киловатта. Строится и начинает работать в сентябре новый 10-киловаттный передатчик. Станция расположена в 3½ километрах за окраиной города. Одесса передает на украинском, немецком, еврейском, молдавском и русском языках и на эсперанто. В перерывах объявления делаются на украинском языке. Между номерами произносится: «Алло, говорит Одесса». Заканчивает передачу Одесса: «Алло... передача производилась из Одесской радиостудии через радиостанцию Наркомпочтеля». Так как Одесса расположена на берегу моря, то там, так же как и в других прибрежных городах, например, в Ленинграде, приему радиовещательных станций сильно мешают береговые и судовые передатчики, большая часть которых работает на волнах — 800 метров.
Мы здесь так подробно остановились на Одессе для того, чтобы после начала работы нового мощного одесского передатчика любители могли легче его определить. Следите за началом работы Одессы!
Целый ряд советских станций, как это мы не раз писали, по качеству работы не уступают заграничным. Но иногда в их работе бывают крупные недочеты.
В № 11 журнала «Радио всем» уже указывалось на скверную работу Н.-Новгорода. В настоящее время Н.-Новгород нисколько не исправился и по «рычанию» его можно попрежнему узнать среди многих других станций.
Кроме недостаточно чистой передачи у наших станций наблюдается еще один недостаток — неустойчивая волна. В анкете Луганской станции (волна 420 м, мощность 1,2 клв.) написано: иногда интерферирует с Каттовицами. Эти слова расшифровываются так: и Луганск, и Каттовицы (Польша) не работает на положенных волнах, а иногда «прогуливаются» по эфиру, причем имеют место «приятные встречи».
Ленинградская станция ЛОСПС в июле и августе заменяла находившийся в ремонте мощный «Ленинград». ЛОСПС хорошо справилась со своей задачей. Ее передачи очень хороши и легко принимаются на одноламповый приемник, в довольно отдаленных местах — Казани и Москве.
В № 13 «Р. В.» мы обращались к радиолюбителям с просьбой проследить работу свердловской мощной радиостанции (25 клв. — 1 190 м). Письма радиолюбителей показывают, что Свердловск довольно хорошо принимается в Армавирском округе, на Северном Кавказе и кое-где на Украине. Нам особенно интересно получить сообщение о приеме Свердловска из Северо-Западной области и из Сибири.
Уже два месяца прошло со времени введения новых волн европейских радиовещательных станций. К настоящему моменту является уже возможным судить о переменах, внесенных в эфир новым распределением волн. Конечно, нельзя еще давать окончательную, совершенно определенную оценку нового распределения, а можно лишь в общих чертах обрисовать то положение, которое создалось в настоящее время. Главный вопрос — правильно ли было произведено распределение — вопрос очень трудный, и к нему надо подходить с большей осторожностью. Большим плюсом по сравнению с Брюссельским планом является участие Советского Союза в работах конференций и включение советских станции на равных основаниях в список европейских радиостанций. Это значительно разгрузило эфир, хотя все же надо отметить, что наши станции не всегда твердо держат свою волну, а на некоторых из них, например в Зиновьевске, вовсе нет измеряющих волну и стабилизирующих ее приборов (за исключением самодельного волномера). Значительно разгрузил радиовещательный диапазон перевод ряда станций на волны 200—300 метров, где раньше работали почти только одни маломощные станции—релэ. Эти волны оказались даже «пересыщенными» станциями. В дни с хорошей слышимостью часто одна станция слышна под аккомпанемент другой, даже на весьма избирательные приемники. Кроме того в дни хорошего приема многие мощные станции слышны с легким свистом вследствие интерференции работающей на той же или очень близкой волне слабой станции. Вообще большое количество мелких станций, скопившихся на общих волнах, почти что совсем пропало для дальнего приема вследствие взаимной иитерференции. Это последнее обстоятельство является неприятностью конечно лишь для любителей — «охотников за станциями» и не имеет никакого значения при местном приеме.
Все же, несмотря на горький опыт Брюссельского плана, вследствие которого чуть ли не половина станций не получила места в эфире и таким образом официально не существовала, некоторые станции после пражского распределения все же оказались без волны. Не хватило волн Англии, которая впоследствии исходатайствовала себе право на волну в 200 метров для Лидса; Швейцария получила всего 5 волн для наиболее мощных станций (Базель 1010, Женева 760, Лозанна 678, Цюрих 459 и Берн 403 метра). Остальные мелкие швейцарские станции—релэ остались вне списка.
В последние месяцы мы являемся свидетелями лихорадочного строительства новых и увеличения мощности старых станций. Особенно сильно заметно увеличение мощности чехословацкой станции Братиславы — Ферибы, которая вошла в число наиболее громких заграничных станций (12 клв. — 279 м). Новая станция Моравская—Острава на волне 263 м также очень легко принимается. Увеличена также мощность испанских станций. Теперь Мадрид (424 м) имеет мощность 6 клв., Барселона (349 м) 15 клв., Каталона (270,3 м) тоже 15 клв. Эти цифры взяты из иностранного журнала, и поэтому конечно им нельзя абсолютно верить, — мощность станции в заграничных журналах указывается всегда весьма неточно. Достаточно указать для примера, что немецкие журналы указывают мощность нового передатчика Ревеля — 5 киловатт в антенне. Между тем этот передатчик, построенный советским трестом «Электросвязь» по заказу Эстонии, имеет мощность всего 2 киловатта.
СССР. Ленинградская станция ЛОСПС после возобновления работы мощной Ленинградской станции НКПиТ прекратит свои передачи. Передатчик будет перенесен на новое место, в полкилометре от Дворца Труда, и его мощность будет увеличена до 5 киловатт в антенне. В октябре станция ЛОСПС снова начнет работу.
Мотала............ | 1 348 | м. |
Боден............ | 1 200 | » |
Остерзунд............ | 770 | » |
Сундеваль............ | 542 | » |
Упсала............ | 453 | » |
Стокгольм, Мальмбергет............ | 436 | » |
Гетеборг, Фалун............ | 322 | » |
Троллотан, Норкепинг............ | 270 | » |
Худиксвиль............ | ||
Сефлэ, Кируна, Кальмар............ | 246 | » |
Экскильстуна............ | ||
Эрребро............ | 237 | » |
Мальмэ, Умес, Гельсингборг, Борас... | 231 | » |
Эрнскельсдвиг, Кармиштадт............ | 218 | » |
Хальмштадт............ | 216 | » |
Гавль............ | 204 | » |
Кристенгами............ | 203 | » |
Энкопинг............ | 202 | » |
Карлскрона............ | 196 | » |