План летней работы Московского Общества друзей радио был утвержден Плевумом Совета 11 июня. План предусматривал следующие основные разделы работы, на которых должно быть заострено внимание президиума и секретариата МОДР.
1. Организационное оформление окружных и районных (Москва) организаций ОДР, до сего времени или совсем не существовавших или числившихся только на бумаге.
2. Создание материальной базы МОДР.
3. Учет ячеек ОДР и радиокружков и подготовка руководящих материалов по их работе.
4. Подготовка к осенне-зимней учебе.
5. Перенесение работ секции коротких волн в районы и радиоработа с красноармейцами-отпускниками.
По намеченному плану проведены в жизнь следующие мероприятия.
Создано областное оргбюро ОДР по районированию. На местах в округах и районах созданы окружные оргбюро, взявшие на себя задачу учета работы и количественного состава организаций ОДР, организацию ячеек ОДР на крупных промышленных предприятиях и в селениях, имеющих трансляционные установки. Ввиду того, что в Москве не было до сих пор районных ОДР, такая же работа была проведена в четырех районах: Замоскворецком, Пролетарском, Краснопресненском и Бауманском. Вновь созданы временные бюро ОДР — в Серпуховском, Орехово-Зуевском, Коломенском и Московском округах. Правда, работа по районированию еще далеко не завершена и будет продолжаться, и закончится только окружными и областной конференцией в декабре месяце (постановление Президиума ОДР СССР от 9/IV 1929 г.).
Одной из ударных задач Президиум ОДР считает учет своих ячеек и кружков. С 1 по 15 июля была проведена перерегистрация последних. Перерегистрация сорвалась, — время было выбрано неудачное (июль месяц, отпуска, кружки не работали), и количество низовых организаций выявить не удалось. Вновь созданные районные и окружные ОДР должны будут в первую голову провести у себя именно эту работу; учесть актив и бросить его на организацию новых ячеек на предприятиях и в клубах.
Партсовещание по радиоработе (июнь 1928 г.) и губернская конференция радиолюбителей (ноябрь 1928 г.) вынесли решение об объединении руководства радиолюбительским движением в ОДР и о создании профсоюзами материальной базы для работы ОДР. За год в этой области не было почти ничего сделано, и МОДР остается до сих пор без средств, несмотря на то, что Культотдел МГСПС дал директиву губотделам о вступлении их юридическими членами в МОДР и о включении на местах планов работ ячеек ОДР в план работы культкомиссии. Президиум МОДР снова обратился в Президиум МГСПС и в президиумы губотделов с напоминанием об этих решениях; ответа до сих пор он не получил от большинства профсоюзов. Только печатники откликнулись положительно об увеличении годового членского взноса, текстильщики и совторгслужащие отказали, якобы, за неимением средств. Обращение в Мосгубжилсоюз постигла такая же участь; более сговорчивым оказалось МСПО, но все же размер его помощи ни в какой мере не соответствует той громадной заинтересованности, которую по существу кооперация имеет в Обществе Друзей радио — как помощника и организатора радиофикации деревни. В итоге МОДР вступает в новый операционный год без твердой материальной базы. Очевидно, еще не раз нужно будет поднимать этот вопрос в соответствующих организациях, чтобы, наконец, решения партийной организации и самих руководящих органов профсоюзов были проведены в жизнь.
В целях более правильной постановки работы ячейки ОДР в клубе, на предприятии, в деревне, Президиум МОДР издает «Сборник материалов по работе ячеек ОДР и радиокружков». Сборник включает: 1) положение о ячейке ОДР, 2) положение о работе секций, 3) программы радиокружков (первичного, повышенного, коротковолнового), 4) список предметов оборудования радиолаборатории кружка. Сборник выйдет в свет в конце сентября и будет разослан всем ячейкам ОДР и радиокружкам.
Для руководства в работе окружных и районных ОДР разработано положение об этих организациях.
По плану радиофикации НКПиТ в Московской области должна быть проведена радиофикация 20 показательных районов.
Президиум МОДР совместно с радиоотделом УСМО и МСПО разработали проект договора, на основании которого все эти три организации принимают участие в выполнении плана радиофикации по Московской области. Для обеспечения радиофикации подготовленными кадрами радиотехников МОДР предложил УСМО провести подготовку 20 радиолюбителей (по одному из каждого района), которые, с одной стороны, могли бы руководить работой по радиофикации деревни, а с другой стороны, могли бы потом работать на трансляционных узлах образцовых районов. Программа курсов разработана, организация же задерживается из-за отсутствия средств в УСМО в текущем операционном году.
Для обеспечения в новом учебном году руководителями кружков и курсов МОДР провел два мероприятия: учет квалифицированных радиолюбителей и привлечение через студенческие организации студентов ВТУЗов для работы на предприятиях и в клубах. И те и другие будут пропущены через соответствующие комиссии научно-технической секции МОДР, через особые краткосрочные курсы подготовки руководов радиокружков. В предприятия, клубы и губотделы профсоюзов послано обращение, призывающее организовать радиокружки, которые будут обеспечены руководителями со стороны МОДР.
Наиболее жизнедеятельной в летний период была военная секция МОДР. Прежде всего она увеличила свой состав до 50 человек, провела обследование радиоработы в ячейках военных частей, организовала курсы на 60 человек из отпускников красноармейцев-связистов по подготовке из них продавцов радиоизделий и заведующих трансляционными деревенскими узлами. Средства на эти курсы отпустил МСПО. Весной и летом секцией были проведены военизированные курсы на 35 человек призыва 1907 года. Сейчас разрабатывается план проведения таких курсов для призывников 1908 года, по районам (50 человек в каждом районе).
Кроме того, совместно с женской секцией Мосоавиахима предполагается организовать радиолюбительские военизированные курсы специально для женщин-работниц.
Совершенно новой является работа военной секции с переменниками-радистами. Среди них проведена вербовка в члены ОДР, организовано было две лекции и один радиовечер, ставившие своей задачей использование переменников-радистов как агитаторов и организаторов радиолюбительской работы на Московских предприятиях. Уходящие со сбора переменники распределены по районам, каждая группа имеет своего уполномоченного, на обязанности которого лежит привлечение переменников к организации радиоработы в районе. Так, например, в Краснопресненском районе переменники связались с клубами и приступили к работе.
Из работ секции коротких волн следует отметить попытки организации коротковолновой работы в двух районах: Пролетарском и Краснопресненском, а также обслуживание консультацией и своей станцией Парка культуры и отдыха.
В самое последнее время по инициативе замоскворецких пионеров-радиолюбителей начала оформляться секция юных друзей радио при МОДР, устанавливается связь с пионерскими домами в районах и с детскими техническими станциями. Начало этому делу положила выставка, организованная МОДР в Парке культуры и отдыха к пионерскому слету.
В настоящее время МОДР совместно с отделом массовой работы радиоцентра разрабатывается общий план проведения массовой работы среди радиослушателей и радиолюбителей по организации слушания, оценке программ радиовещания и т. д. Намечено до 30 выездов на места на большие предприятия и в районы. Наряду с обсуждением вопросов осенне-зимнего плана радиовещания там ставится вопрос об организации ячейки ОДР и радиокружка в целях осуществления плана радиофикации и организации радиослушания.
Из массовых мероприятий в течение лета было проведено два больших собрания-радиовечера строителей с докладами, консультацией, концертом.
В целом надо признать, что план летней работы не удалось выполнить полностыо. Это объясняется и отсутствием организованного вокруг МОДР радиолюбительского актива, без которого невозможно создать жизнеспособной организации, в организационной горячкой, и отсутствием ранее поставленного учета ячеек и членов ОДР, и отсутствием средств и, наконец, инертностью радиолюбителей, в которых еще преобладают индивидуалистические настроения над коллективистскими. В наступающем осенне-зимнем радиолюбительском сезоне необходимо привлечь радиолюбителей к обслуживанию самых разнообразных сторон нашего движения, и только при этом условии задачи, которые ставит себе МОДР (соц. соревнование, месячник радиофикации, развертывание массового членства в ОДР), могут быть выполнены с успехом.
Т. Филлипюк.
7 сентября закрылись 1-е радиокурсы по подготовке заведующих трансляционными узлами на местах, организованные ЦК Союза текстильщиков и проведенные Центральной радиолабораторией ОДР СССР.
Со всех крупных текстильных центров Союза на курсы прибыло 28 товарищей.
Курсы ставили себе целью подготовить руководителей для обслуживания трансляционных узлов и сетей и руководства радиоработой на местах.
Интересно отметить, что проведенные Центральной радиолабораторией ОДР СССР курсы являются по существу первыми в Союзе курсами, выпускающими работников по обслуживанию трансляционных узлов. Несмотря на громадную нагрузку, заставившую курсантов в течение месяца работать по 8—11 часов ежедневно, успешность работы оказалась весьма значительной. Курсанты в результате работы прекрасно разбирались во всех деталях трансляционных узлов и научились умело и сознательно их обслуживать.
Редакция журнала «Радио всем» приветствует новых радиофикаторов и желает им полного успеха в их дальнейшей работе, столь важной для дела радиофикации Союза.
В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА «РАДИО ВСЕМ».
Мы, слушатели первых радиокурсов, в числе 28 человек, организованных ЦК Текстильщиков в Центральной радиолаборатории ОДР СССР, приносим нашу глубокую благодарность ОДР СССР и в особенности Центральной лаборатории ОДР СССР за те знания и опыт, которые мы из ее стен вынесли за время нашей работы на курсах.
Мы надеемся, что сумеем приложить полученные нами знания к практической работе на местах и поставить дело радиофикации на местах на должную высоту, тем самым внеся свою долю в общее дело социалистического строительства Союза.
Следуют 18 подписей.
Почти 6 суток везет вас курьерский поезд от Москвы до Верхнеудинска, столицы Советской Бурято-Монголии. Реже и реже в мелькающих мимо деревнях и поселках встречаются радиомачты. Чуть побольше радиомачт около Новосибирска, затем около 1 500 километров наблюдается поредение. Наконец около Иркутска опять возрастает число радиомачт и опять быстро редеет. За Байкалом радиомачты совсем исчезают, чтоб стать заметными только на Дальнем Востоке, ближе к Хабаровску.
В Верхнеудинске, раскинувшемся по склону горы, можно одним взглядом обнаружить и перечесть все радиоустановки: их не больше десятка плюс две-три коротковолновых установки, работающих на комнатные антенны.
Почему радиолюбительство в Верхнеудинске так слабо развито?
Причины этому следующие: во-первых, отдаленность радиовещательных станций. Ближайшая станция — Иркутск (0,5 кв) находится в 200 километрах. Следующая западная станция Новосибирск — 2 000 км, Томск — 2 000 км, Омск — 3 000 км, Свердловск — 4 000 км и Москва — 6 000 км. На Востоке одна из близких станций Харбин, затем Хабаровск, Владивосток и китайско-японские станции. В Верхнеудинске на детектор слушать нельзя. Это не помешало, впрочем, Бурторгу торговать только детекторными приемниками. Нашлись легковерные люди — купили, и — теперь, вероятно, они разочаровались во всяком радиолюбительстве.
Второй причиной слабого развития радиолюбительства является отсутствие радиоторговли. Ламповых приемников и усилителей нет. Чтобы их купить, нужно ехать в Иркутск за 500 км без уверенности, что они там имеются в продаже.
Так же дело обстоит и с попытками выписать радиоаппаратуру.
Третья причина — дороговизна радиоаппаратуры и деталей, а особенно источников питания. Местная радиостанция 1) обладает неустранимым фоном. Кажется никакие дросселя и микрофарады не в состоянии избавить уши от мерного гула динамомашин. Применять для питания приходится сухие, водоналивные или аккумуляторные батареи, что очень дорого и далеко не всякому доступно.
Четвертой причиной является почти полная бездеятельность местного ОДР.
Некоторое влияние на прием, правда не изученное, имеют вне всякого сомнения окружающие Верхнеудинск и близлежащий Байкал горы. Во всяком случае на западном берегу Байкала, за горами, Новосибирск слышен очень устойчиво, без всяких фэдингов всю зиму и значительную часть лета на любой регенератор. Там же очень хорошо слышны и восточные, в частности китайские и японские, станции. Между тем в Верхнеудинске такая устойчивость хороша только зимой.
Особо стоит вопрос с приемом коротковолнового Хабаровска. Хабаровск начали слушать недавно. Слышен он очень устойчиво и громко, даже на одну лампу. При 2 лампах Хабаровск уже легко принимается на громкоговоритель. Но для приема Хабаровска нужна коротковолновая аппаратура, достать которую и не в верхнеудинских условиях очень трудно.
Большим неудобством для приема служит разница во времени. Восточные станции обычно кончают свои ночные передачи тогда, когда в Верхнеудинске только что наступает вечер. Москва же «опаздывает» на 5 часов, и бой кремлевских часов, например, в Верхнеудинске надо слушать в 5 часов утра. Однако, радиолюбительство в Бурято-Монголии, хотя и медленно, растет. Базой его служит радиолюбительский кружок при Верхнеудинской школе II ступени, откуда выходят коротковолновики, агитаторы, инструктора по радиустановкам и даже конструкторы передатчиков.
Для организации массового радиослушания и радиолюбительства Бурято-Монгольской республике нужна своя радиовещательная станция. Это диктуют также и национальные условия и соседство Монголии. Язык монгол одинаков с бурято-монгольским, и поэтому Монголия может дать значительное число радиослушателей.
Наркомпочтелю, а особенно БурЦИКу надо подумать о постройке радиостанции, не 50-ваттной, которую затевают в интересах «дешевизны» руководители местного ОДР, а мощную.
Госшвеймашине, имеющей в Верхнеудинске свое отделение, нужно теперь же организовать там радиоотдел. Это значительно двинет вперед развитие радиолюбительства в Бурятии. ЦС ОДР СССР надо проверить работу Бурято-Монгольского ОДР, насчитывающего около 1 000 членов, и заставить его более энергично бороться за радиофикацию республики.
До сих пор низовые ячейки ОДР Авдеевского района Сталинского округа не имели своей районной верхушки, и это очень тормозило работу, так как за всякими указаниями нужно было обращаться непосредетвенно в окр. совет ОДР. Учитывая важность значения руководства ячейками ОДР, Сталинский окр. совет 13/IV созвал первую районную конференцию ОДР Авдеевского района, на которой после отчета окр. совета выбрали райсовет ОДР и ревкомиссию. Сейчас же после конференции было созвано организационное собрание райсовета, на котором дан был ряд указаний низовым ячейкам в деле проведения месячника украинской культуры.
Привет Авдеевскому райсовету ОДР.
А. Крючков
Первая громкоговорящая установка в Чарджуе появилась в 1926 году в жел.-дорожном клубе имени В. И. Ленина, а в 1928 году в компаньоны вступил Учпрофсож, внеся часть аппаратуры. Станция мощная, мощность установки достаточная для радиофикации всех месткомов, железнодорожных служб и казарм железнодорожных рабочих и служащих. Но благодаря тому, что Учпрофсож про радиостанцию забыл, а клуб мало обращал внимания, станция осталась неиспользованной. То же и в школе имени Тургенева, на установку затрачено много денег, но, к сожалению, она плохо используется. Установка в гарнизонном клубе тоже мощная, но толку от нее мало, так как она работает очень редко. Молчит установка Чарджуйского почтеля, молчит она почти с первого дня своего существования. Странно, что руководитель радиостроительства и радиофикации сидит на мели с «громкомолчателем».
Имеется хорошая громкоговорящая установка в Окркредсельсоюзе, но и она покрылась толстым слоем пыли. Окркредсельсоюз имеет также 6 установок по товариществам, но эти установки нерегулярно работают. Не мешало бы Окркредсельсоюзу обзавестись техническим работником и посерьезнее заняться радиофикацией своих товариществ.
Не отстает в молчании и установка Дома декханина: аппарат установлен недавно, но тоже молчит, так как обслуживающие аппарат не знают, как с ним обращаться.
Установка железнодорожного детдома, правда, эксплоатируется более или менее удовлетворительно, но массового слушания не проводится, слушают передачи не все детдомовцы, а лишь интересующиеся радиоделом. Главный тормоз радиоработы в детдоме — это отсутствие технически грамотных людей.
В итоге радиоустановки в Чарджуе влачат жалкое существование, и если заинтересованные организации не обратят серьезного внимания на это положение дел, то радиоустановки в конце концов совсем выбудут из строя.
Еще несколько слов о радиостанции раб. клуба. Это — самая мощная в Чарджуе и недурно оборудованная, имеет микрофонное устройство и маленькую студию. Зимой ухитрялись давать собственные концерты, но с наступлением лета все прекратилось. Просили клуб и Учпрофсож, чтобы они позаботились насчет помещения, но дальше обещаний дело не пошло. Так как радиостанция раб. клуба есть единственный очаг и застрельщик радиофикации Чарджуя и его округа, то надо при ней иметь платного работника и обеспечить ее материально.
Бурный рост рабочего радиолюбительства в последнее время побудил культотдел киевского окрпрофсовета организовать 3-ю радиовыставку. Вся выставка разбита на 8 отделов. Отделом научных учреждений (Политехнич. института, Электротехникума) произведена демонстрация передачи изображений по радио. Военным отделом выставляется все имеющее отношение к военной радиотехнике. Этим же отделом проведен конкурс на лучшего морзиста. В отделе радиолюбительского творчества преобладает ламповая радиоаппаратура. Проведен конкурс на количество принятых радиостанций.
Особый интерес представляет отдел иностранной аппаратуры. Впервые в истории киевских выставок организуется отдел коротковолнового радиолюбительства, в котором широко поставлена работа по всем вопросам коротковолновой радиотехники.
Д. Гольдберг
1) Скорее всего это опечатка, и, судя по контексту, имеется в виду не радиостанция, а электростанция. (прим составителя). (стр. 574)