РАДИО ВСЕМ, №20, 1929 год. УГОЛОК МОРЗИСТА

"Радио Всем", №20, октябрь, 1929 год, стр. 602-604

УГОЛОК МОРЗИСТА.

Уголок ведут М. М. Красовский и М. А. Вольфберг

ЗАНЯТИЕ 2-е

Задача 4

Идя по улице, старайтесь мысленно или легким насвистыванием изобразить знаками Морзе текст встречающихся по пути вывесок.

Следите за собой, соблюдайте нужные интервалы и длину знаков. Задачу эту не следует оставлять впредь до полного запоминания всех знаков.

Задача 5

(увеличенное изображение)

Примечание:
Знаки — · · · · · · — — · · означают ошибку в передаче. После этого знака повторяется последнее правильно переданное слово и далее обычным порядком.

Основательно решив все 5 задач, мы будем считать, что общее запоминание Морзе русского алфавита нами закончено. Перед нами встает очередной важный вопрос — организация занятий.

Занятия групповые предусматриваются нами в двух направлениях: 1) под руководством преподавателя и 2) под руководством лица, избранного из среды кружковцев. Последнее крайне нежелательно и этого следует всемерно избегать. Ячейки, для которых однако руководство опытного лица исключено, должны будут при выборах руководителя из своей среды придерживаться указаний, данных ниже.

Количество членов кружка не должно превышать 10 чел. Полезно при первых же занятиях избрать старосту, на обязанности которого должно лежать общее наблюдение за техническим состоянием кружка, посещаемостью, исправностью приборов и т. д.

Рис. 1 Рис. 2

Первым долгом следует приступить к оборудованию учебного места для каждого слушателя. Из приведенных на рис. 1, 2 и 3 схем кружок может выбрать ту, которая более всего соответствует его материальным возможностям.

Условные обозначения на рисунках: З — зуммер, Б — батарея, К — Ключ, Т — телефон, В — выключатель, Тр1 Тр2 — обмотки трансформатора.

Рис. 3

Зуммер, в зависимости от схемы, является либо непосредственно источником звука, как это имеет место в схеме рис. 1, либо генератором звуковой частоты (рис. 2 и 3).

Рис. 5 показывает зуммер (пищик). Ток от двух-трех элементов, сухих или наливных, проходя по катушке с железным сердечником, намагничивает его и притягивает упругую стальную пластину.

Коснувшись магнита, пластина — якорь — разрывает цепь, сердечник размагничивается и пластина возвращается в первоначальное положение. Степень упругости якоря и близости его к магниту дает то или иное количество прерываний в секунду, благодаря чему зуммерная цепь может быть настроена на любую звуковую частоту. При небольшом количестве телефонов роль первичной обмотки трансформатора, в схеме рис. 3 может играть катушка самого зуммера, поверх которой наматывается нужное, определяемое опытным путем, количество провода для вторичной обмотки.

При выборе схемы кружку, помимо учета материальных средств, следует взвесить все достоинства и недостатки каждой схемы.

Рис. 1 представляет собой простейшую установку для непосредственного приема с зуммера. Единственное ее преимущество — это дешевизна и компактность.

Рис. 2 дополняет первую схему возможностью вести прием на телефон, дающий основные навыки учащемуся и большую сосредоточенность в работе.

Рис. 3 может быть признан наилучшей схемой, так как при наличии трансформатора ток непрерывно течет через зуммер и замыкание и размыкание ключа не сбивает его регулировку. Чтобы избежать помехи беспрерывно звучащего зуммера, можно вынести его за пределы комнаты занятий. В этом случае следует вести проводку обоих проводов, соединяющих зуммер с остальной частью схемы, на некотором расстоянии друг от друга во избежание емкостной утечки и ослабления силы тока в телефонном контуре.

Рис. 4

Рис. 4 показывает монтаж, и расположение учебных мест на 10 человек по схеме рис. 3. Включение телефонов, в зависимости от их сопротивлений, может быть последовательным или параллельным.

Рис. 5

Ключ Морзе в принципе является прибором, позволяющим легко и надежно разрывать и замыкать некоторую электрическую цепь. Без ключа, изготовленного хотя бы кустарным способом, изучение Морзе нецелесообразно и обречено на неудачу. Следующие указания помогут изготовить дешевый и вполне удовлетворительный ключ.

Рис. 6
(увеличенное изображение)

Из дощечки плотного сухого дерева толщиной 1 см выпилите перечисленные ниже части (размеры указаны в сантиметрах) в виде планочек:

1) 1 × 2, 2) 1 × 0,5, 3) 1 × 0,5 4) 6,5 × 17,5, 5) 2 × 3,5 (2 штуки), 6) 1 × 14. Соедините части столярным клеем так, как указано на рис. 6. Рычаг надет на оси, укрепленной в стойках 5. Звонковым проводом сделайте соединения, отмеченные пунктиром, и ключ готов к работе. Особое внимание обратите на то, чтобы рычаг 6 не скользил по оси в стороны, для чего по бокам его на той же оси надеты муфты из эбонитовых или деревянных трубочек. Рычаг на оси должен сидеть не слишком плотно, во избежание заедания. Регулирующая пружина с винтом должна притягивать плечо рычага, и этим размыкать контакты. Последние можно изготовить из обыкновенных гвоздей, но лучше всего их сделать серебряными.

ЗАНЯТИЕ 3-е

Необходимость закончить курс в определенный срок (4—4½ месяца) заставляет нас вести занятия ускоренным темпом. Ввиду того, что появление лекций связано с двухнедельным изданием журнала, подбор материала и руководящих указаний произведен с таким расчетом, чтобы к появлению в свет очередной лекции учащиеся успели основательно пройти заданный материал. Число занятий в неделю не должно превышать трех, по 2—3 часа каждое.

Упражнение 1. Счет раз, два, три, четыре. На каждый счет выбивайте точку — отрывистое нажатие ключа. Все одновременно. Следите, чтобы никто раньше времени не отпускал и не нажимал ключа: нарушителя темпа выдаст одинокий стук его ключа. Следите за соседями, как ими выполняются упражнения.

Правило 1. Кисть и локоть держать на весу, не прижимать локтя к боку, не класть кисть на стол.

Правило 2. Держать головку ключа тремя пальцами, не слишком крепко, но так, что если бы под ключом вдруг не стало опоры, то он должен был бы повиснуть между пальцев и не упасть (см. рис. 7).

Рис. 7

Упражнение 2. Счет 1, 2, 3, 4. Нажать на 1, отпустить на 3, на 4 — пауза (промежуток). Вспомните правило 1 первой лекции. Следите за собой и за всеми, как исполняются правила 1 и 2.

Среди группы учащихся определите того, кому легче всего и безошибочно удались эти упражнения и правила.

Этого учащегося надо выбрать руководителем группы, если у кружка нет опытного преподавателя. На него будет возложена вся учебная передача.

В заключение предостерегаем любителей от каких бы то ни было попыток работать на ключе, помимо приведенных упражнений. В противном случае может получиться «сбитая рука» и непоправимо искалеченная передача знаков. Исчерпывающим указаниям и примерам будет посвящена следующая лекция, до появления которой кружки и отдельные двойки-любители должны обзавестись ключами, оборудовать учебные места и знать на зубок азбуку Морзе. Без этого дальнейшее продвижение вперед по намеченному плану немыслимо (рис. 10) 1).

(увеличенное изображение)


1) Рисунка с номером 10 в заметке нет. Возможно, это опечатка, и имеется в виду последняя в статье "телеграмма". (прим. составителя). (стр. 604.)