РАДИО ВСЕМ, №21, 1929 год. ПО ЭФИРУ

"Радио Всем", №21, ноябрь, 1929 год, стр. 638-639.

ПО ЭФИРУ


СОВЕТСКИЙ ЭФИР

Последней «злобой дня» наших любителей, особенно москвичей, является переход Опытного передатчика на волну 511 метров. Это переселение произошло для большинства любителей совершенно неожиданно. После этого среди любителей только и было разговоров, что о последнем «фортеле» Опытного. Положительной стороной этого события явилась разгрузка длинных волн. Облегчился прием станции им. Попова и ВЦСПС. Зато многие москвичи жалуются на невозможность одновременного приема Опытного и станции МОСПС. Затруднился, а зачастую стал невозможным прием Риги, Вены, Будапешта и других станций, работающих на волнах около 500 метров, во время работы Опытного передатчика. Очень интересно, как слышен Опытный на новой волне, в отдаленных от Москвы на 600—1000 км местах? Кстати, Опытный передатчик недавно был «именинник». Год тому назад, в октябре, он начал свои передачи, сразу завоевав симпатии любителей, живущих в провинции. В годовщину его работы, приветствуя его, мы всецело присоединяемся к пожеланию, вынесенному т. Кубаркиным в «Радиослушателе», пожелаем Опытному выбраться из душной Москвы на лоно ее окрестностей, тем самым превратить своих врагов — московских радиолюбителей — в верных друзей.

Другим «событием дня» явился переход станции МОСПС на волну 379 метров. Станция МОСПС как бы «убежала» подальше от Опытного. В отношении уменьшения помех это ей пошло на пользу, зато она «закрыла» прежде свободный для москвичей заграничный диапазон от 320 до 400 м. Теперь, без помех, на простые типы одно-, двухламповых приемников, в Москве осталось возможным принимать лишь станции на волнах ниже 320 метров. Выше весь эфир занят Москвой (5 станций).

Возобновившая свою работу после длительного перерыва станция им. Коминтерна, по всеобщим отзывам, слышна чище, но... слабее, чем раньше. Один из наших корреспондентов даже пишет: «...слушаю его передачи, и не верится, что это тот самый. Может быть его подменили?»

Хорошую дальность действия имеет новый передатчик ТАСС на волне 2 405 м. По отзывам, он принимается громко днем на больших расстояниях от Москвы, громче других московских станций.

Некоторые сибирские любители упрекают нас в том, что мы не уделяем совсем места работе сибирских станций и дальнему приему в Сибири. Это происходит потому, что сами сибирские любители мало пишут нам о результатах своих наблюдений. Слушать же Сибирь в Москве нельзя. Поэтому пишите, товарищи сибиряки, больше о работе станций вашего края, а также о возможностях приема в Сибири.

Довольно обширный радиус действия имеет Омск. Называет он себя так: «Слушайте, говорит Омск (2 раза), волна 517 метров». Омск часто транслирует оперы и пьесы из гостеатра. Иногда транслирует по радио Свердловск и Новосибирск. Трансляция не получается особо чистой. На Урале и в области Коми приему Омска сильно мешает отвратительно работающий Великий Устюг. Любители прямо недоумевают, для чего работает Устюг? Особенно скверно получаются собственные передачи Устюга. Они почти неразборчивы из-за хрипа. Трансляции Москвы и Ленинграда выходят немного лучше, но все же очень плохи. Слышен Устюг слабо, даже на небольших от него расстояниях.

Попрежнему жалуются любители восточной части Союза (Урал и Сибирь) на взаимные помехи между Свердловском и ст. им. Попова, в Москве. И действительно, неужели нельзя устранить эти помехи, переменив волну одной из этих станций?

Постоянство волн ваших станций немного улучшилось по сравнению с прошлым годом, хотя, конечно, в этом отношении работа некоторых станций оставляет желать лучшего. Непостоянна волна Самары (офиц. 417 м), вследствие этого она то и дело интерферирует с другими соседними по волне станциями. Она даже ухитрялась «залезать» на волну длиннее волны Харькова (426). Продолжает оставаться весьма непостоянной волна Ростова (848,7), Ставрополь (офиц. 545 м) «качается» между Сундсваалем (542) и Будапештом, интерферируя попеременно с обоими. Гомель также работает не на своей волне (483) и интерферирует с Прагой (487 м), Минск на волне 700 метров слышен громко и чисто как под Москвой, так и на крайнем востоке европейской части СССР (Урал, Коми).

Из украинских станций большой чистотой передачи отличается Днепропетровск (383 м). Это одна из немногих станций юга СССР, работающих чисто.

Очень громко слышен по всей Европейской части Союза, а также легко довольно принимается почти по всей Сибири малый Харьков (426 м — 4 клв). Одно лишь досадно — его постоянный сильный фон, зачастую совсем отбивающий всякую охоту его слушать.

Хорошей работой отличаются Казань, Оренбург и Уфа. Казань, несмотря на небольшую (1 клв) мощность, слышна очень прилично даже под Москвой. Официальная волна 486, действительная немного длиннее — 487—488 метров. Называет себя: Казань, на русском и татарском языках. Приводим русский текст: «Говорит Казань» (2 раза), радиостанция имени десятилетия Октября, на волне...», после чего следует объявление на татарском языке.

Уфа называет себя: «Слушайте, слушайте, говорит Уфа, радиостанция Наркомпочтеля на волне 565 метров».

Из станций Сибири, кроме Омска, отметим еще Новосибирск. Вот что пишет про него тов. Соколов (г. Бийск): «Наш Новосибирск (1 240 м) часто терпит неудачи. После летнего ремонта начал говорить на одной волне с Свердловском (1 100 м), затем с Харьковом. Вчера опять слышалась при передаче Новосибирска какая-то станция, мешавшая приему». Новосибирск заканчивает свою работу словами: «Слушайте, говорит Новосибирск, проверьте ваши часы, сейчас ровно... часов по сибирскому времени» (разница с московским временем 4 часа). Начинает Новосибирск передачу словами: «Слушайте, слушайте, говорит Новосибирск, первая сибирская широковещательная станция на волне... метров, мощность в антенне 4 киловатта». Радиус действия Новосибирской станции при приеме на детектор — 350—400 километров.


ДАЛЬНИЙ ПРИЕМ В ОКТЯБРЕ

Просматривая сводки слышимости дальних станций как наши, так и наших постоянных корреспондентов, находящихся в различных местах Советского Союза, можно вывести заключение, что дальний прием в середине октября заметно улучшился. Некоторые корреспонденты отмечают даже, что теперь слышимость лучше, чем в хорошие зимние дни. Интересно то, что, составляя сводки регулярных наблюдений, произведенных в различных местностях Союза, можно заметить, что дальний прием в один и тот же день не остается одинаков в различных местностях. Например: в Ленинграде прием очень плох, в Москве средний, а на востоке (Поволжье например) возможен прием дальних мощных станций на детектор. Об этом мы уже говорили в одном из предыдущих номеров нашего журнала.

В октябре попрежнему отмечалась очень устойчивая, но слабая слышимость длинноволновых станций. «Скис» даже Ленинград, не говоря о Радио-Пари и других подобных станциях. Очень посредственно слышен Кенигсвустергаузен. После конца передачи Кенигсвустергаузена на той же волне (1 635 м) работает двухкилловатный Норддейх, передающий метеорологический бюллетень. Слышен Норддейх несравненно слабее Кенига.

Значительно улучшилась слышимость средневолновых станций. Мощные средневолновые 1) станции, вроде Глейвица, Косице, Кенигсберга и др., можно принимать на громкоговоритель уже в 18—19 часов, почти каждый вечер. Поздним вечером на наш приемник 1—Y—1, на лампах МДС получается «оглушительно» громкий прием Будапешта, Сундсвааля, Риги, Вены, Каттовиц, Бреслау и Глейвица, всех чехо-словацких станций, а иногда, и некоторых других. Прием бывает настолько громок, что уши «режет» и можно применять громкоговоритель для приема на порядочную аудиторию. Это в условиях приема по соседству с Москвой, электродорогой и прочими прелестями.

Интересно, как изменяется слышимость в различных районах Москвы и ее окрестностях. В 20—30 км от Москвы дальний прием «совсем как в провинции». Ближе к Москве он заметно ухудшается. Разница между приемом в центре Москвы и приемом в 6—8 км от нее меньше, чем разница в приеме между местами, расположенными за 25—30 км и за 6—8 км от Москвы. Особенно плохим дальним приемом и сильными помехами отличается кольцо «А». Однако и в центре Москвы есть некоторые тихие переулки, с небольшими домами и с отсутствием трамваев, где дальний прием большей частью хорош. Особенно много таких «тихих пристанищ» прилегает к Арбату и улице Герцена.


ЗА ГРАНИЦЕЙ

Очень затруднительно бывает зачастую узнать действительную мощность той или иной заграничной станции. Громкость их приема у нас большей частью не зависит от их мощности, а иностранные журналы в этом отношении постоянно противоречат друг другу. Повидимому, сейчас большинство заграничных станций либо увеличило свою мощность, либо будет увеличивать ее в скором времени. В прошлом номере «Радио всем» мы говорили, что в Лондоне, в Брукландс-парке, начала работать новая радиостанция. Станция состоит из двух передатчиков, по 30 киловатт каждый. Один из этих передатчиков и работает в настоящее время. Громкость приема нового Лондона у нас очень хорошая. По чистоте работы — это, пожалуй, самая лучшая принимаемая у нас заграничная станция.

Мачта новой Лондонской радиостанции в Брукландском парке

Новый передатчик в Сундсваале (Швеция), мощностью в 20 киловатт, вошел в постоянную эксплоатацию. Под Москвой он является самой громкой станией, перещеголявшей Будапешт и Ригу.

В Норвегии, в Осло приступил к опытным передачам новый 40-киловаттный передатчик, работающий на волне 1 072 метра.

Перемена местами двух германских станций Бреслау и Глейвица прошла совершенно незаметно для большинства любителей. Бреслау и Глейвиц слышны приблизительно с одинаковой громкостью. Волна Бреслау — 325 м, Глейвица — 253 метра.

В последнее время в эфире появилось огромное количество неизвестных станций, разобрать передачи которых из-за взаимной интерференции не представляется возможным. Особенно много таких «незнакомцев» на длинных волнах — 1 000—1 400 метров.

На средних волнах также встречаются подобные станции. Повидимому, это в большинстве случаев либо опытные передачи строящихся станций, либо мелкие станции—релэ, не получившие своего законного места в эфире. Одна неизвестная «экзотическая» станция неоднократно принималась в диапазоне 330—340 метров (волна не постоянна). Станция слышна очень слабо и передает восточную музыку. Название станции разобрать не удалось.

Франция. Увеличивается мощность станции Бордо Лафайет до 25—30 киловатт. Строится 20-киловаттный передатчик в Страсбурге.

Чехо-Словакия. Строится новый 36-киловаттный передатчик в Брно. Ожидается скорое начало работы 50-киловаттной станции в Праге.

Алжир. Построен и приступил к работам новый 20-киловаттный передатчик на волне 368 метров.

Люксембург. Близ Люксембурга (в 5 км) выстроен и приступил к работе новый передатчик на волне 223 м, мощностью 3 киловатта.


1) В заметке это предложение напечатано так: "Мощные средневольные станции, вроде Глейвица, Косице,..." (прим. составителя) (стр. 638.)