МЕСТО РАДИО СРЕДИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. — РАДИО-ФОТО-КИНО. — ПРИЧИНЫ ОГРАНИЧЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАДИО. — ЗАДАЧИ РАДИОВЕЩАНИЯ В СССР
Сейчас еще трудно представить все многообразие применения радио в различных областях общественной жизни через несколько лет. Но уже теперь видны основные черты дальнейшего движения электро- и «радио»-техники, тесно связанных между собой и по существу представляющих два раздела применения электричества в хозяйственной, культурной деятельности, быту. Электро-радиофикация будет с каждым годом все больше пропитывать поры общественной работы. Ни одна область хозяйства, ни одна отрасль культурной работы не может пройти мимо вопроса об источниках электро-энергии, переброски ее на расстояние и расширенного применения в производстве, в быту.
Электрогиганты, вместе с подсобной, разветвленной по низовым населенным пунктам, сетью элестростанций, преобразователей энергии, не только будут служить источником движения в производстве, транспорте, не только зажгут «лампочку Ильича» в далеких от центров местах, то и дадут необходимейший источник электроэнергии для технического оборудования культурно просветительной работы.
Кино, радио требуют в первую очередь этого источника, чтобы обеспечить действие установок. Нескончаемый кризис с радио-«громкомолчателями» всех видов вызывается резким разрывом между электрификацией и радиофикацией. Там, где не обеспечен правильный источник электроэнергии, не может быть достаточной обеспеченности действия радио- и киноустановок.
И затруднения, которые стоят перед электрификацией всей массы низовых населенных пунктов Советского Союза, аналогичны тем, какие имеются у радио. Нужно достигнуть высокой техники переброски электроэнергии на расстояние без проводов, нужно «радиофицировать» электрификацию, чтобы можно было с достаточной экономичностью и гибкостью охватить ею, от основных баз, любой пункт советской территории. Научно-исследовательские работы американских и советских лабораторий намечают разрешение этой задачи путем использования, вместо провода, узкого пучка коротких «радиоволн». Вот еще одна крупнейшая часть использования радио.
Радиофикация СССР (радио-использование) имеет, следовательно, задачу создать сеть устройств для переброски на любые расстояния электроэнергии, для приведения в действие разнообразных приборов, заменяющих передвижение в пространстве, используемых для обмена речью, неподвижными и движущимися изображениями — иллюстрациями текущей жизни и для пуска в ход на расстоянии различных автоматических приборов. И далее — для освещения, для передачи электроэнергии любого назначения.
Вот кратко намеченный перечень использования радио. Им определяется и место радио среди технических средств, используемых в культурной деятельности. Радио является орудием победы над пространством — победы, которую социалистическое строительство должно одержать для быстрейшей переброски из одного пункта в другой, и всем одновременно, различных культурных ценностей для массовой работы. Все то, что можно слышать, видеть в одном месте — должно стать достоянием миллионов. В этом число газеты, фото, кино, театры, места учебы, массовых собраний, спортивных зрелищ.
Предоставить миллионам трудящихся то, что доступно непосредственному восприятию ограниченного числа людей, установить взаимное общение величайшей аудитории («митинг миллионов») — вот первоочередная задача радио в социалистическом строительство и в классовой борьбе...
Стало обычным сравнивать, делать уподобления радио с кино. Больше того — есть течения, чтобы способы работы организации кино механически перенести на радио в части «широковещания». Радио рассматривается многими как всеобъемлющее, универсальное «искусство», долженствующее устанавливать, подобно кино, «свой путь», усеянный радио-«звездами».
Не будем пускаться в исследование, насколько и кино является «самостоятельным» видом искусства и, в особенности, насколько оно явится им, когда будет обладать речью, когда оно тем самым все больше будет отходить от «пантомимы» и взаимно сливаться своей хроникой с газетой, а пьесами — с театром. Просмотрим лишь природу средств кино и радио в их родстве и различии.
Кино, как и фото, не может (даже в хронике) дать немедленное отражение действия жизни. Оно требует предварительного монтажа, оно может дать на экране (и на звуковой ленте в «говорящем» кино) изображения, звуки лишь после того, как они зафиксированы, проявлены, воспроизведены на ленте. Кино не может дать, даже при массовом изготовлении и транспортировке ленты, повсеместный и одновременный прием картин в любой точке, обладающей проэкционным аппаратом. Искусство съемки, монтажа, мультипликации — искусство составления художественных произведений, воспроизводимых лишь в беззвучных картинах, сливаются в кино тем сильнее, чем больше требуется для съемки картины специальная бутафория, фабрика, где организовано кинопроизводство. И только после изготовления и транспортировки ленты в различные пункты, она может быть пущена для зрителя с проекционного аппарата специального кино-зала, клуба или школы любой организацией, проводящей культурную работу.
Звуковая лента, предназначенная как для кино, так и для широковещания через радио, обладает такими же особенностями. Она по существу представляет собой фонограф, с применением вместо механической записи — электрохимической, более технически совершенной, однако, требующей подобно фонографу и кино способов монтажа различных произведений слова и музыки и предварительного изготовления, рассылки негативов и позитивов...
Радио, если брать только современный технический уровень, может воспроизводить на любом расстоянии, для неограниченного количества пунктов и людей одновременно, все произведения слова, музыки, фото и кино-картины, речи на массовых собраниях и т. д. Причем это воспроизведение следует в момент действия. Если же взять достижения радио, уже имеющиеся в лабораториях, то оно может служить немедленному воспроизведению на расстоянии не только фото- и кино-картин, но и живой действительности — видов природы, собраний, сцен (так называемое — телевидение).
Но кроме того радио дает возможность взаимного, чередующегося, либо одновременного обмена звуками, картинами между различными пунктами, коллективами и отдельными людьми на огромных расстояниях. Радио является средством для неограниченного приема на расстоянии звуковых и зрительных ощущений любого произведения политического, просветительного, художественного творчества. Радио может отобразить непосредственную жизнь масс: собрания, митинги. Радио может служить для общения, связи миллионов, отделенных пространством.
Основное качество технических средств радио — передача энергии на расстояние, исключение пространства в общественной работе, в распространении культурных ценностей. Название радио — радиус — луч в известной мере соответствует этим особенностям радиотехнических средств.
В чем же сходство между кино и радио? Только в одном: радио и кино являются техническим орудием массовой политической и культурно-просветительной работы.
В своей основе кино представляет одну из форм массовой работы. Радио же является средством для передачи-приема на расстоянии различных форм информации, прессы, общественной жизни, искусства слова, музыки, художественного изображения.
«Фабрика» творчества всего материала, который передается через радио — может находиться в каждом месте, где ведется культурная работа. «Продукция» широковещания — это продукт деятельности политических, профессиональных, культурных организаций рабочего класса, который нужно перебросить на расстояние всем, всем...
Но каким же образом получилось не только ограничение радио-использования областью радиовещания — круговой звукопередачей, но и ограничение представления о возможностях действий через радио по всем разделам общественной массовой работы. Почему в стране бурно идущей социалистической стройки радио не входит в число основных средств массовой работы каждой общественной, хозяйственной организации?
Причин к этому много, но основная — недооценка радио и ограниченность представления о нем советской общественности. Радио, как средство, могущее быть использованным широко для любой массовой работы, не находит в большинстве случаев никакого отражения в планах работы и бюджетах партийных и советских органов, печати, хозяйственных предприятий. Частью лишь профсоюзы и кооперация выделяют случайные средства на работу через радио. А в плане работ и бюджетов наркомпросов радио до последнего времени отражено главным образом благими намерениями. Такое же отношение проявляется и по линии профобразования и, тем более, по линии музыкальных и театральных государственных организаций, где, можно ручаться, в планах и бюджете предусмотрены лишь поступления от радио за места трансляций из театров.
И если считается необходимой затрата каждой из организаций значительных средств на литературу, лекторов, пропагандистов, преподавателей, учебные пособия, то в области культурно-просветительной работы через радио, могущей охватить широчайшие массы путем преодоления пространства, все органы относят заботы и планы к радиовещательной организации, которая тем самым обрекается на непрерывный рост универсального культурно-просветительного «Универмага», вместо того, чтобы становиться все больше организацией, работающей над методами наилучшего использования радиотехнических средств для массовой работы партийных и советских органов и над устройством широкой технической базы для всестороннего использования радио.
Отражением недооценки радио и невнимания к нему явилось и карликовое количественно производство массовых радиоприборов, все более отстающее от роста потребности и лишь в последнее время начавшее проявлять признаки роста в результате обсуждения пятилетнего плана радиофикации.
Но кроме того есть ряд моментов, вытекающих из усвоенных традиций в постановке радиовещания капиталистических стран — традиций, которые незаметно переносились в среду радиовещательных работников от первых лет использования радио в СССР. Не было собственного опыта, не было кадров, создающих коллективный опыт в ходе организации и исполнения работы. Тем более не было исследования вопроса об использовании радио. Раздробленность мнений, множественность течений в такой же степени сопутствовали организации радиовещания в СССР, как и в области радиотехники, где до сих пор течения и «школы» представлены единицами научно-технических работников.
В этих условиях взор обращался на западно-европейские образцы постановки радиовещательной работы, от которой нужно было безусловно взять технику самого процесса радиовещания (радиоакустика), относясь чрезвычайно критически к методам использования радио, практикуемым в буржуазных странах.
Но в истории радиовещания в СССР с большим трудом переносились технические приемы, осуществляемые лишь в последний год (изучение акустики, устранение помех от микрофона до станции), но зато стремления к копированию зарубежных способов радиовещания не оставлены многими работниками 1).
В чем заключается основа этого некритического копирования?
В разделении массовой работы, проводимой через радио, от многообразных форм политической, культурно-просветительной работы, ведущейся различными организациями; только в отдельных частях и лишь к последнему времени появилась связь «радиоучебы» с основными базами народного образования.
Если радиовещательные общества за границей имеют «свою» прессу, «свои» учебные заведения, артистов, оркестры и хоры, то линия на создание всего «своего» вплоть до музыкальных произведений, якобы свойственных только радио, проходила от самого начала организации радиовещания в СССР и защищалась «теоретическими» выступлениями проф. Браудо и др.
Задача радиовещания в СССР — дать миллионам трудящихся все то, что в области слова, учебы, музыки могло быть использовано без радио лишь ограниченным количеством людей.
Здесь не может иметь места исключительность, либо ограничение. Здесь не должно быть элементов взаимной конкуренции различных каналов одних и тех же форм массовой работы. (К примеру, печатные и радиогазеты, учебные заведения, оркестры, хоры.)
И если до сих пор далеко еще не все достаточно приспособлено для восприятия через радио, для совместного комбинирования, редактирования печатных и «радио»-газет, лекций в вузах и «радиоуниверситетах» и т. д., то с каждым следующим шагом в технике и организации радио, с одной стороны, и в постановке массовой печати, учебы — с другой, должно быть сделано все для того, чтобы стало возможным использование радиоспособов работы каждой из общественных, советских организаций, в каждом разделе массовой работы.
Осуществить победу над расстоянием во всех областях общественной деятельности, создать и предоставить организациям рабочего класса стройную и совершенную систему радиотехнических устройств, разработать способы наибольшего приложения радио в массовой работе, изучить область техники процесса «радиовещания» и организовать широкий инструктаж — вот широкое поле деятельности в организации радиоиспользования, соответствующее установкам социалистического строительства.
КУРСКИЙ OKPCOBET ОДР вносит в фонд «Ответ друзей Радио китайским генералам», первый взнос 15 рублей и вызывает Тамбовский окрсовет ОДР ЦЧО, Белогорский и весь технический персонал Курского радио-узла.
Члены Вятской СКВ ОДР, т. т. Мартынов — 50 к., Огородников — 50 к., Гаврилов — 50 к., Ложеницын — 50 к., Балезин — 45 к., Зубарев — 50 к., Буравков — 50 к., Овечкин — 35 к., Зеленков — 13 к., Кутепова — 40 к., Завязанов — 20 к., Зайцев — 3 руб., Трапяцын — 50 к., Русин — 25 к.
Тов. Романов вносит 5 рублей и вызывает всех председателей СКВ Союза.
Окрсовет Вятского ОДР отчислил — 25 р., подписной лист членов окрсовета — 21 р. 05 к., подписной лист Оричевской ячейки — 7 р. 51 к., то же Рябиновской крестьянской ячейки ОДР — 7 р. 26 к., подписной лист ячейки ОДР фабрики учебных пособий — 8 р. 54 к., подписной лист яч. ОДР желдорожной охраны — воинской — 10 р. 38 к., Ячейки ОДР ж.-д. школы 10-летки — 9 р. 92 к., подписной лист яч. ОДР с.-х. техникума — 5 р. 35 к., подписной лист членов СКВ — 1 р. 23 к., Госшвеймашина — 2 р. 34 к. Всего Вятским окрсоветом ОДР собрано — 110 р. 58 к.
Следующие ячейки МОДР'а вносят: ячейка при колбасной фабрике № 1 — 21 р. 11 к., ячейка при кл. владения «Погодинское» № 2 — 24 р. 55 к., Орехово-Зуевское окр. ОДР — 16 р. 50 к.
Итого собрано по подписным листам — 85 р. 76 к.
Обл. ОДР ЦЧО — 10 руб.
Районная СКВ Пролетарского района г. Москвы — 25 руб.
Веселов И. С. — 2 р., Ефимова — 2 р. 50 к., Корсунский — 1 р., Азиков — 1 р. 50 к., Савченко — 20 к., Парамонов В. Н. — 50 к., Ляхманов — 1 р., Васильев И. — 50 к.. Виноградов Н. Д. — 1 р., Чупрыгин — 42 к., Колчин — 1 р., Хаменко М. — 25 к., Гончаров — 50 к., ячейка ОДР клуба строителей красных партизан — Новороссийск — 7 р. 47 к., Каров С. — 10 р., Ленинградское ОДР — 43 р. 50 к., Корелл — 2 р., к-ра отд. кадровой транспортной роты — 11 р. 50 к.
Друзья радио — радиолюбители и радиослушатели, вносите в фонд «Ответ друзей радио китайским генералам» свои отчисления. Деньги направлять по адресу:
Москва, правление Госбанка, текущий счет № 8687, или же Москва, 12, Ипатьевский пер. 14, редакция газеты «РАДИО В ДЕРЕВНЕ» с надписью в фонд — «Ответ друзей радио китайским генералам».
1) В тексте статьи это предложение напечатано так:
"Но в истории радиовещания в СССР с большим трудом переносились технические приемы, осуществляемые лишь в последний год (изучение акустики, устранение помех от микрофона до станции), но за его стремления к копированию зарубежных способов радиовещания не оставлены многими работниками". (прим. составителя). (стр. 674.)