РАДИО ВСЕМ, №10, 1930 год. С больной головы на здоровую

"Радио Всем", №10, апрель, 1930 год, стр. 235-236

С больной головы на здоровую

(Ответ на статью тов. Франца, помещенную в № 7 журнала «Радио всем»)

Стремление тов. Франца забежать вперед и предупредить общественное мнение о грозящем срыве плана радиофикации по вине промышленности говорит за то, что некоторые руководители НКПТ — той организации, которая призвана нести ответственность за выполнение плана радиофикации — желают ответственность за это дело переложить на других.

Это обстоятельство вынуждает нас дать хотя бы краткое объяснение по существу всего вопроса.

Мы не будем здесь говорить о значении радиофикации, о важности этой радиофикации для колхозного строительства и т. д. и т. п. — все это истины, хорошо всем известные, и нет надобности на этом останавливаться.

А вот о том, так НКПТ подошел к разрешению этой большой и важной задачи, важно и своевременно осветить.

Как дошли мы до планов тов. Франца по радиофикации?

Всем, кроме тов. Франца, известно, что производственный год начинается в октябре месяце, а задания заводам даются в апреле—мае.

Казалось бы, что и потребность для плановой радиофикации также должна была бы быть выявлена к этому времени. Ведь, требуя плановости от промышленности, не нужно забывать и о себе.

На деле же получилось иначе.

Когда в апреле месяце 1929 г. Наркомторг СССР приступил к распределению продукции, никаких планов радиофикации и никаких заявок на плановую радиофикацию не было.

В соответствии с этим Наркомторг и распределил весь выпуск промышленности между торгующими организациями. Только в декабре месяце, т. е. по прошествии первого квартала производственного года, работники НКПТ предъявили свой «план» радиофикации.

Говорим план в кавычках, ибо иначе его назвать нельзя, так как потребность изделий для выполнения этого плана настолько необоснована, что говорить о каком-либо ясном представлении в самом радиоотделе НКПТ о потребности не приходится.

Для того, чтобы не быть голословным, мы ниже помещаем таблицу потребности радиоотдела НКПТ и его «плановость» в течение 2 недель.

Наименование изделий Потребность
по плану
НКПТ, опуб-
ликованному
в печати
Потребность
по протоколу
заседания
17/XII
1929 г.
Потребность
по протоколу
заседания
19/XII
1929 г.
Потребность
по материал.,
предъявлен-
ным 5/I
1930 г.
Приемники БЧН......... 80 000 40 000 50 000 63 470
   »   ПЛ2......... 40 000 27 500 40 000
   »   детектор.......... 350 000 450 000 325 000 400 000
   »   5 и 6-ламп, с пи-
      тан. от сети.........
    2 500 5 100
130 000 30 000 13 000 130 000
Усилители......... 6 000 8 350 1 070 4 365
Лампы микро......... 2 070 000 2 500 000 1 755 000 2 070 000
Телефоны......... 815 000 1 300 000 1 100 000 1 385 000
Репродукторы и т. д......... 500 000 925 000 377 000 670 000

Указанные цифры достаточно убедительно говорят об их «солидности» и обоснованности. Навряд ли может кто-либо сказать, что можно строить производственный план на этих цифрах, ибо колебания в течение 2 недель обсуждения плана по отдельным позициям достигают 200—300%.

А если учесть, что эти цифры предъявлены промышленности по прошествии целого квартала производственного года, то станет ясно, насколько трудно к ним приспособить производство. Между тем мы знаем, что производству необходимо время для заготовки материалов, а материалы для радиопроизводства почти все остро-дефицитные, нехватает инструментов и ряда импортных материалов.

Все эти соображения не учитывались тов. Францем при предъявлении заявок промышленности; к сожалению, они им не учитываются и до сих пор.

Однако корень зла не только в заявках тов. Франца и в отсутствии у него плана, т. к. фактически промышленность дала почти все, что нужно для выполнения этого плана, и без планов тов. Франца, а все заключается в распределении продукции.

Прежде чем перейти к этому вопросу, мы считаем необходимым дать ниже сравнительную таблицу потребности плана и выпуска промышленности.

Наименование изделий Количество,
потребное
по плану
Выпуск про-
мышленности
% удовле-
творения
1. Ламповые приемники........... 80 000 77 300 96,7
2. Приемники с полным питанием от сети........... 130 000 27 500 21,1
3. Детекторные приемники........... 350 000 570 000 163
4. Репродукторы........... 775 000 760 000 98
5. Головные телефоны........... 815 000 900 000 110,5
6. Усилительные лампы........... 2 500 000 3 000 000 120

Как видно из этой таблицы, в пределах основной номенклатуры, план обеспечивается почти полностью, за исключением приемников с полным питанием от сети. Однако ввиду того, что этот тип приемника предназначен главным образом для индивидуального приема, недовыпуск их не должен иметь существенного значения, тем более, что наблюдается резкое увеличение выпуска детекторных приемников, с избытком покрывающее недовыпуск по ламповым приемникам.

Можно ли, тов. Франц, говорить, что ВЭО спокойно отнеслось к плану радиофикации? Можно ли говорить, что промышленность не оказывает должного внимания радиофикации?

Можно только сказать, что промышленность неподготовлена и видимо никогда не сможет приспособить свои заводы к необоснованным, почти каждую неделю меняющимся планам радиоотдела НКПТ.

Вместе с тем промышленность, и в частности ВЭО, всегда охотно отзывалась и будет отзываться на все обоснованные и своевременно предъявленные к ней требования.

Кажется непонятным: в чем же дело? С одной стороны промышленность удовлетворяет почти на 100% потребность плана, а тов. Франц кричит, что план радиофикации сорван благодаря «катастрофическому разрыву между тем, что нам нужно, и тем, что дает промышленность»?

Дело только в «пустяках» — в организационной стороне этого дела.

А вот эта сторона дела действительно позволяет кричать о катастрофическом разрыве между тем, что должно быть проявлено в этом деле, и между тем, что в действительности имеет место. Необеспеченность плана радиофикации радиоизделиями произошла не потому, что промышленность не дает достаточного количества изделий, а потому, что распределение этих изделий произведено Наркомторгом без учета потребности плана радиофикации, т. к. такового к моменту распределения не было.

Таким образом, значительная часть изделий перешла к организациям, которые НКПТ не привлечены, по причинам одному ему известным, к плановой радиофикации. Вместо того, чтобы возможно шире, возможно полней использовать организации, имеющие опыт и кадры в проведении определенной части плана радиофикации, руководители радиофикации сосредоточили все свое внимание на перераспределении продукции между торгующими организациями.

Если оставить в стороне вопрос о целесообразности исключения Госшвеймашины из числа радиофицирующих организаций, то нужно признать требование НКПТ о перераспределении радиоизделий правильным.

Но одно дело кричать и от кого-то требовать этого перераспределения, грозя срывом плана радиофикации, и этим объяснять недовыполнение плана, а другое дело самому это сделать...

В результате целого ряда мероприятий Наркомпочтелю удалось получить постановление Совнаркома об изъятии функций регулирования радиоизделий от Наркомторга и передаче этих функций ему.

21 февраля такое постановление Совнаркома сделано.

Прошло уже почти два месяца, и каковы результаты этого регулирования? Об этих результатах ясно говорит постановление президиума совета съездов торговли и промышленности, вынесенное 31 марта по докладу тов. Франца о ходе радиофикации.

Президиум Совета съездов констатирует: «Неудовлетворительность регулирования в области распределения радиоаппаратуры и материалов на протяжении последнего времени и отсутствие заметных сдвигов в области планирования и регулирования после передачи этих функций Наркомпочтелю».

А одновременно с этим тов. Франц продолжает кричать о необходимости перераспределения радиоизделий.

Что же вы не перераспределяете? Карты даны в руки вам!

Не лучше ли вместо истерических криков взяться за дело и быстро и решительно исправить ошибки прошлого?

Не характеризует ли такое положение несостоятельность, импотентность руководителей плановой радиофикации?

Не удивительно было бы, если бы попытки, проявленные такими импотентными руководителями, и вызывали, как пишет тов. Франц, истерические припадки у руководителей промышленности, ибо трудно ждать чего-нибудь путного от «командиров» по радиофикации, когда, облеченные властью, они не в состоянии ее решительно проявить.

Не стоит здесь занимать место изложением выдержек из ряда протоколов, в которых говорится «произвести перераспределение к 15/II», «передать вопрос перераспределения на утверждение... изучить вопрос пере... углубить и т. д. и т. д.». Словом серия многообещающих протоколов и в результате ничего!

Кого же вы, тов. Франц, вините? «Над кем смеетсь?» Не над собой ли?

Промышленность, взявшая огромные темпы по увеличению выпуска радиоаппаратуры, не может мириться с такой слабостью в вопросах регулирования. Нужно обеспечить полную и своевременную реализацию всех достижений промышленности в этой области.

Этого можно достигнуть только при правильной постановке всех организационных вопросов, а иначе все эти достижения могут привести к затовариванию, что уже имеет место по отдельным изделиям (лампы и сухие батареи).

Кстати о затоваривании. Тов. Францу лучше чем кому бы то ни было известно, что затоваривание по отдельным изделиям уже имеет место.

Что промышленность этого затоваривания избегает, а не боится, как пишет тов. Франц, совершенно естественно, так как не для того напрягает весь Союз усилия к ускорению индустриализации, чтобы результаты этой индустриализации лежали на складах.

Если промышленности до сих пор и удавалось избегать этого затоваривания, то отнюдь не благодаря «гибкому» регулированию тов. Франца, а благодаря другим мероприятиям.

Такой поверхностный подход к таким серьезным вопросам, как затоваривание, характеризует лишь вообще отношение к интересам промышленности.

Г. Петров


ШЕСТАЯ ПАРИЖСКАЯ РАДИОВЫСТАВКА

Последняя Парижская радиовыставка представляет значительный интерес, на ней представлен ряд новинок как в области приемной аппаратуры, так и в области источников питания.

Значительная часть экспонатов была посвящена приемной аппаратуре и деталям. Очень много аппаратов в форме мебели. Эта мебель не менее изящна, чем на прежней выставке, но цены заметно понижены. В этом отделе приемной аппаратуры выставлено также много переносных приемников и чемоданов-передвижек.

Интересно отметить, что наиболее распространенным типом являются приемники с промежуточной частотой — разного типа супергетеродины. Все они, за немногими исключениями, сконструированы на двухсетках, а изредка и на трехсеточных лампах. В приемниках этого типа применяются и экранированные лампы, что дает возможность большое предварительное усиление высокой частоты получить на одном каскаде и тем самым уменьшить число ступеней усиления или увеличить чувствительность приемника.

Экранированные лампы применяются и в других схемах, например в рефлексных. Некоторые приемники предназначены для приема как длинных, так и коротких волн (волны от 10 до 600 метров).

Усовершенствование современной электронной лампы заставило эволюционировать и приемную аппаратуру. Кстати, говоря о лампах, интересно отметить последнюю новинку в этой области — экранированные лампы с коэффициентом усиления в 1 000, с внутренним сопротивлением в 1 мегом и крутизной характеристики в 1 миллиампер на вольт.

На прошлой выставке большинство представленных приемников управлялись одной ручкой. На шестой выставке таких приемников меньше. Большинство выставленных приемников, кроме основной ручки настройки, снабжены кнопкой, которая служит для острой настройки после обнаружения станции. (Эта кнопка мало заметна.) Но все же стремление конструкторов направлено к упрощению управления установкой путем интересных приспособлений.

Большая эволюция произошла также и в области питания приемных устройств. Широкое распространение получили аккумуляторы, что объясняется тем, что мощные лампы требуют значительной энергии, а ламповые выпрямители с большим расходом тока стоят дорого.

Но так как аккумуляторы требуют зарядки, то большое распространение получили в последнее время разного типа выпрямители для зарядки аккумуляторов, главным образом купроксные. Этот тип постепенно вытесняет все другие типы выпрямителей.

Значительные нововведения имеются в области громкоговорителей. Их на выставке очень много. Среди них довольно много диффузорного типа, но они заметно вытесняются электродинамическими репродукторами. Репродукторы представлены в готовом виде или в виде деталей, из которых радиолюбители сами могут собрать репродуктор.

Для приведения в действие таких репродукторов требуются мощные усилители, и они представлены в довольно большом количестве.

Выставлены усилители на 5, 10 и 20 ватт, большинство из которых работает на переменном токе.

Представлено также много трансформаторов.

Для привлечения публики на выставке имеется электрический аппарат — звуковой генератор, который с помощью различных приспособлений прекрасно имитирует скрипку, виолончель и гавайскую гитару.

На выставке можно с помощью ультракоротких волн (14 см) телеграфировать на близкие расстояния при помощи скоропишущих телеграфных приборов.

Конечно, на выставке демонстрируются аппараты для приема и передачи изображений, которые привлекают многочисленных посетителей выставки.


Результаты измерений длин волн радиовещательных станций СССР, произведенных Главной палатой мер и весов

С 1/I по 28/II 1930 г.

Наименован.
станций
Установлен-
ная длина
волн
Дата Время Измеренная дли-
на волны в ме-
трах
Ленинград. 1 000 10/I 19.45 1000.8
12/I 18.10 1000.5
23/I 22.35 1000.3
15/II 19.25 1000.0
20/II 20.45 1000.5
Коминтерн. 1 481 10/I 20.00 1483.2
23/I 21.10 1482.9
15/II 20.40 1482.0
20/II 17.40 1483.6
Харьков 426 10/I 19.10 426.6
15/II 20.10 426.2
20/II 22.00 430.7
Москва, им.
Попова
1 100 10/I 20.15 1100.7
23/I 21.30 1100.9
ЛОСПС 351 23/I 12.30 349.4
24/I 11.20 349.5
26/I 12.05 349.5