В № 10 «Радио всем» мы кратко коснулись методов регулирования рынка, радиоизделий.
Если в прошлой заметке мы упрекали руководителей регулирования в нерешительности, в желании переложить ответственность за срыв плана радиофикации на другие организации, то сейчас мы берем на себя смелость утверждать, что руководители регулирования рынка подходят к решению этой задачи сугубо формально без всякого учета последствий и того огромного вреда, который наносится всему радиоделу.
После продолжительных и мучительных потуг, 15 апреля НКПиТ издал постановление о перераспределении выпуска промышленности за 2-е полугодие.
По этому постановлению все приемники БЧН, репродукторы, телефоны и усилительные лампы типов УТ—15, УК—30 и УК—33 передаются целиком и полностью трем организациям: НКПТ, Центросоюзу и Церабсекции для проведения плановой радиофикации. Таким образом, такие организации, как Госшвеймашина, МОСПО, Мосторг, Туркменстуда, Дальневосточная организация «Книжное дело» и ряд других мелких организаций, в течение всего полугодия не могут получить ни одного приемника БЧН, репродуктора и телефона.
Вместе с тем эти организации имеют значительное количество ламп, детекторных, одно- и двухламповых приемников, сухих батарей, деталей, шнуров, проводов и т. д., и т. д. Сбыт же этих изделий не может производиться из-за отсутствия комплектности.
И действительно. Кто же купит приемник без телефона, ламповый приемник без репродуктора? и т. д.
Словом, в своем стремлении обеспечить план радиофикации руководители регулирования забыли обеспечить все то, что остается неукомплектованным.
Получается Тришкин кафтан. Фактически ряд организаций, как Госшвеймашина, МОСПО, Мосторг и окраины, лишены возможности снабжать радиолюбителей комплектными деталями и аппаратурой. Разумеется, что ни одна из этих организаций не соглашается и не может согласиться принимать от промышленности некомплектные изделия, и таким образом, расторгая договора с промышленностью, затоваривает промышленность. Здесь уместно еще раз остановиться на вопросах затоваривания. Нет сомнения, что сбыт радиоизделий в условиях культурной революции и реконструкции сельского хозяйства на началах коллективизации безграничен.
Никогда и нигде промышленность не кричала о возможности затоваривания в результате отсутствия сбыта, но она всегда подчеркивала, что затоваривание возможно и частично уже имеет место только благодаря неумелому проведению радиоизделий к потребителю.
Поэтому промышленность всегда с особым вниманием и осторожностью подходила к новой еще молодой потребкооперации, но «молодость» этих организаций в вопросах радиоснабжения и радиофикации породила и целый ряд ошибок молодости.
Потребкооперация плохо учла свои силы и возможности и размахнулась во всю ширь своей кооперативной души, забыв при этом, что радио не галантерея, что для радиофикации нужна огромная подготовительная организационная работа. Нужно, чтобы низовая сеть поняла значение радиофикации, а поняв, привлекла бы необходимые кадры.
Что кооперация еще не только не подготовлена к проведению плановой радиофикации, но что низовая потребкооперация не приспособлена даже к самой простой торговле радиоизделиями, что низовая потребкооперация не знает ни потребителя, ни рынка — доказательством этому служит ряд материалов, имеющихся в нашем распоряжении. Для характеристики мы приведем лишь несколько наиболее «показательных» писем низовой потребкооперации.
Иваново-Вознесенская газета «Рабочий край» в номере от 6/IV пишет о проводимой в области радиофикации; вот что, между прочим, там говорится: «Облпотребсоюз же явно проваливает радиофикацию своих районов. До сих пор им установлено 300, при этом совершенно неизвестно, что Облпотребсоюз сделал в деревне. А возможности его во много раз превышают возможности радиоузла. Имея средства, материалы, Облпотребсоюз совершенно не заботится о создании прочной областной радиобазы, не готовит необходимые ему кадры».
Дальше: ряд областных, окружных и низовых организаций отказывается от приема направляемых им изделий. Большинство этих отказов имеет место: в Крыму (отказ принять лампы, сухие батареи, двухламповые приемники); Баку — отказывается принять лампы; Тамбове — отказывается принять детекторные приемники П—6 и, как мотивировку, выставляет: «Сообщаем, что одноламповые приемники П—6 абсолютно не имеют сбыта, и высланное количество будет обречено на долгое лежание».
Московское представительство Центрально-черноземного областного союза просит прекратить отправку в Тамбов таких изделий, как БНЧ, репродукторы, телефоны двуухие и т. д.
Аналогичных примеров мы могли бы привести значительное количество, но и перечисленные достаточно характеризуют подготовленность кооперации к плановой радиофикации. Добавим лишь, что такое положение имеет место не только в областных или низовых организациях кооперации, гдо до сих пор не умеют отличить детекторный приемник П—6 от однолампового приемника, где лампы, БЧН, репродукторы — делаются неходовым товаром, но в центре, к сожалению, дело обстоит не лучше.
Договор, ранее заключенный с ВЦСПС, передан Церабсекции Центросоюза. Церабсекции поручено проводить плановую радиофикацию профсоюзных организаций и снабжение городского потребителя.
Этим договором была предусмотрена и поставка генераторных и модуляторных ламп для передатчика ВЦСПС. Церабсекция же, не имея ни малейшего представления о назначении этих ламп, разрядила их по магазинам для продажи в общем порядке. Полагаем, что здесь комментарии излишни.
Из всего этого можно уверенно сделать вывод, что кооперация, несмотря на то, что она уже второй год занимается радиоделом, далеко еще не подготовлена не только к проведению определенного технического задания, каковым является радиофикация, но и к самому простому снабжению. Не только низовые, но и центральные руководящие кооперативные организации не подготовлены к этой большой и серьезной работе.
Одновременно о этим НКПиТ — фактический руководитель плановой радиофикации и ответственный за своевременное выполнение этого плана — центр тяжести переносит как раз на наименее подготовленных исполнителей. Если к этому положению НКПиТ вынужден прибегнуть по линии радиофикации деревни, так как кроме потребкооперации некому поручить этой работы, то совершенно непонятно, почему та часть работы, которая предусмотрена планом радиофикации по линии города, передается организации, не умеющей отличить генераторную лампу от любительской, в то время когда имеется достаточно хорошо подготовленная городская организация в лице Госшвеймашины?!
Такое положение создает основательную тревогу за реальность всего плана радиофикации не с точки зрения его потребности, а с точки зрения возможности его реализации.
Отсюда нужно сделать вывод, что перераспределение, произведенное НКПиТ 15 апреля, не обеспечивает в действительности плана радиофикации, так как дело не только в перераспределении, но и в самих возможностях кооперации.
К сожалению, факты, а не красивые фразы, говорят нам, что упор на кооперацию неоснователен, что это граничит только с формальным обеспечением выполнения плана радиофикации, а не фактическим. Одновременно же с этим мы разрушаем работу ряда организаций, не подготовив им уверенной смены.
Отсюда и опасения промышленности за затоваривание. Было бы преступно не кричать о том, что все достижения промышленности, которые ей даются при огромном напряжении, могут быть сорваны благодаря формальному руководству организациями, проводящими плановую радиофикацию и плановое снабжение.
Поэтому мы считаем необходимым привлечь общественное внимание к этому вопросу.
Необходимо, чтобы радиолюбительский актив, организации ОДР, и все другие организации уделяли больше внимания вопросам проволочной радиофикации, возможно полней вскрывали все недостатки и принимали решительные меры к их устранению.
В качестве первоочередной задачи мы считаем необходимым пересмотреть произведенное НКПиТ перераспределение под углом выявления реальных возможностей кооперации и в соответствии с ними выделить ей необходимые фонды.
Одновременно необходимо тщательно проверить и обеспечить комплектность в тех организациях, которым оставлены изделия для снабжения.
Плановая радиофикация требует значительного количества радиоаппаратуры, деталей и линейных материалов.
Радиопромышленность вначале отказывалась изготовить необходимое количество их, мотивируя это поздним получением заявок на материалы для целей радиофикации, и нужно признаться, что такой отказ до известной степени имел под собой почву. Теперь трест «Электросвязь», который вошел во Всесоюзное объединение, уже забил тревогу относительно потребности радиоаппаратуры для целей радиофикации в 1930/31 году, после того как он получил заявку на потребное количество аппаратуры от НКПТ.
Но для плановой радиофикации, помимо радиоаппаратуры, требуются еще и линейные материалы, которые играют доминирующую роль в проведении радиофикации страны.
Что же радиофицирующие организации получили за полтора года от промышленности, в первую очередь от Всесоюзного металлосиндиката, который является главным и единственным поставщиком проволоки, крючьев для целей радиофикации? Повторяем, за полтора года заявка НКПТ для этой цели удовлетворена только на 12%; что же касается потребительской кооперации, которая является главным проводником радиофикации на селе, то процент удовлетворения ее проволокой равен всего около 5% заявки, а по крючьям процент удовлетворения равняется нулю. Терпимо ли такое положение? Конечно, нет.
Нужны самые решительные меры, которые заставили бы эту отрасль промышленности в лице Всесоюзного металлосиндиката повернуться лицом к радиофикации страны. Поэтому мы считаем необходимым привлечь к этому делу радиообщественность и главным образом ячейки ОДР как в центре, так и на местах и заявляем нашу потребность на линейные материалы на 1930/31 г., которая выражается:
По Всесоюзному металлосиндикату: проволоки железной 3 - мм 12 600 тонн, проволоки 2-мм 2 400 тонн, перевязочной 2-мм 226 тонн, крючьев 16-мм 4 650 000 штук, крючьев 13-мм 6 515 000 штук.
По Всесоюзному синдикату Цветметзолото: олова 156 тонн, свинца 156 тонн.
По Резинотресту: эбонитовой трубки 7-мм 993 километра, изолировочной ленты 9,8 тонны.
По линии ГЭТа, который также входит в Всесоюзное объединение, требуется: провода ПР 20 000 километров, шнура ШР 2 × 0,75 мм 10 950 километров, провода Гуппера 3 × 0,7 мм 1 100 километров, провода гаккеталь 1,5-мм 1 650 километров, вилок штепсельных 2 миллиона штук, провода антенного 46 тысяч километров, проволоки спаечной 1,5 мм 16 тонн.
По линии силикатной промышленности: изоляторов ГФЗ 4 850 000 штук, изоляторов. ТФ4 6 893 500 штук, воронок 7-мм 3 452 000 штук, роликов 6 600 000 штук, роликов Р и 2 11 370 000 штук, изоляторов 2 000 000 штук.
Удовлетворение вышеуказанными материалами даст возможность установить 900 тысяч ламповых приемников, 500 тысяч детекторных и 2 миллиона трансляционных точек.
Конечно, удовлетворение в линейных материалах должно быть строго комплектным, и поэтому необходима увязка между всеми указанными организациями, но увязка должна быть не только по линии ведомств, но она также должна пройти и по общественной линии. Это даст возможность выявить, кто же является действительным виновником срыва плана радиофикации.
Итак, слово за ОДР.
Со стороны НКПиТ заявки разосланы.
Много ли есть радиослушателей и радиолюбителей, красных уголков и клубов, изб-читален и сельских школ, которые, имея радиоустановку и пользуясь ею, некоторое время (в лучшем случае), вдруг, вместо металлического, отчетливого голоса диктора, услышат из репродуктора гробовое молчание или же, в лучшем случае, хрип и шипение? Немного и таких, которые быстро исправляются.
Таких радиоустановок очень немного и это, главным образом, городские установки. В городе хоть и с трудом, но все-таки удается достать разные технические мелочи для ремонта радиоустановки, там же можно найти и мастерскую, которая исправит радиоприемник.
А вот, что вы будете делать со своим БЧН или ПЛ2 с УН2 в деревне, когда у вас замолчит установка? Кто вам укажет причину неисправности приемника или репродуктора? В редких случаях вы свезете установку в город, где вам ее исправят, а в большинстве случаев установка покрывается пылью или же растаскивается по частям. А так как приемники БЧН, ПЛ2, УН2 и «Рекорды» обладают способностью вследствие обрыва обмоток в трансформаторах и обрыва обмоток в катушках выходить из строя, то количество замолкающих радиоустановок все растет и увеличивается.
Что же сделано было до сих пор для того, чтобы оживить молчащие установки? Что в этом отношении сделано со стороны О-ва друзей радио?
Почти ничего. Госшвеймашина торгует, ВЭО производит, Наркомпочтель регистрирует, взимает абонементную плату, штрафует, радиовещает и радиофицирует, Центросоюз тоже радиофицирует, ОДР за пределы ячеек не идет, и никому нет никакого дела до замолкающих радиоустановок.
А ведь кому-то это надо делать. Ведь к концу этого года намечено иметь 800 тыс. детекторных и 400 тыс. ламповых установок. В 1930/31 г. будет 1 300 тыс. детекторных приемников и 800 тыс. ламповых, а к концу пятилетки 2 миллиона детекторных и 2,5 миллиона ламповых приемников.
Такое колоссальное количество приемников заставляет немедленно приступить к выработке мероприятий, обеспечивающих нормальную работу радиоустановок. Разрешить все связанные с этим вопросы взялась ударная бригада группы радиофикации радиотехнического отдела Наркомпочтеля.
Она вызывает на социалистическое соревнование О-во друзей радио СССР, культотдел ВЦСПС и Центросоюз на проведение в жизнь разработанных ею мероприятий. Она считает, что только путем социалистического соревнования между ячейками О-ва друзей радио, Центросоюзом, профсоюзами, радиоработниками на местах и низовыми предприятиями связи можно и должно:
1) взять на учет все неработающие радиоустановки,
2) выявить количество и род материалов и запасных частей, потребных для ремонта радиоустановок,
3) организовать ремонт установок,
4) вновь подготовить и проинструктировать обслуживающий персонал по вопросам ухода за радиоустановками,
5) разработать план регулярного снабжения радиоустановок источниками питания, лампами, радиодеталями и запасными частями,
6) сделать громкоговорящую радиоустановку деревни центром для работы ячеек О-ва друзей радио, снабжая ее соответствующей литературой и пособиями,
7) увеличить число зарядных и ремонтных баз, приблизив их к деревне,
8) поднять соответствующую кампанию в радиопрессе.
Эти и ряд других мер при правильном и неослабеваемом их проведении в жизнь не только превратят молчащие радиоустановки в новые очаги культурного социалистического строительства, но и предупредят возможность появления в будущем немых радиоустановок.
Договор на проведение в порядке социалистического соревнования всех изложенных мероприятий ударная бригада группы радиофикации заключает с ОДР СССР, ВЦСПС и Центросоюзом.
Задача радиопрессы — вовлечь в кампанию по оживлению неработающих радиоустановок всю общественность и поставить строгий контроль за проведением взятых на себя Наркомпочтелем, ОДР, Центросоюзом и профсоюзами обязательств.
А. К.