РАДИО ВСЕМ, №13, 1930 год. БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ КОРОТКИМ ВОЛНАМ

"Радио Всем", №13, май, 1930 год, стр. 305-306

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ КОРОТКИМ ВОЛНАМ

Утвержденный недавно правительством пятилетний план радиофикации требует дл его выполнения широкого развертывания работы всей советской радиообщественности.

Без самой активной помощи, без непосредственного участия радиолюбительских и радиослушательских масс в деле радиофикации — пятилетий план успешно выполнен быть ие может.

Основным вопросом, который нужно разрешить, вопросом, ответственность за разрешение которого падает на организацию ОДР, является вопрос о кадрах.

В этом отношении очень остро ставится сейчас вопрос о кадрах коротковолновиков, подготовка которых чрезвычайно отстает от развития потребностей в коротковолновой связи.

Мы должны за пятилетку широко развить применение коротких волн, как для радиовещания, так и для целей местной связи; перед вами стоит задача использования коротких волн для коренного изменения путей и методов работы нашей информации, нашей радиопрессы.

Все это ставит новые задачи перед коротковолновым движением, все это требует разрешения целого ряда вопросов в коротковолновой работе нашего Общества.

Первой, самой ближайшей задачей, которая поставлена перед секциями коротких волн, является организация сети радиолюбительской связи на территории Советского Союза.

Сеть эта должна пронизать сверху донизу — от Москвы через республиканские и областные центры до округов и районов — все громадное пространство советского Союза.

Каждая организация ОДР должна иметь свою коллективную рацию — надежную точку связи.

По самым скромным подсчетам таких радиостанций нам потребуется не менее пятисот. Если подсчитать то количество квалифицированных операторов-коротковолновиков, которые потребуются для обслуживания в общественном порядке (а речь может итти только о таком обслуживании) этих раций, то окажется, что таких операторов нам нужно не менее 15 000.

Если учесть потребности в операторах для экспедиций, обслуживании крупных совхозов и колхозов, участия во всевозможных выездах, культпоходах и т. п., то окажется, что в общем нам необходимо до 30 000 операторов-коротковолновиков.

Но кадры операторов создаются из рядов коротковолновиков, занимающихся приемом коротких волн, так называемых РК.

Опыт показывает, что из всех квалифицированных РК только 20% обычно становятся опытными операторами, способными работать на передатчике.

Таким образом, для подготовки 30 000 операторов нам нужно довести цифру радиолюбителей, занимающихся приемом коротких волн, до 150 000.

Это количество коротковолновых приемников в стране одновременно обеспечит возможность планового проведения чрезвычайно ценной массовой работы по наблюдению за приемом коротких волн.

Если поставить вопрос о том, каким образом подготовить эти 150 000 коротковолновиков, достаточно знающих Морзе для ведения коротоволнового приема, то окажется, что через курсы следует провести до 400 000 человек, так как по имеющемуся опыту оказывается, что не более 35—40% из принятых на курсы достаточно успешно их заканчивают.

Таким образом, в области подготовки кадров коротковолновиков перед организациями ОДР стоит задача пропустить за ближайшие два года через курсы до 400 000 человек.

А это значит, что каждая Окружная СКВ ОДР должна в свою очередь пропустить через курсы морзистов-слухачей до восьмисот человек, выпустить триста РК н подготовить шестьдесят операторов для работы на передатчике.

Такова наметка контрольных цифр по росту коротковолнового движения за ближайшие два года.

Количественное выполнение этого плана должно, однако, сопровождаться непрерывным улучшением социального и партийного состава коротковолновиков.

Если сейчас у нас среди коротковолновиков не более 30% рабочих и столько же партийцев и комсомольцев, то уже в течение ближайшего года мы должны повысить эту цифру до 80% рабочих и 50% партийцев и комсомольцев.

Вербовка кадров должна поэтому производиться за счет рабочих, главным образом рабочей молодежи, и к этой задаче должно быть привлечено максимальное внимание партийной и комсомольской организаций.

Задачи, которые таким образом стоят перед секциями коротких волн ОДР, весьма значительны и могут быть выполнены только при коренном изменении темпов нашей работы.

То, что есть сейчас как в области организации сети связи, так и в области подготовки кадров, ни в коей мере нельзя признать хотя мало-мальски удовлетворительным.

Президиумы местных Советов ОДР должны немедленно взять твердую линию в деле руководства своими СКВ, направляя их работу на выполнение указанных задач.

Необходимо, чтобы Президиумы местных Советов ОДР заинтересовались тем, как коротковолновые секции выполняют основные политические и организационно-технические директивы ЦСКВ и проследили за правильным преломлением в работе СКВ основных политических задач коротковолнового движения.

Интересы народного хозяйства, связи и обороны настоятельно требуют подлинно большевистских темпов в развертывании массового, организационно и технически-грамотного и дисциплинированного коротковолнового движения.

Больше внимания коротковолновой работе.


«КРИЗИС КУЛЬТУРЫ»1)

Недавно мне пришлось прочесть книжечку недавнего министра народного просвещения Пруссии Беккера «Вопросы народного образования в свете современного кризиса культуры». Книжечка эта до крайности любопытна. Читая ее, убеждаешься, что культура действительно переживает глубочайший кризис, но не культура вообще, а культура буржуазная.

Высказывания Беккера чрезвычайно откровенны. Две вещи, по его мнению, подрывают старую культуру. Первое — это прогресс техники связи, техники информации; второе — это растущая роль коллектива.

Раньше господствующему классу — другими словами, буржуазии — легко было руководить. Была изоляция. Деревня была изолирована от города, жила своей обособленной жизнью. Одна страна была изолирована от другой. Одна национальность была изолирована от другой. Современность была отделена от прошлого. Ребенок тоже был изолирован. Он всецело был под влиянием семьи. Школа его информировала, ее влияние было громадно. Теперь, конец изолированности. Рост индустриализации сближает деревню с городом. Рост путей сообщения, автомобильного движения, телефонных связей, радио, кино, говорящее кино, — все это вырывает деревню из ее прежней изоляции.

Раз из газет, по радио, жители одной страны узнают сейчас же, что делается в другой стране, — «отечество» перестает быть тем, чем было раньше, создается предпосылка для интернационализма.

Завтра техника связи может быть даст возможность знать не только то, что делается за тысячами километров, преодолеет не только пространство, но и время, позволит заглянуть вглубь веков, по радио мы узнаем в точности, как жили люди раньше...

Семья перестала быть тем, чем была раньше, она вырывается из своей изолированности, власть родителей становится не столь велика. А школа? Среда влияет куда сильнее чем школа. Среда влияет на образ мысли и поведение ученика сильнее, чем школа. Ну, а на среду куда сложнее влиять, чем на семью и школу.

Раньше опорными пунктами влияния были церкви. Современная наука подорвала корни старой религии. И Беккер лучше всякого безбожника развивает на ряде страниц, в чем заключается этот подрыв. Наука стала доступна массам. Раньше, говорит Беккер, признаком принадлежности к образованным классам, было то, что человек держался науки, ориентировался на нее, необразованные классы, массы — придерживались религии. Теперь наоборот. Массы за науку. Образованные классы ищут выхода не в науке. Нужно создать новую религию. В этой новой религии выход из кризиса культуры.

Занятно!

И еще одно наносит удар «культуре» — это рост коллектива. Раньше, бывало, говори что хочешь, говоришь изолированному человеку. Теперь за человеком стоит коллектив. Ты сказал что-нибудь, а завтра это воспринял уже целый коллектив и не только воспринял, но и реагирует соответствующим образом. Одним словом, Беккер весьма убедительно доказывает, что не только современная техника информации, но и коллективная жизнь срывают покровы тайны с пропаганды и агитации буржуазии, теперь больше, чем когда-либо, «несть тайного, что бы не стало явным».

Где выход?

Беккер разбирает взаимозависимость, между личностью и коллективом и устанавливает, что личность влияет на коллектив даже тогда, когда действует по директивам коллектива. По сему выход он видит в том, чтобы через отдельных лиц разлагать осторожненько коллективы и чтобы влиять на формирование коллектива.

Что же, помоги ему, боже, в существование которого он сам перестал верить!

Очень полезно читать буржуазную литературу, из нее очень многому можно научиться.

Беккер тоже многому учит, помогает ставить точки над «и».

Мы — марксисты, и знаем, что обречены историей на гибель те классы, те партии, которые идут против экономического прогресса, чьи интересы противоречат этому прогрессу. Обречена историей на гибель мелкая буржуазия и те партии, которые являются ее идеологами. Но и крупная буржуазия, бывшая когда-то толчком экономического прогресса, все больше и больше приближается к той грани, когда она станет нестерпимым тормозом этого прогресса. И Беккер очень наглядно рисует назревшее кричащее противоречие между господством буржуазии и прогрессом техники в области культуры. Но то, что для буржуазии — гибель, для пролетариата — залог, роста его влияния. Пролетариату нечего бояться прогресса техники информации, гласности, науки, роста роли коллектива.

Мы, напротив, будем крепить связь между городом и деревней. Рабочие будут помогать деревне в области техники и культуры. Мы всячески будем работать над тем, чтобы через миллионные тиражи газет, через радио усиливать информацию, мы используем железные дороги, автотранспорт для усиления передвижных форм работы. Мы понесем всеми путями знание, науку в массы.

Нам не нужна тайна. Пусть стены станут прозрачными, пусть время и пространство перестанут быть стенами, разъединяющими людей. Пусть каждое слово будет слышно. Это облегчит контроль масс.

Мы ужасные Плюшкины, когда дело касается народного образования.

Мы от плюшкинской политики должны отучиться, когда дело касается информации, масс, укрепления связи передвижных форм работы. Газеты в массы, технику, науку, в массы, книгу в массы, радио, кино в массы!

Беккер боится коллективов. Он считает, это сквозит у него в каждой строчке, что буржуазия может властвовать только разделяя. «Гвоздь строительства социализма — в организации», повторял Ленин. Неорганизованная, распыленная масса должна быть организована и организована по-новому, по-социалистически. Крепкая связь между коллективами. Связь сознательная, углубленная. В укреплении этой связи, в углублении ее сознательность играет громадную роль. Социалистическая стройка заключается не только в хозяйственной стройке, но в еще большей степени в организации, в коллективизации.

Мы теперь много говорим об искривлениях при проведении коллективизации. Где корень этих искривлений? В недопонимании того, что коллективизация — это не механическое обобществление, а нового типа организация, организация людских коллективов. Без подведения под это дело широкой базы убеждения, без детального, всестороннего обсуждения массами этого дела, без углубленной, продуманной организации — коллективизация невозможна.

«Гигантомания» как раз грешит недопониманием роли коллектива, форм его работы. Сейчас от ошибок стали освобождаться. Но необходимо получше организовать весь наш фронт просвещения и поставить его на службу организующимся по-новому массам.

Н. Крупская


ЯЧЕЙКИ ОДР И РАДИОФИКАЦИЯ

В настоящее время по Московскому Округу насчитывается до 60 ячеек ОДР с числом членов около 700 человек. Сеть этих ячеек ОДР охватила 20 районов Московского округа, из них 12 районов подлежит радиофикации, а 8 районов не подлежит сплошной радиофикации.

Эти цифры говорят нам, насколько радиолюбительство растет в нашей стране. Посмотрим же, насколько жизненны наши ячейки ОДР. Так, в 6 районах силами ячеек ОДР построены трансляционные узлы с количеством телеф. точек 273 и громюоговорит. «Рекорд» 12 шт. Это говорит за то, что наши организации уже технически идут по пути повышения радиотехнических знаний. В 13 районах Моск. Окр. ячейки ОДР настолько разрослись, что создали уже высшие органы управления ячеек — это Оргбюро ОДР, а в двух районах уже проведены районные конференции и выбраны райсоветы ОДР.

Исходя из этого нужно определить какую роль общественные организации ОДР могут сыграть в плановой радиофикации. Уже в настоящий момент во всех даже самых маленьких ячейках ОДР в которых насчитывается один десяток членов, проводится идея построения трансляционных узлов. Из этого видно, насколько ячейки ОДР осознали важность сплошной радиофикации; поэтому, чтобы дать плановость работе ячеек ОДР в радиофикации, необходимо конкретно дать указания по радиофикации. Задачи эти будут заключаться в следующем: ознакомление населения с радиофикацией, разъяснение о цене на установку точек, для этого связаться с почтовой конторой и узнать о ценах (об использовании радио по назначению в связи с постройками трансляционных узлов, организация бригад для установки и проводки линий и создание местных технических сил для обслуживания построенных установок.

Мы надеемся что ячейки ОДР успешно справятся с работой — выполнение вышеуказанных задач есть залог победы на радиофикаторском фронте, а это докажет, что организация ОДР есть мощная сила, идущая по заветам В. И. Ленина.

Головкин


1) Из газеты «Правда». (стр. 306.)