Н. Васильев
Войсковые части стоят сейчас на грани летнего, лагерного периода обучения, с его специфическими особенностями, постоянными и непрерывными выходами в поле, отрядными учениями, практическими занятиями, и, наконец, маневрами. В территориальных частях этот период обычно совпадает с периодом прибытия в части новобранческого состава и периодом общих сборов. Так что во всех частях, кадровых, и территориальных — летний период является периодом горячей усиленной работы, периодом, когда в короткие летние месяцы необходимо каждому командиру и каждому красноармейцу пройти и изучить возможно больший раздел программы, возможно тверже, глубже и всестороннее проверить свои знания и применить их во время совместных отрядных учений.
Соответственно с задачами военной учебы должны строить свою работу и общественные организации войсковых частой. Поэтому летний1) период необходимо выдвигает лишь те вопросы, которые для данного периода являются наиболее актуальными.
Поэтому задачи ячеек ОДР в Красной армии на летний период будут иметь некоторые основные стержневые вопросы на которые всем организациям ОДР и войсковому командованию надо обратить особое внимание. К числу таких вопросов можно отнести следующие:
1) Полная радиофикация лагеря, установка репродукторов, ясно и отчетливо передающих работу широковещательных станций. Эти репродукторы должны быть установлены в таких местах, где наиболее часто собираются красноармейцы в летние вечерние часы: ленпалатки, спортплощадки, клубы. В ленпалатках должны быть одновременно с этим установлены телефоны для тихого слушания.
Вокруг этих передач должно быть организовано коллективное слушание. Программа передач должна быть вывешена заранее и известна каждому красноармейцу. Самые же передачи должны быть использованы политсоставом и групповодами, как одна из форм агитационно-пропагандистской работы. Вокруг определенных, заранее намеченных передач, должна быть проводима разъяснительная работа, дополняющая и объясняющая отдельные части докладов или сообщений. Особенно важно это в вечерние часы, когда спортработа заканчивается, кино и другие виды работы отсутствуют. Таких промежутков много и ими надо пользоваться, помимо тех плановых часов передач и слушания, которые включаются в программу всей внешкольной работы.
2) Проводимые частями выходы в поле, технические и отрядные учения должны быть использованы ячейками ОДР. Все эти выходы должны быть обеспечены громкоговорящими передвижками, которые после учения на отдыхе, привале, на ночлеге, дадут бойцам и жителям тех пунктов, где останавливается часть, интересные передачи. Перед отправлением из лагеря в поле, ячейка ОДР должна не забыть взять радиопередвижку. В тех частях, где ее нет, надо обязательно ее сделать, собрать или приобрести.
3) В летнее время особое значение приобретает работа коротковолновых станций. Коротковолновики на летний период должны переделать свои стационарные станции на переносные и вместе с частями выходить на все отрядные учения и практические занятия в поле, где обслуживать коротковолновой связью тактические учения, там связь должна превратиться из любительской связи в связь оперативную. Эти переносные коротковолновые станции в течение лета должны пройти большую практическую учобу, проделать ряд экспериментов по части усовершенствования и изменения схем, коротковолновых деталей, способов упаковки и переноски станций. Необходимо проработать вопрос конструирования коротковолновых станций на тачанках, вьюках, мотоциклах, автомобилях и т. д. Надо в эту живую творческую и экспериментаторскую работу втянуть весь коротковолновый актив части и местных коротковолновых секций. В случае нужды, коротковолновики гражданских ячеек должны быть привлечены в качестве руководителей для ячеек воинских частей.
Одновременно с этим должна быть создана коротковолновая сеть между различными лагерями. Эта коротковолновая сеть должна быть использована для служебных переговоров и вести также оперативную работу, как и легкие переносные рации.
4) Значительным разделом работы в летний период должна стать работа по подготовке из среды старослужащих красноармейцев, подлежащих осенью увольнению из Красной армии, кадров для обслуживания колхозов, деревни, фабрично-заводских предприятий — радиомонтеров, радиоустановщиков, радиопродавцов, радиообщественников. Всесторонняя и разнообразна работа радиста техника и общественника в гражданской обстановке. Надо поэтому его своевременно подготовить. Подготовку эту надо начинать с первых же месяцев летнего периода.
Помощником войсковых частей в деле подготовки радиообщественных и технических кадров для деревни и города в первую очередь должны быть организации ОДР и органы потребительской кооперации 2).
Работа в кружке должна быть построена таким образом, чтобы каждый красноармеец-отпускник, работающий в этом кружке, получил соответствующие знания по радиотехнике, умел построить детекторный приемник, обслуживать ламповые и громкоговорящие установки, маломощные трансляционные узлы и вести общественную радиоработу в колхозе, деревне, фабрике или заводе или знать радиодетали, способ н порядок нх испытания, быть знакомым с различными схемами, деталями, знать и уметь рекомендовать радиолюбителям для приобретения ту или иную деталь для различных схем, и различных установках.
«Памятка инструктору ячеек ОДР в Красной армии» — изд. HКПT 1929 г.) дает примерные программы для таких кружков. Программа для расширенных занятий с более глубоким и детальным прохождением радиотехники может быть всегда составлена на месте, применительно к данной программе. Эта же программа, дает указания о порядке проведения организационной работы по вопросу организации радиослушания и развития радиолюбительства в деревне в ниде определенного конспекта примерной беседы. Здесь же намечены основные вехи той работы, которую должны будут проводить отпускники-красноармейцы в деревне, после увольнения из армии. Широко развернувшаяся радиофикация нашего Союза требует посылки на места радиограмотных работником и Красная армия в этом вопросе должна выполнить свою задачу и за настоящий летний период из красноармейского состава подготовить достаточно мощные и сильные кадры радиоработников, хорошо подкованных в техническом и общественном отношении. Радиочасти и войска связи должны в подготовке этих кадров занять первое место и пропустить своих связистов через соответствующие курсы, в первую очередь.
5) Для территориальных частей летний период является периодом напряженной значительной работы. В ряде терчастей вливаются различные годы новобранцев и переменников, приходящих с производства, из колхоза, деревни на известные сроки в армию.
Эти сборы новобранческого н переменного состава должны быть использованы ячейками ОДР при поддержке командования, как одно из средств радиопропаганды, как одна из возможностей увеличения радиограмотных кадров.
6) Летние учебные занятия заканчиваются обычно маневрами различных войсковых соединений. Радиоработа во всех проявлениях, видах и формах должна найти соответствующее отражение и преломление на этих маневрах. Актив воинских частей плюс гражданский актив дадут части полную возможность выявить свою радиоподготовку на маневрах, дадут возможность показать свою радиоподготовленность. Надо помнить, что развитие радиолюбительства в воинских частях — это один из путей усиления боевой мощи Красной армии.
7) Для того, чтобы радиоработа в частях протекала нормально, необходимо полное содействие данному виду работы в частях со стороны печати каждой отдельной части: ротных и полковых стенгазет и многотиражки. Необходимо создать специальный кадр радиокоров.
Летний период имеет много данных для широкого развития радиоработы, надо только своевременно, энергично, достаточно активно взяться за это дело всем воинским ячейкам ОДР, всему радиолюбительскому активу, наконец, тем одиночкам-энтузиастам радиодела, которые имеются во всех частях. Командование частей, политотделы и особенно начальники клубов должны пойти навстречу красноармейской общественности в деле развертывания радиоработы и выделить нужные средства и материальные возможности для развертывания и развития этой работы. Местные организации ОДР — помочь всем своим опытом, лучшими инструкторскими силами и материальными ресурсами.
Надо помнить, что радиоработа наравне с полезным препровождением досуга красноармейца, дает ему политическое и общеобразовательное развитие, готовят радиокадры, крепит боевую мощь Красной армии.
Поэтому усилим внимание работе ячеек ОДР в летнее время н поможем им удачно выполнить свои задачи.
Блестящий черный ящик с десятками ручек, гнезд, измерительные приборы — вес около 20 кг. Стоимость 1 000 рублей. Это детекторный приемник конструкции 1916 года. Рядом такой же «миниатюрный» усилитель. — 30 с лишним килограмм веса, стоимостью около 2 000 рублей...
В Ленинградском музее связи десятки интереснейших экспонатов.
Почтовые ящики петровского времени, екатерининские почтовые указы, манекены почтальонов, десятки различных телеграфных аппаратов, телефонные аппараты, картины, изображающие средства перевозки почты... Светлые комнаты приводят в... церковное здание (бывшее) выросшее посредине особняка. Здесь разместился радиоотдел. Но церковное куполообразное здание не удовлетворяет. Многие экспонаты не видны, и ценнейшая коллекция изоляторов (от крошечного ролика до огромной кольцеобразной массы фарфора) как то скрывается в полутемном «священном» здании.
Радиоотдел переезжает и реорганизуется. К сожалению, до последнего времени радиоотдел занимал далеко не первое место среди других отделов музея. Реорганизация положит конец такому положению.
Коллекция Попова, содержащая ряд исключительно ценных экспонатов, подлинных аппаратов Попова. Передатчики и приемники — 1901 и — 1917 года. Коллекция электронных ламп. Коллекция ламп Нижегородской лаборатории, лампы завода Федорицкого (РОПТиТ). Ламповые приемники от «Аудиона» до современного 8 лампового супера, — это составит отдел — «Физические основы радио». В отделе радиовещания будут демонстрироваться модели, показывающие весь путь вещания, от передающей станции, студии до слушателя. В этом отделе разместится коллекция репродукторов, среди них первый советский репродуктор завода Казицкого. Музей организует выставку радиолюбительской аппаратуры. До сих пор, как ни странно, радиолюбительская аппаратура совсем не была представлена в музее.
В отделе «Коротких волн» — первый коротковолновый приемник Нижегородской радиолаборатории, первый любительский приемник, приемник тов. Меервальда (при помощи этого приемника, станция Ленинградского Облпрофсовета в 1928 году давала жителям Ленинграда трансляцию американских станций). Будет организован «стол» радиопечати...
Музей тесно связался с Ленинградским ОДР. Организуется совместно лаборатория. После реорганизации рздиоотдела, сам музей явится лучшей практической лабораторией для ленинградских радиолюбителей.
Музею для реорганизации, для приобретения ряда экспонатов — нужны средства, нужна помощь — и эта помощь должна быть оказана ценнейшему, интереснейшему музею, превращаемуся в музей-лабораторию тесно связанную с ЛенОДР.
А. Ш-р
1) В оригинале статьи напечатано: "Поэтому пятилетний период необходимо". Скорее всего, это опечатка. (Прим. составителя). (стр. 307)
2) В оригинале заметки напечатано:
"Помощником войсковых частей в деле подготовки радиообщественных и технических кадров для деревни и города?
В первую очередь должны быть организации ОДР и органы потребительской кооперации."
Скорее всего, это опечатка. (Прим. составителя). (стр. 307)