СМЕНА, №6, 1924 год. СЛУЖБА РАДИОТЕЛЕГРАФА.

"Смена", №6, апрель 1924 год, стр. 21-22

СЛУЖБА РАДИОТЕЛЕГРАФА.

Статья инж. Е. Файвуша.

В НАСТОЯЩЕЕ время радиотелеграф выполняет целый ряд функций. Первой из них является передача газетных и всяких других сообщений. Все новости, которые мы ежедневно читаем в наших газетах, получаются по радио. Об'ясняется это тем, что передача по радио обладает неоценимыми преимуществами перед всеми другими видами передачи. Таким преимуществом является, во-первых, скорость (передаваемый сигнал в одну десятую секунды облетает весь земной шар), а во-вторых, то, что сообщение, передаваемое из одного места, сразу несется во всех направлениях и может быть принято любым количеством приемных радиостанций, расположенных в пределах дальности действия передающей радиостанции.1) Так, московская радиотелеграфная станция ежедневно передает все последние новости четыреста приемных радиостанций, расположенных на территории России. Благодаря радиотелеграфу, известия о всяком крупном событии, происходящем в каком-нибудь пункте земли, буквально, с быстротой магнии2), распространяется по всему миру и через какие нибудь два—три часа после самого события в противоположных точках земли читают о нем в газетах.

Кроме газетных сообщений, по радио передаются все правительственные циркуляры, распоряжения, приказы и целый ряд других, не менее важных, сообщений, играющих очень большую роль в жизни человечества. К числу таких сообщений относятся сигналы времени и бюллетени погоды, т. н. метеорологические сводки.

Ежедневно, в определенные часы, крупнейшие радиостанции мира передают сигналы точного времени для поверки часов. Сигналы эти передаются особыми автоматическими приборами, непосредственно соединенными с астрономическими обсерваториями. Они особенно важны для кораблей, находящихся в открытом море, так как, только зная правильное время, корабль может точно определить свое местоположение.

Радио-маяк.

Приборами радиотелеграфа и радиотелефона в настоящее время снабжаются все пассажирские пароходы. И, что показалось бы совершенно удивительным несколько лет тому назад, на больших пароходах во время плавания издаются газеты, содержащие сведения, получаемые по радио, и, по своей осведомленности, ничуть не уступающие лучшим издающимся на суше газетам. Пассажир, находясь среди океана, может послать депешу в любой пункт земного шара и в самый короткий промежуток времени получить ответ. Применение на судах радиотелефона еще более облегчило эту возможность, и теперь пассажир парохода, находящегося среди океана, может просто «поговорить» со своими близкими и знакомыми, находящимися за тысячи километров на берегу, почти так же просто, как мы привыкли уже говорить по проволочному телефону. Достигается это тем, что передача по радиотелефону включается в передачу по проволочному телефону и поэтому пассажир, находясь среди океана, может связаться с любым абонентом проволочного телефона, находящегося в пункте, который может быть связан телефоном с сухопутной радиостанцией.

Учебный полет летной школы в Сан-Диего. Все распоряжения — по радио.

То же самое осуществляется и на воздушных судах. На особенно оживленных линиях воздушных путей сообщения пассажирские самолеты снабжены радиотелефонами. Так, на линии Париж—Лондон в плату, взимаемую с пассажиров, уже включается плата за один радиотелефонный разговор. Пассажир с летящего аэроплана может говорить с любым абонентом проволочного телефона в Англии или Франции.

Неизмеримо возрастает значение службы радиотелеграфа во время крушения или аварии судна. Всем морякам известен сигнал бедствия «SOS», передаваемый по радио в минуту смертельной опасности. По этому сигналу все услышавшие его суда обязаны спешить на помощь погибающему, и немалое число человеческих жизней спасено, благодаря радио. Особенно замечательна в этом отношении гибель громадного пассажирского парохода «Титаник», в 1912 г. наткнувшегося на плавучую льдину в Атлантическом океане. Катастрофа произошла ночью во время чрезвычайно густого тумана и количество жертв было бы громадно, если бы не самоотверженная работа радиотелеграфиста Джона Бернса. своими сигналами о помощи призвавшего к месту крушения целую флотилию судов. Бернс погиб на своем посту, продолжая вызывать помощь даже тогда, когда весь корпус судна погрузился и над поверхностью были видны только мачты.

Радио-станция полевого типа. Источником энергии служит передача велосипеда.

Но этим не ограничивается служба радио на морских и воздушных путях. Помощью специально приспособленных приемных радиостанций можно определять местоположение слышимых радиостанций. Такие приспособленные радиостанции называются пеленгаторными. Сущность их такова: Как всем известно, для передачи и приема радиотелеграфных сообщений пользуются воздушной сетью, состоящей из одного или нескольких проводов. При этом отмечено, что передающая радиостанция слышна лучше всего тогда, когда воздушная сеть приемной радиостанции протянута прямо по направлению к передающей. Этим свойством воспользовались при постройке пеленгаторных радиостанций. Простейший вид пеленгаторной радиостанции состоит из нескольких воздушных проводов, протянутых из одного центра по разным направлениям. Приемник может быть включен в каждую пару расположенных в противоположных направлениях проводов и, таким образом, поочередно включая приемник в различные пары воздушных проводов, находят ту пару, при включении которой слышимость самая лучшая. Это показывает, что слышимая радиостанция находится в том направлении, в котором протянуты те воздушные провода, при включении которых передающая радиостанция слышна громче всего.

Но одна пеленгаторная радиостанция показывает только направление к слышимой радиостанции, а не то место, в котором она находится. Для того, чтобы определить местонахождение радиостанции, приходится ставить две пеленгаторные радиостанции на некотором расстоянии одна от другой. Каждая из этих радиостанций дает направление к слышимой радиостанции, местоположение которой определяется точкой пересечения этих двух направлений.

Установка радиотелеграфа на подводной лодке.

Пеленгаторные радиостанции самым широким образом используются на морских и воздушных путях. Они устанавливаются в различных пунктах морского побережья и по пути, пролетаемому воздушными судами. В бурную погоду, или туман, когда корабль или воздушное судно теряет возможность ориентироваться, они помощью своих радиостанций запрашивают о своем местоположении. Пеленгаторные радиостанции определяют его и сообщают судну. На многих морских берегах служба эта настолько хорошо поставлена, что, обычно, не приходит двух—трех минут после того, как судно запросило о своем местоположении и оно получает точный и определенный ответ.

Основным свойством радиопередачи является то, что передаваемые сигналы распространяются во все стороны. Но в самое последнее время удалось придумать такую систему радиостанции, при которой излучаемые волны могут быть направлены в виде пучка, совершенно подобному световому, в любом направлении. Это изобретение использовано в виде так называемых радио-маяков, заменяющих, устанавливаемые при входах в порты, световые маяки. Пучек, излучаемых радио-маяком волн, воспринимается, конечно, не глазом, а установленным на судне радиоприемником. Преимущества радио-маяка перед световым очень велики. Главные из них: дальность действия, независимость от тумана и непрерывная работа и днем и ночью.

Источник энергии аэропланных радиостанций. Пропеллер вращается от сопротивления воздуха при полете.

Чрезвычайно ценные услуги оказывает радиотелеграф военному делу. Здесь следует отметить, что применение радиотелеграфа в армии в сильнейшей степени способствовало его развитию и усовершенствованию.

В настоящее время имеются образцы военных радиостанций, переносимых одним или двумя солдатами. Все главные части радиостанции помещаются в солдатском ранце и один солдат переносит их на своей спине. Общий вес радиостанции меньше одного пуда.

Совершенно другая сторона военного дела также нашла в радио-телеграфе полезное орудие, использовав его в целях получения сведения о неприятеле. В основу этого применения легло свойство радиотелеграфной передачи быть слышимой везде в пределах дальности действия работающей радиостанции. Это создает возможность подслушивания неприятельских распоряжений. Кроме подслушивания, могущего нередко дать весьма ценные сведения, для получения сведений о неприятеле еще пользуются пеленгаторными радиостанциями, при помощи которых определяют местоположение слышимых радиостанций противника. По этому местонахождению можно судить о расположении неприятельских частей и их передвижениях, что иногда дает возможность предугадать и планы противника. Поэтому, для того, чтобы не дать противнику возможности извлекать помощью захвата сообщений и пеленгования полезных для него сведений, радиостанции принимают особые меры предосторожности и передают все секретные сообщения в зашифрованном виде, т.-е. заранее установленными сигналами.

Такова в общих чертах служба радиотелеграфа. Мы видим, что за немногие годы радиотелеграф с необычайной быстротой достиг очень широкого развития и из диковинки сделался необходимым орудием и важным фактором в современной жизни человечества.

Схема комбинированной проволочной и безпроволочной связи между аэропланом, землей и кораблем.

1) На этом свойстве основано и самое название «радиотелеграф». Многие думают, что в радиотелеграфе какую-либо роль играет вещество «радий». На самом деле радия в радиотелеграфе нет, слово же радиотелеграф происходит от слова «радиус», это обозначает, что передача происходит по радиусам, т. е. из центра во всех направлениях. (стр. 21)

2) Так в тексте статьи. Возможно, имелась в виду "молния", а не "магний", и фраза должна выглядеть так: "известия о всяком крупном событии, происходящем в каком-нибудь пункте земли, буквально, с быстротой молнии". (примечание составителя). (стр. 21)