СМЕНА, №7, 1924 год. ЛЕНИН НА ПЕРВОМАЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ.

"Смена", №7, апрель 1924 год, стр. 13

ЛЕНИН НА ПЕРВОМАЙСКОМ ПРАЗДНИКЕ.

ВОСПОМИНАНИЯ Ф. РАСКОЛЬНИКОВА.

(В номере нет стр. 14-15, поэтому окончание статьи, возможно, отсутствует)

В 1917 ГОДУ наша партия решила праздновать день международной солидарности трудящихся одновременно с рабочими всего мира. Поэтому, первомайские митинги и демонстрации были приурочены к 18 апреля, что по новому стилю соответствовало первому мая.

Социал-соглашатели категорически отказались присоединиться к нашему решению и свои первомайские торжества назначили по календарю старого стиля. Таким образом, нашей партии, оставшейся в одиночестве и, тем не менее, твердо решившей провести праздник труда отдельно от всех остальных политических группировок, впервые за все время революции предстояло продемонстрировать стоящие за ней силы.

И нужно отдать справедливость — партии большевиков удалось вывести на улицу под своими знаменами многотысячные массы рабочих и солдат, симпатизировавших ее политическим лозунгам и ее революционной тактике.

Благодаря своим крепким связям с районами и полками Ленинградского гарнизона, партии удалось блестяще подготовить и организовать первомайское шествие. Центром демонстрации было выбрано Марсово поле. Именно сюда с разных концов города, с отдаленных окраин стекались огромные толпы выступавших с нашими плакатами демонстрантов.

На огромных красных плакатах заметно выделялись надписи: "Долой войну", "Да здравствует международная революция" и т. д.

Уже с утра я был на площади. Стоял прекрасный солнечный день. Посредине Марсова поля возвышались вместительные грузовые автомобили, битком наполненные нашей публикой. Над одним грузовиком развевалось знамя Цека, на другом — молодые рабочие высоко держали знамя Пека.

Эти грузовики служили импровизированными передвижными трибунами, откуда ораторы нашей партии произносили свои речи.

Вокруг каждого грузового автомобиля тесным кольцом смыкалась толпа рабочих и солдат. Речи произносились одновременно с нескольких трибун. Вдруг с одного из грузовиков раздался громкий и отчетливый голос: "Слово имеет член Центрального Комитета товарищ Ленин".

Тотчас вся толпа, окружавшая соседние машины, хлынула к тому грузовику, где уже показался Владимир Ильич. Речь тов. Ленина была сравнительно коротка, но в ней он успел коснуться всех боевых вопросов того момента. Выяснив свое отношение к империалистической бойне, он развил идею международной солидарности трудящихся, остановился на критике временного правительства и отсюда перешел к раз'яснению лозунга о переходе власти в руки советов. Закончил он свою речь громким возгласом: "Да здравствует международная социалистическая революция".

Рабоче-солдатская аудитория слушала своего вождя с затаенным вниманием. Путем напряжения своего голоса Ильичу удалось стать слышным повсюду. Мне впервые приходилось видеть тов. Ленина на широком массовом собрании, да еще на открытом воздухе. Должен сказать, что только тут, я, как следует, понял все обаяние Ильича, как оратора-массовика. Он говорил необычайно популярно, выбирая самые простые слова, но его речь сама собой укладывалась в красивые и правильные, совершенно законченные литературные периоды.

Речь Владимира Ильича, произвела на всех слушателей сильнейшее впечатление своей неотразимой убедительностью. Она была встречена бурей рукоплесканий.

Кроме Ильича, с трибуны Цека говорили т. т. Григорий Евсеевич Зиновьев и Лев Борисович Каменев. С одной из трибун пришлось выступить и мне.

Передав привет питерцам от имени революционных кронштадтцев, я свою речь заострил на восхвалении Ильича. В виду той травли, которая еще не затихла в связи с легендой о "пломбированном" вагоне, мне представлялось очень важным изложение основной биографической канвы нашего партийного вождя и оценки его выдающейся политической роли в революционном движении вчерашнего и сегодняшнего дня.

Аудитория выслушивала все наши речи с полным вниманием.

Затем, по окончании митинга, рабочие и солдаты стройными рядами со своими знаменами разошлись по районам. Это был первый рабочий парад, организованный нашей партией. В радостном настроении мы возвращались домой. Демонстрация 18 апреля впервые наглядно показала, что в Ленинграде наша партия имеет за собой крупные силы. Это придало партии уверенность в ее действиях и соответственным образом отразилось на ее тактике. Через несколько дней произошли известные апрельские события 1), где партия в полной мере использовала успех первомайской демонстрации.


1) 3 мая по новому стилю крупные волнения и демонстрации в Ленинграде, но в связи с захватнической нотой Временного Правительства 1 мая. (стр. 13.)