Социал-демократические, большевистские и меньшевистские газеты с 1905 по 1913 годы. Внизу — листовка большевистской организации и ручной печатный станок из подпольной типографии, на котором печатались подобные прокламации.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ тому назад на страницах "Правды" (тогда газета называлась "Путь Правды") появилось воззвание редакции, предлагавшей рабочим день основания газеты отпраздновать устройством "дня рабочей печати". Эта идея была очень живо воспринята рабочими массами. Меньшевики сначала растерялись и не знали, как реагировать на предложение "Правды", но вскоре ликвидаторская "Рабочая газета" лицемерно примазалась к этой идее и повела на своих страницах агитацию за проведение дня рабочей печати сообща, — и большевистской "Правдой" и меньшевистско-ликвидаторской газетой. Уже по этому одному орган большевиков не мог рассматривать день печати иначе, как широкую кампанию пропаганды идей революционной борьбы рабочего класса и против царского самодержавия и против разлагающего влияния ликвидаторства. 1). В своем воззвании о дне печати редакция "Пути Правды" писала:
"В этот день рабочие массы скажут, кому они сочувствуют: марксистам или ликвидаторам. День рабочей печати должен быть днем выбора своей линии днем торжеств марксизма против ликвидаторства".
День печати прошел в Ленинграде чрезвычайно оживленно. Он дал редакции "Правды" большое денежное подспорье — 20.000 руб. Для рабочей газеты, продававшейся по очень дешевой цене, совсем не имевшей об'явлений, и обессиленной бесконечными штрафами и гонениями царской полиции, была ценна каждая поддержка, которую оказывали ей рабочие. Но еще более дорога была ей эта поддержка со стороны русских пролетариев потому, что она являла собой любовь рабочего класса к своей газете и большевистской партии. День печати в 1914 году был бурной демонстрацией этих симпатий рабочих масс к большевикам и ненависти к ликвидаторам. Приток средств в "железный фонд" "Правды" в день печати позволил редакции даже начать подумывать о собственной типографии. Но удача дня печати, взволновали царскую полицию.
Успех "Правды" был вызван общим ростом революционного под'ема среди рабочих масс. В 1914 году Правительство Николая Романова не могло не видеть той роли, которую играла в этом движении "Правда". Газета выступала среди рабочих масс в качестве мощного организатора движения против царского самовластия. Каждый агент по распространению "Правды", каждый рабочий — подписчик газеты, каждый ее читатель был в то же время проводником правдистских идей и организатором рабочего класса вокруг лозунгов большевизма. Поэтому царское правительство и вело такую отчаяную борьбу против газеты, обрушиваясь не нее бесчисленными репресиями — конфискациями, арестами и судебными преследованиями. А когда оно убедилось, что полицейские гонения не достигают цели, что редакция умудряется при поддержке рабочих распространять те номера газет, которые подлежали запрещению, что тираж "Правды" продолжает быстро расти и делается крупным революционизирующим фактором, — царское правительство решило газету закрыть совсем.
Этот шаг полиции был сделан, однако, слишком поздно. Рабочие массы Ленинграда и других промышленных центров уже были готовы к новым боям с самодержавием, и бои уже начинались на улицах столицы, где рабочие стали спешно сооружать баррикады. Вновь поднимающаяся волна революции, несомненно, захлеснула бы монархический строй, свергла бы деспотический режим 3-июньской монархии и поставила бы русских пролетариев лицом к лицу перед буржуазией. Но разразившаяся империалистическая бойня сорвала революцию, и возможность возрождения пролетарской печати была отсрочена до 1917 года.
Но первые же дни победившей революции снова раздались могучие призывы старой "Правды", выступившей на борьбу против международной войны и за свержение буржуазии. В борьбе против капитализма и его приказчиков — меньшевиков и эссеров — "Правда" была не одинока. По всему лицу России появились большевистские газеты, которые беспощадно разоблачали предательскую сущность керенщины и подготовляли переход власти к рабочему классу.
Октябрьская революция отобрала у буржуазии типографии, запасы бумаги и все усовершенствованные средства печатания газет. Рабочая печать стала единственной и безраздельно господствующей в нашем советском государстве. Она навсегда покончила с буржуазным обманом и надувательством рабочего класса.
В годы гражданской войны наша печать достигла огромного развития.
Появились не только уездные но и волостные и отдельные заводские газеты. Количество газет, распространявшихся на заводах и деревнях доходило до трех миллионов ежедневно. И это несмотря на недостатки бумаги. Газеты стали достоянием исключительно рабочих и крестьян.
Трудящиеся массы стали не только читать газеты, но и писать. Сейчас уже выделился большой кадр рабочих, связавшихся с редакциями и корреспондирующих в газеты. Ныне поднимается и в деревне слой сельских корреспондентов. Число рабочих и сельских корреспондентов с каждым днем возрастает.
Растет и количество газет. В 1921 г. начался было процесс упадка нашей печати в связи с переходом к новой экономической политике. Число газет и их тиражи быстро сокращались, и в августе 1922 года достигли небывало малой цифры: газет 280, тираж 960.000 экз. Но в последующие месяцы рост газет и их читателей начинает снова быстро подниматься и в настоящее время к 10-летию дня печати достигли довоенных размеров. Общее число газет, выпускаемых и распространяющихся в один день, составляет 2.500.000 экз. На заводах и фабриках приходится одна газета на пять рабочих. В этом году, можно рассчитывать, удастся повысить тираж всех газет до пяти миллионов, то-есть тираж будет удвоен.
Как-же можно будет добиться такого большого тиража газет? В первую очередь, разумеется, за счет крестьянского читателя. Из двух с половиной миллионов газет в деревню идет не больше полумиллиона. Такое ничтожное количество газет в деревне не в состоянии бороться с темнотой, поповщиной, провокацией и разными дикими слухами. Без газеты невозможно создать крепкого союза между рабочим классом и крестьянством. Без газеты в деревне невозможно привлечь крестьянство к участию в строительстве советского государства. На сто миллионов крестьянского населения пятьсот тысяч газет — это капля в море. Крестьянину надо дать дешевую, понятную, пишущую о его нуждах и интересах газету. Уже имеются такие газеты. Следовательно, уже в этом году необходимо добиться, чтобы одна газета в деревне приходилась на 50 жителей. Этого достигнуть можно.
В новый год наша печать (советско-партийная печать свой год исчисляет с 5-го мая) вступает с лозунгом борьбы за крестьянского читателя и дальнейшего распространения печати среди рабочих. Довести тираж всех газет до пяти миллионов — вот задача, которую должны поддерживать и проводить все сознательные рабочие и крестьяне, а рабочая молодежь в первую голову.
"Правда" в 1913 году и после февральской революции с различными заголовками вследствие преследований. Вверху — один из последних номеров "Правды". Внизу — ротационная машина для печатания большой газеты (100.000 экз. в час)
1) Меньшевики тогда совершенно отказались от нелегальной революционной работы. Они согласились работать в рамках закона самодержавия, разрушая тем самым дело рабочей революции. Вот почему их называют ликвидаторами. (стр. 20.)