ФАШИСТСКИЙ режим Муссолини тяжелее взрослых рабочих чувствует рабочая молодежь. В Италии, где фашизм обострил диктатуру буржуазии, рабочая молодежь не только понесла наибольшее количество жертв, павших в вооруженной борьбе с фашистами, но значительно ухудшились и ее политические и экономические условия. По официальным статистическим данным Инспекции Труда, в среднем на один миллион предложения труда, свыше 400.000 приходится на рабочую молодежь обоего пола. На молодежь же деревенскую падает вдвое больший процент, так как для последних не существует уже никаких договорных гарантий, устанавливающих право на труд. Все гарантии охраны труда рабочих, а следовательно, и рабочей молодежи, уничтожены разгромом классовых организаций. С отменой восьмичасового рабочего дня заработная плата рабочих и крестьянских подростков подвергалась снижению еще гораздо большему, чем заработная плата взрослых. В настоящее время оплата труда рабочей молодежи, приблизительно, на две пятых ниже существовавшей в 1920 году. Наконец, и ужасающее увеличение безработицы падает в особенности на молодое рабочее поколение.
Кроме этого экономического гнета, пролетарской молодежи Италии приходится также нести на себе и всю тяжесть политической реакции. Она смелее всего вела себя в вооруженной обороне рабочего класса против одолевающего фашизма и вполне естественно, что последний, восторжествовав, обрушил на нее самые жестокие удары своей мести. Когда же острый период гражданской войны кончился, вооруженные отряды чернорубашечников уступили свою роль гонителей судьям трибуналов. Молодой рабочий, больше боится потерять свободу в мрачных буржуазных тюрьмах, чем жизнь в вооруженной борьбе. Вооруженным бандам Муссилиии никогда бы не сломить сопротивления рабочих масс, если бы лучшие борцы не были выведены из строя путем массовых арестов, произведенных полицией и санкционированных судебными властями. Бывший всегда авангардом борьбы итальянский коммунистический союз молодежи видел, как гибло бесчисленное количество его лучших членов.
Пример этому мы имеем как раз в последние дни в большом политическом процессе, который начался 18 мая и ведется во флорентийском суде присяжных, против 138 рабочих города Эмполи. Они обвиняются в том, что во время всеобщей забастовки в марте 1921 года убили десять моряков и ранили большое число карабинеров 1). Вся буржуазная печать, все правительственные органы, все враги пролетариата стремятся представить этот эпизод из классовой войны как следствие проявления обвиняемыми жестокого зверства. На самом деле этот процесс не что иное, как акт мести буржуазии кучке героев рабочих, осмелившихся в один прекрасный день оказать сопротивление надвинувшейся реакции. 29-го февраля 1921 года фашисты убили во Флоренции секретаря союза железнодорожников т. Спартака Лаваньини, вождя коммунистического движения Тосканской области, захватив его за работой в бюро. Рабочие немедленно об'явили всеобщую забастовку и, взявшись за оружие, приготовились к отмщению за смерть своего вождя. Правительство, в согласии с фашистами, решает, во что бы то ни стало, сломить движение. Тосканская область об'является на осадном положении. Чтобы пустить в ход железную дорогу, остановленную забастовкой, из Флоренции отправили на двух дрезинах 45 морских стрелков, переодетых в штатское платье.
ВВЕРХУ: Луиджи Пелагатти, 20 лет, железнодорожник (слева) и Ломбарди Натали, 19 лет, кожевник (справа).
ВНИЗУ (слева на право); Анджиоли Пиладе, 18 лет, Пьетро Маэстрелли, 18 лет, и Дино Корти, 18 лет, металлист. |
В местностях, лежавших на их пути, они были приняты за фашистов, посланных на подкрепление, и по прибытии в Эмполи (большое промышленное местечко неподалеку от Флоренции) на них напали с оружием.
Прежде, чем недоразумение было выяснено и возбужденная масса убедилась, что имеет дело не с фашистами, а с моряками, десять человек из последних были убиты. Совершенно подавленное через несколько дней движение стало поводом для мести. И, как естественно было ожидать, на эмпольский эпизод жадно накинулась буржуазия. С самого же начала было арестовано больше тысячи рабочих. 400 человек из них держали около двух лет в тюрьме и, наконец, 138 предстали в настоящее время перед судом присяжных во Флоренции.
Это — в огромном большинстве самая юная молодежь, виновность которой заключается, главным образом, в том, что они в момент события числились в рядах коммунистической молодежи, составлявшей часть организации "Красной гвардии". Среди самых молодых обвиняемых находится юная работница т. Луиза Мирангели, которой не было еще 14 лет, когда ее арестовали, и которой едва минуло 17 к началу процесса. Никто из обвиняемых не отрицал на допросах своей принадлежности к коммунистическому союзу молодежи, и каждый раз, как они по требованию судей провозглашали свои политические убеждения, толпа фашистов, систематически посещавших процесс, с угрожающими криками бросалась на решетку, за которой находились закованные пролетарские герои. Нам приятно напомнить здесь имена некоторых из тех, фотографии которых мы можем воспроизвести: Ломбарди Натали, рабочий-кожевник Альфредо Абати — текстильщик, Дино Корти — металлист, Дино Магадзини — рабочий—кожевник, Магерини Отелло — сапожник, Луиджи Пелагатти — железнодорожник, Пьетро Маэстрелли, Капони Дино. Мы хотели бы напомнить рабочей молодежи СССР еще имена других сотен, принужденных в стране фашизма присутствовать при комедии, путем которой итальянская буржуазия стремится упрятать их на десятки лет на каторгу, устраняя из борьбы за освобождение пролетариата. Но и по немногим названным именам мы можем получить хорошее представление об армии Итальянской рабочей и крестьянской молодежи.
Она теперь занята подготовкой своих сил к решительным боям, которые раскроют перед всеми героическими жертвами двери тюрем.
1) Итальянские полицейские. (стр. 14.)