РУЛЬ ВЫСОТЫ делается так же, как элероны; его правая и левая половины сидят на одном лонжероне, к которому крепятся петли и рычаги. Он является продолжением стабилизатора, т. е. неподвижной поверхности, служащей для продольной устойчивости (см. черт. 1 и 2).
Руль глубины и стабилизатор имеют общую дужку, но в отличие от крыльев эта дужка симметричная и выпуклая с той и с другой стороны, исполняется также из фанеры и реек.
Руль поворотов (черт. 3) имеет основной лонжерон, прикрепленный шарнирно к неподвижной стойке, идущей от конца фюзеляжа. По сравнению с самолетом рули планера являются чрезвычайно большими, примерно раза в два больше, что необходимо для хорошей управляемости планера.
(чертеж 10): Образец устройства киля и руля поворотов. Слева вверху — (ВВ) — сечение верхнего ребра киля; внизу — (ДД) — сечение, показывающее детали соединения киля и плоскости руля.
Крылья, корпус и рули планера обшиваются полотном, возможно тонким и прочным. При покрытии необходимо туго натягивать полотно и тщательно зашивать его по концам. Для большей надежности полотно пришивают медными гвоздиками. По выполнении обшивки вся поверхность планера покрывается лаком под названием "эмалит", который предохраняет крылья от сырости и полотно от набухания в дождливую погоду.
ОНО ВИДНО из черт. 12 и состоит из центрального шарнира Гука, управляющего при посредстве одного стержня "гошисмана", движениями руля глубины и элеронов. Все устройство отличается простотой. Перемещая ручку (стержень), на себя, летчик ставит планер на под'ем; двигая ее от себя, он переводит планер на спуск, помещая ручку вертикально (в нейтральном положении), он сообщает горизонтальное направление полету. При отклонении стержня вправо, планер делает правый крен, так же и при действии в противоположную сторону. Для движения элеронов проводится проволока непосредственно от ручки через ролики к рычагам элеронов. Предпочитают проволоку помещать внутри крыла, хотя на схеме проводка ее идет через подкос.
Для движения руля высоты устраивается горизонтальный брус со стременами, от которых идет проволока к рычагам руля глубины. Проволока перекрещивается. т.-е. от верхнего конца стремени ее направляют к нижней части рычага глубины, а от нижнего конца стремени к верхнему концу рычага. Таким образом, к рулю высоты идут четыре проволоки ипи троса диаметром в полтора миллиметра; необходимо строго следить за правильной постановкой их, иначе руль будет действовать в обратную сторину. То же условие строго должно быть соблюдено в отношении элеронов: при левом крене левый элерон должен быть поднят, а правый опущен вниз в нейтральном положении. Для поворотов планера имеется боковой вертикальный руль, называемый рулем поворотов (черт. 11). Его движения сообщаются ножной педалью в виде перекладины, укрепленной в середине на шарнире. Нажимая правой ногой, летчик поворачивает планер направо; при нажатии левой ноги планер поворачивается налево. Таким образом, при устройстве рулевого управления осуществляются обычные движения, к которым мы привыкли в повседневном быту.
(черт. 12): Схема действия рулей. а — ножная педаль руля поворота; b — ручка управления рулем высоты (гошисман) и элеронов f, с — стержень передачи к стремени d, управляющему элеронами; N — подкос верхней плоскости; ее — тандеры; ММ — ролики, по которым идут тросы управления ll. (увеличенное изображение)
При планирующем полете приходится иметь движения лишь руля глубины, при нейтральном положении руля поворота, если нет бокового ветра. В момент парения движения комбинируются, например, при поворотах принимают участие элероны и рули глубины.
В целом, планер представляет точную копию самолета. Легкость изготовления и простота конструкции делают его весьма доступным для массового воздушного спорта. Воспитательное значение планера для подготовки специалистов воздушного флота, как мотористов и летчиков, весьма велико. Для молодежи — увлекательный спорт. Для техника-конструктора — самый правильный путь к осуществлению маломощного самолета, так наз. воздушной мотоциклетки.