СМЕНА, №8, 1924 год. КАК САМИМ ПОСТРОИТЬ ПЛАНЕР.

"Смена", №8, май 1924 год, стр. 21-24

КАК САМИМ ПОСТРОИТЬ ПЛАНЕР

(ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ПЛАНЕРНЫХ КРУЖКОВ).

Статья ИГРАДО в переработке "Смены", чертежи по проекту С. АНТОНОВА.

СОБРАЛИСЬ ребята из ячейки РКСМ при главных мастерских Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Николаев, шустрый парнишка, политпросвет ячейки, — читал об'явление о журнале "Смена" в газете "Правда". К концу прочел: Журнал "Смена" организует кружки "безмоторного полета".

— Это что за кружки полета?

Знал я, что этот вопрос зададут мне. Для этой цели и предложил им читать об'явление о журнале "Смена". Твердо знал, что заковыка случится на месте, где написано о кружках "Парящего полета".

— Вопрос, ребята, очень серьезный. Редакция "Смены" на страницах своего журнала будет призывать рабочую молодежь самим устраивать безмоторные самолеты, — и летать на них.

Решительно перебил меня Николаев.

— Ну, и чудаки же советские, скажу прямо! Легко сказать — "призывать". Так-то того гляди, редакция "Смены" "призовет" строить небоскребы.

С трудом удалось остановить поток смеха и шуток.

— Ну, так вот, рябята, бессмысленного в этих намерениях редакции "Смены" ничего нет. Для того, чтобы построить безмоторный самолет, или, иначе говоря, планер, можно затратить сумму в 10 червонцев, — а самое большее 50 червонцев, — это в зависимости от типа планера.

Посмотрели ребята на Николаева. "Что, дескать, скажешь, после этого!". Не успел я продолжать, как он же снова сорвался с места:

— Во-первых, об'ясни, что это за планер, откуда взялся, — а, во-вторых, заранее скажу, — что если так дешево и стоит постройка планера, то уж, наверное, инструменты такие диковинные да заморские, — что только держись.

— Что это за планер, — откуда "сорвался", — это мы еще об'ясним. А пока скажу, что для постройки планера не требуется какого-либо особого оборудования: достаточно светлое помещение, отапливаемое зимой, размером 10—20 кв. метров. Инструменты самые простые: столярная пила, рубанок, стамеска, ножовка, лобзик и тонкая пила, — вот фактически основной перечень всего инструментального набора "планерной" мастерской.

А теперь перейду к вопросу о самом "планере". Я уже говорил, что это есть тот же самолет, но без мотора.

Научиться летать так же плавно и просто, как птицы — эту задачу, ребята, ставили себе люди с давних времен.

И только лишь тридцать лет тому назад немецкий ученый Отто Лилиенталь делает опыты полетов на планере, который управлялся движением тела летчика и его ног. На этом приборе, имеющем крылья, как у летучей мыши, — Лилиенталь совершал скользящие ("планирующие") полеты с гор. Более двух тысяч полетов совершил Лилиенталь, — без всякого мотора. Так опыты немецкого ученого доказали, что при научной разработке вопрос о "планере" имеет большое будущее. Старая мечта многих человеческих умов научиться летать как птицы, — не так уж чудовищна-фантастична. Но надо вам сказать, ребята, что "планеризм" достиг особенно больших успехов за последние три—четыре года в Германии. При чем, как всегда бывает, каждое научное усовершенствование коренится в условиях материальной жизни.

ВВЕРХУ: заграничные планеры: планер «Вампир», (слево, рис. 1), имеющий вместо колес футбольные мячи, и планер «Штрольх» (справа, рис. 2), взявший рекорд дальности маршрутного полета в 1923 г.
В СЕРЕДИНЕ (рис. 3): русский планер «Коршун».

Вы знаете, что Германия, побежденная в империалистической войне, — должна была пойти на тяжелые условия Версальского договора. Один из пунктов этого договора гласит, что Германии запрещается иметь моторные самолеты. Страну развитой техники, высокой культуры, — Германию, — Версальским договором обязали повернуть вспять эдак... лет на двести. Отказаться от того, чтоб побеждать воздушные стихии. Но результат получился обратный: скованные тяжелыми обручами Версальского договора, немецкие авиосилы решили начать летать... без мотора. Да не то, что решили: других выходов найти нельзя было. Причем громадную роль тут сыграла предприимчивость и энергия немецкой спортивной молодежи (не только буржуазной, — но и в значительной степени пролетарской).

Опыты немцев в эти годы показали всему миру, что можно не только совершить прямые спуски с гор, но и часами "парить", как это делают птицы, неподвижно распластав свои крылья. И если в 1921 году немецкий планерист Гарт при порывистом ветре держался в воздухе около 22-х минут, то в следующем году при состязании в Роне летчик Генцен летал на планере "Вампир" Гонноверского кружка в течение 3 ч. 10 м.

Опыты немцев заинтересовали весь мир. Англичане и французы устраивают свои планерные состязания и последним удается продержаться без спуска 8 ч. 36 м. и подняться на высоту 600 метр. 1).

Кроме этого, оказались возможными полеты с пассажиром; англичанин Оллей на планере Фоккера с пассажиром продержался 49 минут. Самые полеты носят нередко характер длительного перелета на большие расстояния по заранее выбранному маршруту 2).

Вот, ребята, важнейшие достижения планеризма за последние 3 года. Вы теперь в праве спросить, — а почему же летает планер?

Придется, ребята, об этом еще много говорить, — ибо Редакция "Смены" имеет намерение у вас организовать планерный кружок для постройки общими силами планера.

НИЖЕ (рис. 4): схема действия встречного воздуха на воздушный змей.
ВНИЗУ (рис. 5): планер системы Ильюшина, построенный рабочим планерным кружком «Мостяжарт».

А пока, значит, пару общих раз'яснений о планере.

Движется он исключительно благодаря своему весу — силе тяжести; под'емная сила его создается благодаря ветра, набегающего с определенной скоростью на его крылья, так же, как и в случае змея (рис. 4). Сходство со змеем особенно велико в начале полета, потому что планер запускается так же: команда, из четырех или пяти человек, тянет его за веревку, сбегая против ветра вниз с горы. Оторвавшись от земли, летчик дергает спусковой механизм, чем освобождает канат, — и, действуя далее такими же рулями, как на самолете, отправляется в воздушное путешествие.

Следует различать с самого начала чистое планирование, т.-е. полет безмоторного прибора, со снижением или спуском с какой либо возвышенности по прямой линии, а затем парение на месте. Последнее может протекать в различных условиях: или в горной холмистой местности, или на ровном месте при сильном порывистом ветре. В первом случае образуется восходящий поток, так как ветер, встречая препятствия, будет обтекать возвышенность. Птицы или планер, находящиеся в таком потоке, могут подыматься без всякой затраты своих усилий. В равнинных странах птицы "парители", как коршун, ястреб и др., пользуются тем, что по-ученому называется "термическими потоками", т.-е. потоками воздуха, получившимися благодаря нагреванию земной поверхности: здесь воздух идет вверх, как бы в виде столба дыма, птицы улавливают его нервами своих крыльев и используют в нужном направлении.

Теперь несколько слов о том, как развивалось дело безмоторного летания у нас, в России 3).

С первыми же сведениями об успехах заграничного планеризма в 1921 г. в Москве при Военно-Научной Редакции Воздушного флота военный летчик И. А. Валентэй организует планерный кружок под названием "Парящий Полет". Лишь только в 1922 году председателю кружка, летчику К. К. Арсцеулову, удается построить первый планер его системы при непосредственном участии рабочей и учащейся молодежи, об'единившейся в кружке. Летом 1923 г. планер был испытан на Ходынке тягой его на буксире от автомобиля, при чем сам Арсцеулов совершил несколько удачных взлетов и спусков, заснятых кино-аппаратом.

В октябре О.Д.В.Ф. СССР организует первое Всесоюзное состязание в Крыму, близ города Феодосии. В испытаниях, имевших целью выяснить лучшие русские конструкции планеров, приняло участие 9 планеров, из коих шесть были построены Обществом Планеристов "Парящий Полет" и остальные — слушателями Академии Воздушного Флота. Наспех организованные испытания, однако, превзошли своим результатом самые смелые ожидания. 18-го ноября 1923 года был поставлен всесоюзный рекорд продолжительности полета, на планере Арсцеулова красвоенлетчик Юнгмейстер продержался над холмами 1 час 2 минуты, сделав за это время более 28-ми петель, при чем он кругами парил над обрывами вблизи деревни Султановка, где оказалось довольно мощное восходящее течение. Из остальных планеров удачно летал "Буревестник" системы Невдачина; планер Голицынского кружка (Отд. "Парящего Полета") системы Толстых совершил несколько взлетов с пассажиром. Из рабочих планерных кружков участие в состязании приняла лишь организация московского завода тяжелой артиллерии (Мостяжарт), выстроившая оригинальный планер системы Ильюшина (рис. 5). Остальные рабочие кружки, как Богородских фабрик, Наро-Фоминска, Подольска, не успели достроить свои конструкции к началу испытания, тем не менее их представители были на испытании.

Члены Ново-Богородского планерного кружка за сборкой крыла (Рис. 6) балансирного планера.

Из этого всего вы, ребята, видите как мощно развивается планерное дело и у нас, в Советской России, но что вас больше всего удивит, ребята, так это мое сообщение о том, что во главе пионеров планерного спорта, приступивших к постройке безмоторных самолетов — станет рабочая молодежь подмосковных фабричных районов.

Ее трудами уже осуществлены первые конструкции планеров. Вам, которые, быть может, ознакомившись с моими сообщениями, — возьмутся за организацию планерного кружка, — необходимо знать об этих первых пионерах русского планеризма.

Вот некоторые из них:

1) Ново-Богородский планерный кружок имеет тридцать пять членов РКСМ, возник в июле 1923 года, был организован красвоенлетом И. Н. Виноградовым. Чертежи и конструкции обычного планера-биплана разработаны инж. Ц.А.Г.И. Ушаковым. Второй планер, строящийся кружком — балансирного типа — разработан Антоновым, — предполагается для учебных целей (рис. 6 и 8). На приложенных фотографиях можно видеть различные моменты сборки планеров членами кружка.

2) Подольский кружок, при паро-ремонтном заводе, возник в марте 1923 года при центральном рабочем клубе. Кружок кончает постройку планера-моноплана типа Штуттгарт, с двумя подкосами, под руководством И. Виноградова. Кружок состоит из членов РКСМ и учащейся молодежи В.Т.У.; во всех своих начинаниях он встретил и моральную и денежную поддержку от местного клуба. На рис. 7 виден скелет его крыла.

Крыло планера Подольского планерного кружка. (Рис. 7).

3) Планерный кружок при Наро-Фоминской фабрике возник летом 1923 года и в настоящее время он строит планер-биплан английской конструкции. История образования, развития этого кружка представляет типичный пример энергии и самодеятельности рабочей молодежи. Кружок не встретил почти никакой поддержки со стороны местной администрации. Члены его, благодаря предприимчивости председателя т. Лебедева, организовали несколько вечеров, давших им средства на постройку планера.

4) Звенигородский кружок при Исполкоме исполняет планер по чертежам кружка "Парящий Полет". Небольшой состав его — члены РКСМ очень энергично ведет работу и надеются в середине лета произвести испытания с соседних холмов. Кроме того, успешно работают кружки в Глухове, в Истомкине, Сергиеве, Пушкине и ряде других мест.

Руководство означенными кружками осуществляет центральное общество планеристов "Парящий Полет", который выделяет инструкторов и ведет конструктивную разработку чертежей планеров. Конструктора частью студенты Высшего Тех. Училища и частью инженеры-практики.

Военно-Научное общество Академии Воздушн. Флота ведет работу исключительно в Москве, где им организовано более десятка планерных кружков; в них работает исключительно рабочая молодежь.

Сборка нервюр крыла планеристами Ново-Богородского кружка.
Вверху — нервюра нормального планера, внизу — балансирное. (Рис. 8).

Юный планерист — лучший друг воздушного флота. Планерный кружок, как вы сами уж видите, помимо всего имеет громадное воспитательное значение. Рабочая мололежь приобщится к сложным вопросам техники, — из рядов "юных планеристов" будут выходить наши "красные эдиссоны", творцы величайшей в мире социалистической техники.

Как же вот вам, ребята, взяться за организацию планерного кружка?

Рост планеризма в СССР последнее время принял стихийные размеры. Действительно, мало кто из молодежи не мечтает о возможности когда-нибудь полетать. А между тем планер облегчает исполнение заветной мечты: нужны только энергичные руки, энтузиазм "немецкой" молодежи, даже не всегда наличие холмов, так как подыматься на планере можно и с ровной местности, при буксировке его автомобилем или мотоциклом. А еще проще запускать его на веревке в ветер, как змей. Ввиду этого не безынтересно проследить все важнейшие этапы в развитии кружка Воздушного Флота, так как мы надеемся, что наши юные читатели явятся одними из деятельных пионеров планеризма.

Давайте проследимте с вами то, как организовался Ново-Богородский планерный кружок им. Володарского.

— Был прочитан подробный доклад об истории и значении планеризма.

После этого собравшаяся инициативная группа избрала из своей среды правление в составе пяти человек, которые об'являют запись в члены кружка (членами кружка могут быть все желающие).

Кружок регистрировался при местном отделении О.Д.В.Ф., через посредство которого он должен снабжаться необходимыми материалами, а также получит руководителя-инструктора. Для начала работы по представленной смете необходимо было купить фанеру и сосновые доски, на что понадобилось изыскать средства. Наши планервые кружки — в том числе и ново-богородский — изыскивали их, как членскими взносами, так и привлечением шефства предприятий, а также устройством вечеров и спектаклей. На постройку планера кружку придется изыскать, как мы уж говорили, сумму от ста до четырехсот рублей в зависимости от сложности планера (металлические части наши кружки обычно получают от Главвоздухофлота из старых самолетов). Ново-Богородский кружок им. Володарского, надо сказать, пользуется поддержкой местной фабричной администрации — и строит в настоящее время планер под руководством инструктора Антонова. Нужные части им были получены и в настоящее время он достраивает два планера балансирного типа и обычный нормальный.

Правление планерного кружка устанавливает порядок работы и дисциплину кружка, ведет учет материалов и организует лекции по авиации и, в частности, по планеризму. Как правило, дается обязательная задача каждому члену кружка выполнить не меньше одной нервюры самостоятельно.

Я вижу, что вы не откажетесь теперь зачитать статью по вопросу о том, как конкретно устроить планер. В ближайших №№ "Смены" будут печататься эти очерки, — тысячи рабочих подростков заинтересуются этим делом. — Но с самого начала необходимо сказать, что чтение этих очерков не такое уж легкое дело. Тут тебе не роман приключений "Месс—Менд" или "Дело Эрбэ". Каждую строчку надо читать внимательно, — и не пугаться подчас незаменимых иностранных слов. Кропотливо надо перечитывать, вдуматься, запоминать. На все непонятные места редакция "Смены" даст и в личной переписке, — и на страницах журнала, — подробные и точные ответы.

Главное, запасемся, друзья, — волей, энергией и терпением. При наличии этого любой коллектив рабочей молодежи может быть уверен в том, что ему удастся построить безмоторный самолет.

КАК СТРОИТСЯ ПЛАНЕР.

Общее описание планера.

ПЛАНЕР представляет моноплан с двумя подкосами, которые крепятся к нижней небольшой плоскости, где скрыто шасси (черт. 1, 2 и 3) 4). Корпус планера овального очертания снизу, заостряющийся вверху. Крыло толстого профиля с выступающими крылышками ("компенсированные" элероны), имеет размах в 10,4 метра и глубину 1,5 метров. "Несущая поверхность" составляет 16,9 кв. метра. Общий вес планера с летчиком — 150 клгр. "Габарит" (основные размеры) планера: длина 5,8 метр., высота — 2,27 метр. Перспективный вид планера изображен на обложке.

Основные конструктивные чертежи планера сист. С.Антонова: ВВЕРХУ: (чертеж 1) планер спереди; общий вид (справа); и разрез (слева от оси сечения). В СЕРЕДИНЕ: (чертеж 2) планер сверху: общий вид (справа) и разрез (слева от оси сечения). ВНИЗУ: (чертеж 3) планер сбоку.
(увеличенное изображение)

Планер построен из хорошо просушенного соснового дерева, фанеры, расчален фортепианной проволокой с металлическими укреплениями и обшит полотном.

Устройство крыла.

Крыло имеет основные поддерживающие балки, называемые "лонжеронами", на которых сидят поперечные ребрышки или "нервюры", сообщающие крылу его профиль. Общий вид крыла в обнаженном виде представлен на рис. 9. Как видно, на оба коробчатые лонжероны нанизаны поперечные ребрышки — нервюры. Нервюра образует профиль крыла, от которого зависит под'емная сила планера и его летучесть.

ВВЕРХУ (рис. 9): перспективный вид собранного крыла до обшивки его полотном. В СЕРЕДИНЕ (черт. 4): конструктивный чертеж лонжерона.

К лучшим русским профилям относятся дужки проф. Жуковского под названием "Инверсии параболы". На черт. 5 мы даем их очертания и в особых таблицах необходимые размеры для построения их. Интересно отметить, что верхняя дужка обладает "качеством", т.-е. отношением под'емной силы к силе сопротивления в 16,7. Средняя дужка имеет качество 20,8. Внизу приведено очертание одной из лучших итальянских дужек среднего профиля. Ее качество 21,0.

Верхняя дужка.
№ ординат...... 1 2 3 4 5
Верхняя орд...... 1,8 4,7 5,6 5,7 5,6
Нижняя орд...... 1,8 0,0 0,1 0,4 0,7
№ ординат...... 6 7 8 9 10
Верхняя орд...... 5,2 4,4 3,7 2,8 0,9
Нижняя орд...... 1,1 1,3 1,4 1,1 0,4

Средняя дужка.
№ ординат...... 1 2 3 4 5
Верхняя орд...... 4,2 10,6 12,0 13,4 13,3
Нижняя орд...... 4,2 0,1 0,1 0,7 1,3
№ ординат...... 6 7 8 9 10
Верхняя орд...... 12,4 10,9 9,6 6,0 3,3
Нижняя орд...... 1,8 2,3 2,4 2,3 1,4

Итальянская дужка.
Расст. от нач. точки
в %%......
0 1 5 10 20 30
Верхняя орд...... 2 4,15 7,02 8,7 10,2 10,6
Нижняя орд...... 2 0,57 0,0 0,15 0,67 1,15
Расст. от нач. точки
в %%......
50 70 80 90 100
Верхняя орд...... 9,7 6,8 4,9 2,7 0,42
Нижняя орд...... 1,4 0,9 0,55 0,22 0,0

ВНИЗУ (черт. 5): профили крыла или "дужки". 1 и 2 — дужки проф. Жуковского "инверсии параболы". 3 — Итальянская дужка.

Построение дужек Жуковского ведется следующим образом: делят хорду крыла на 10 равных частей и в каждом делении откладывают величины верхних и нижних ординат, полученные путем умножения длины хорды на табличные цифры. При построении Итальянской дужки ординаты откладывают в расстоянии от начальной точки, взятом в процентном отношении от хорды, т.-е., перемножив размер хорды в милл. на первую строчку, получим искомые расстояния. При выборе нервюры крыла руководствуются не только требованием большого "качества", но также и хорошей конструктивной формы: в этом смысле тонкая дужка Жуковского (черт. 5) трудна при выполнений нервюр крыла.

Сборка нервюры.

Заготовляют предварительно сосновую рейку толщиной 5 на 8 милл. или кв. сечения 8 на 8 при длине от 1,5 до 1,8 метров, в зависимости от глубины крыла. На нашем чертеже рейка имеет длину от 1,6 до 1,9 метр. и измерения 30 × 5 миллим. — случай, мало распространенный на практике, хотя при такой ширине весьма удобно выполняется конструкция коробчатых нервюр, как видно из рисунка 9.

ВВЕРХУ (рис. 10): общий вид нервюры крыла: 1 и 2 — лонжероны, 3 — носовая часть, 4 — усиливающие стойки, 5 — средняя часть, 6 — задняя часть, 7 — ребро аттаки, 8 — ребро схода, 9 — верхняя рейка, 10 — нижняя рейка. ВНИЗУ (черт. 6): поперечный разрез нервюры крыла.
(увеличенное изображение)

Берут лист фанеры и расчерчивают на нем карандашем в натуральную величину профиль крыла, согласно выбранной таблице. Для этого проводят прямую линию длиной, равной хорде крыла, делят ее, как указано выше, и через каждую отметку проводят перпендикуляр и на нем откладывают два измерения: верхнее и нижнее расстояния точек дужки от прямой линии в процентах от хорды, для чего умножают длину хорды на каждую из цифр таблицы и получают число миллиметров. Полученные таким путем точки обводят по лекалу плавной линией и получают профиль крыла. После этого ведут разметку лонжеронов, т.-е. основных балок, поддерживающих крыло (Рис. 10). Лонжероном нервюра разделяется на три части: среднюю, носовую, оканчивающуюся "ребром аттаки", и заднюю, называемую "ребром схода". От ребра аттаки передний лонжерон проходит в расстоянии 160—200 миллим., где вычерчивается его профиль, и в расстоянии от него 500—600 миллим. помещают профиль второго. Теперь набивают 1—1½ дюймовые гвозди без шляпок по очертанию нашей нервюры в два параллельных ряда и в середине вставляют рейку. "Ребро аттаки" нервюр образуют вставкой фанерной пластинки соответствующего очертания. Обе рейки затем скрепляют или облегченной фанерной стенкой, толщиной в 1—1½ миллим., как на чертеже 6 и рис. 10, или расчалкой из планок, как это делает Новобогородский планерный кружок (Рис. 8). Фанерка и расчалка приклеиваются и пришиваются 10-ти миллиметровыми гвоздиками. После этого нервюру вынимают из станка и подвешивают ее для сушки. Таким способом сразу заготовляют все необходимое число нервюр, от 60 до 70 штук, для моноплана. У нас на чертеже 19 штук. Рекомендуется перед сборкой нервюры обчищать шкуркой поверхность реек и фанеры, а также, если есть средства, покрыть лаком для предохранения от загнивания и сырости 5).

(Продолжение в следующем номере).

1) В январе 1923 года рекорд, поставленный при планерных состязаниях в Сев. Африке, близ города Бискра, французом Барбо. (стр. 21.)

2) Немецкий планерист Мартенс пролетел 19 клм. на планере "Штрольх" при состязаниях в 1923 году. (стр. 21.)

3) Первыми планеристами в России были летчики: Лебедев, Россинский и Добровольский, — последний в 1911 году продержался на своем планере больше 5-ти минут. (стр. 22.)

4) Приспособление для спуска, поддерживает оси и колеса. (стр. 23.)

5) Не все нервюры делаются однообразной длины, 5—6 последних обрезаются у заднего лонжерона; это там, где крепится подвижная часть крыла, так называемый "элерон" — боковое крылышко поперечного управления. Лучше заготовить все дужки полностью, а затем уже при сборке крыла отпилить ребро схода нервюр на протяжении элерона. (стр. 24.)