СМЕНА, №9, 1924 год. КАК САМИМ ПОСТРОИТЬ ПЛАНЕР.

"Смена", №9, май 1924 год, стр. 24-25

КАК САМИМ ПОСТРОИТЬ ПЛАНЕР

(ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ПЛАНЕРНЫХ КРУЖКОВ).
ИГРАДО, в переработке "Смены", чертежи по проекту С. АНТОНОВА.

УСТРОЙСТВО ЛОНЖЕРОНА.

ОН СТРОИТСЯ так — берут сухую сосновую доску без сучков, длиной 4,5 метра и толщиной в 1½—2 дюйма. Выпиливают из нее рейку, имеющую в сечении 20 × 25 миллим., скашивая две ее плоскости для плотного прилегания нервюр, согласно вычерченного профиля. Две рейки кладут параллельно на пол в расстоянии 160 миллим. одна от другой 1). К ним приклеивают фанерную обшивку толщиной в 2 миллим., выпиленную в виде решетчатой раскосной фермы, и затем приколачивают тонкими гвоздиками, длиной от 10—15 миллим. (черт. 4).

ВВЕРХУ (рис. 11). Крыло и недоконченный фюзеляж планера, делаемого Подольским планерным кружком.

После этого переворачивают лонжерон, приклеивают и прибивают решетчатую фанерку с другой стороны; таким образом, получают лонжерон коробчатого сечения, очень легкий и прочный. Рекомендуется заранее вставить деревянные распорки между рейками лонжерона одинаковой толщины с ним в местах крепления внутренних стоек крыла, а также все металлические башмаки для проволочной растяжки (рис. 12), укрепляемые болтом, проходящим сквозь распорку.

В СЕРЕДИНЕ (рис. 12): типовые аллюминиевые башмаки для угловых креплений: a и в — угловые детали стоек фюзеляжа, с — обойма крыла и стойки шасси.

Проволока применяется толщиной в 1 миллим. Один конец лонжерона имеет деревянную ставку длиной до 300 миллим. Другими словами, часть сплошной доски вклеивается между рейками лонжерона и затем оковывается стальными листами, толщиной в 2 миллим. для крепления крыльев. (Рис. 14).

СБОРКА КРЫЛА. (Рис. 6).

ИЗГОТОВИВ 4 лонжерона и весь комплект нервюр, приступают к сборке крыла. Для этого размещают лонжероны на козла и надевают на них нервюры в расстоянии 500 мл. одна от другой, приколачивая их гвоздиками к лонжеронам. Необходимо следить, чтобы нервюры плотно прилегали к лонжеронам и не давали "игры".

ВНИЗУ (рис. 13): устройство крыльев Подольского планера.

Во избежание перекоса рекомендуется сделать станок для неподвижного положения лонжеронов в строго паралелльном расстоянии друг от друга. После чего вставляют внутренние стойки лонжеронов, обычно прямоугольного или квадратного сечения рейки, размером 30 × 25 миллим. и длиной, равной расстоянию между лонжеронами.

Простейший тип тандера, и способы соединения расчаливающей проводки к тандеру.

Натягивают проволочные кресты тандерами, соединяя их с проволокой посредством особых ушков (рис. 14). Если крыло, после натяжения внутренних проволок, перекручивается, следует поставить две коробчатые нервюры внутри крыла, провести добавочные параллельные кресты из проволок и вставить распорки Е, как указано на рис. 15. "Ребро атаки" крыла или обшивается миллиметровой фанерой или укрепляется 2—4 рейками, толщиной 4×6, идущими вдоль всего размаха крыла. Для большей жесткости носовой части в промежутки нервюр помещают добавочное ребро обтекания(рис. 15—В). При сборке крыла нужно предусмотреть установку всех металлических деталей, к которым крепятся откосы, элероны, ролики внутри крыла для троссов к элеронам и т. д.

ЭЛЕРОН.

ЗАДНЯЯ часть крыла оканчивается небольшим рулем, которое носит название открылка или элерона. Назначение его сохранять поперечную устойчивость при управлении, а также исправлять крены при боковых порывах ветра. Он представляет продолжение нервюры крыла, за исключением внешней выступающей части, имеющей полную форму дужки. Его единственный лонжерон, также коробчатого сечения, служит для крепления нервюр и металлических петель. Вращение производится рычагом, который делается из тройных пластин трехмилиметровой фанеры; для присоединения проволоки отверстие рычага оковывается медью или аллюминиевой жестью.

Крыло аэроплана в собранном виде (рис. 15): А — ребро атаки. В — промежуточное ребро обтекания. С — передний лонжерон. D — дуги закругления. E — угловая распорка. F — коробчатая нервюра. g — место присоединения к фюзеляжу, Н — нервюра. I — ребро схода, L — внутренняя расчалка из стальной проволоки. М — распорная труба.

Натяжение элерона передается посредством троссов или рояльной проволоки, диаметром в 1½ миллиметра, идущей внутри крыла через ролики к управлению летчика. Рациональнее устраивать жесткие тяги из тонких труб или металлических стержней вместо троссов и проволоки, идущих к элеронам.

УСТРОЙСТВО ФЮЗЕЛЯЖА.

ФЮЗЕЛЯЖ или корпус планера укрепляет крылья, рули, шасси, а также служит помещением для летчика. Его каркас состоит из двух горизонтальных прямых сосновых реек (лонжеронов 25 × 30 мм.) и такого же измерения двух нижних, слегка изогнутой формы для обтекания. Эти четыре рейки соединены вертикальными рамами, расчаленными внутри миллиметровой проволокой и тандерами (рис. 14). От заднего конца фюзеляжа к центральной части идет брус-рейка (20 × 25 мм.), служащая, главным образом, для сообщения обтекаемой формы корпуса.

ВВЕРХУ (черт. 7); конструктивные чертежи фюзеляжа.
(увеличенное изображение)

Она образует заостренное ребро — киль, содействующий устойчивости прямолинейного полета. Центральная часть фюзеляжа состоит из четырех наклонных стоек прямоугольного сечения, размером 30 × 30 мм., обшитых фанерными листами. Верхняя узловая часть, называемая кабаном, имеет устройство, изображенное на черт. 9, и служит для крепления крыльев. Металлические ушки лонжеронов крыла вдвигаются в прорезь кабана и укрепляются шарнирно двумя пятимиллиметровыми болтами. В современных планерах центральная часть имеет простое устройство: из четырех коротких стоек, крепящихся к верхним лонжеронам фюзеляжа при посредстве металлических башмаков, растянутых проволокой, а фюзеляж имеет четыреугольную форму, постепенно заостряющуюся к концу. Узловые связи по углам деревянных рам делаются из аллюминиевой жести и растягиваются проволокой, идущей по диагонали.

ВНИЗУ (рис. 16): перспективный вид фюзеляжа до обшивки его фанерой.

Пол центральной части корпуса, где сидит летчик, обшит фанерными листами; кроме того, он имеет выступающую маленькую плоскость с той же дужкой, что и основная несущая поверхность. В ней скрыты оси шасси для уменьшения вредного (лобового) сопротивления, ухудшающего летные качества планера; колеса выступают на концах. В современных заграничных планерах эта добавочная плоскость не исполняется, а шасси для простоты делается либо просто из деревянных полозьев, либо крепится к корпусу так же, как у самолета. В некоторых типах планера шасси прячется внутрь фюзеляжа; колеса же заменяются футбольными мячами, как у знаменитого немецкого планера "Вампир", летавшего в 1922 году беспрерывно 3 ч. 10 мин.

ВВЕРХУ (черт. 9); Кабан планера, способ крепления крыла металлической обоймой и болтом.

Ось шасси планера крепится к корпусу особой толстой резиной из нескольких витков (наз. амортизатором). Назначение ее — поглощать толчки при посадке и под'еме, расшатывающие крепления крыльев и корпуса.

ПОДКОСЫ.

СПРАВА И СЛЕВА крылья планера крепятся особыми стойками, так наз. подкосами. Сечение черт. 8 ясно показывает устройство подкоса. К основной деревянной стойке, длиной в 1 метр, закругленной с передней стороны для лучшего обтекания, с боков пришивается металлическая часть из жести (аллюминиевой).

ВНИЗУ (черт. 8); детали и устройства подкоса.

Конец подкоса имеет металлическую из стальных листов оковку, проходящую через железный поперечный стержень в крыле. Однако, подобные крепления нужно признать мало-рациональными, в виду гибкости стержня: лучше сделать четыре подобных подкоса с той и другой стороны, крепя их к лонжеронам крыльев и добавочной нижней плоскости непосредственно. Вся конструкция от этого, несомненно, выиграет в прочности и жесткости всего устройства.

(Окончание в след. №).

1) Для данного типа планера, для других же высота лонжерона находится инженерным приемом расчета. (стр. 24.)