"Смена", №14, сентябрь 1924 год, стр. 8-9
Раньше площадь Екатерины — теперь Коммуны.
Громоздкое здание бывшего института благородных девиц им. св. Екатерины занимает своим фасадом всю площадь.
Московский Комсомол в 1921—1922 г.г. вложил много сил на организацию здесь Центрального Дома Коммунистического Воспитания Рабочей Молодежи, на создание механических и столярных мастерских, кузницы и типографии.
В нем развернуты институт инструкторов ФЗУ, два фабзавуча и пионерская школа дозавуч.
В ЭТОМ ГОДУ начались выпуски на производство из отдельных школ фабзавуча.
Окончившие фабзавуч ребята слабо знают производство, их теоретическая общеобразовательная и специальная подготовка мала. Это узкие специалисты своего дела — токаря и слесаря, ткачи и печатники.
Выполнена ли этим задача фабзавуча?
Ведь нам нужно подготовить не узких специалистов, а кадры квалифицированных рабочих-коммунистов, которые смогут быть организаторами производства, которые смогут повысить производительность своего завода: технически устроить и усовершенствовать работу своего станка, устранить простои машин, бесполезную трату энергии, наладить и организовать правильное использование инструмента, материала и труда. Из них должны выйти рабочие Советской республики, хорошо понимающие задачи производства, экономическую и политическую стороны его. Нам нужны работники производственных совещаний, рабкоры газет, умелые члены завкомов, сознательные коммунары.
Наша промышленность развивается, с каждым годом она будет требовать большее и большее число рабочих, прошедших через фабзавуч, отвечающих указанным требованиям.
Фабзавуч дальше не сможет (уже не может) работать со случайно набранными в него подростками, не прошедшими предварительной школы.
Какой же должна быть эта школа, готовящая пролетарских детей в ФЗУ?
ЧТОБЫ подготовить квалифицированных рабочих, организаторов своего производства, фабзавуч должен иметь крепкую смену, достаточно подготовленных пролетарских детей, имеющих простейшие производственные знания и навыки, умеющих уже пользоваться чертежем, книгой и т. д., прошедших общественную школу в пионерских отрядах и на заводе.
Готовит ли Советская трудовая школа нужную фабзавучу смену?
Конечно, нет.
Советская школа в лучшем случае на глаз знакомит учеников с производством, она оторвана от жизни завода и его общественных организаций (ячейки РЛКСМ, пионеротряда, завкома, клуба, кооператива), она вне завода и его влияния.
Нужно создать новую школу при крупном заводе из его пионерского отряда — это будет школа для заводского труда.
Мысль о необходимости создания такой школы дозаводского ученичества, как базы для фабзавуча, еще весной 1923 года выдвинул и дал организации покойный тов. Биоз 1) (комсомолец, работник Московской организации). Ему же осенью того же года с группой комсомольцев удалось начать в Ц.Д.К.В.Р.М. организацию первой школы ДЗТ. Она является первым опытом школы дозаводского труда и пионерской организации.
ПРОШЛЫМ ГОДОМ, летом и осенью, с заводов "Серп и Молот", "Ильич" и др. собрали ребят.
Родители с опаской отпускали своих детей на постоянную "интернатскую" жизнь; задумывались: "что из них будет?".
А ребята попали в новую обстановку.
Дома — отец и мать на заводе, жизнь вольная, вся на улице, в играх в драках.
А в Центральном Доме:
Тяжелое, придавливающее здание бывшего "благородного" института. Архитектура, расположение комнат, корридоры, стены, потолки и окна, — все это давит даже на взрослых, раз'единяет детей друг от друга и от руководителей. Они терялись в этих громадных корридорах. Ребята и здесь, и их нет. Не соберешь в одно место.
Разбили всех на группы по учебным предметам. А с организацией пионерского отряда вышла большая оплошность.
Сказали ребятам:
— Тот, кто не пионер, не может быть в школе.
А многие из них еще не знали, что такое пионеры. Записались все.
К концу года сами ребята потребовали распустить отряд и организовать его заново, так как поняли, что не каждый из них уже готов быть пионером. Из 68 человек в отряде осталось 48.
В это время мастерские Центрального Дома достраивались; работать в них начали со второй половины зимы.
Школьная жизнь налаживалась очень медленно. Программно-учебная работа не была до конца продумана и согласована. Ребята по их запросам не об'единялись.
В детскую организацию не поступал интересующий детей материал, дающий повод для творчества. Самим же ребятам трудно было найти интересный материал для своей работы, они хватались за первое попавшееся.
Создалась "подпольщина", своя жизнь, совершенно невидимая для руководителей.
Это: футбольная команда № 1 и № 2, заговор против девочек, моментальная организация протеста против карантина, пение уличных песен, гармошка, разговорчики о знаменитых футболистах, свой жаргон, свой язык и т. д.
Но все же за год многие ребята выросли. Они, несмотря на недостатки, были развитее учеников школ I ступени.
Летом произошел перелом. Это было делом самих ребят. Они сами строили свой отряд, сами его укрепляли. Об этом рассказано в пионерской газете, вышедшей к отчетному осеннему празднику.
ГОРН ГОРНИТ ВСТАВАТЬ. Медленно потягиваясь, с большой неохотой подымаются ребята, зная, что день будет такой же серый и скучный, как остальные.
Наскоро умывшись и одевшись, идут в столовую пить чай. Больше болтают, чем едят, из-за этого опаздывают на уроки. Перед уроком начинают говорить, что им не нравится тот или иной предмет и что заниматься они не хотят. Сами уроки проходят скучно и неинтересно, оставляя неприятное впечатление.
Мастерская. Тихо переговариваются между собой фабзайцы. Стружки летят из-под рубанков работающих. В другом конце мастерской пионеры ругаются с тов. Горшковым.
— Горшков, у меня доска пропала...
— Горшков, я испортила ящик...
— Горшков, у меня не выходит...
— Горшков, Горшков...
Бедный Горшков повернется то вправо, то влево, не зная кому прежде ответить на крики наших ребят. То же самое происходит и в остальных мастерских.
Выйдя из них, ребята не знают, что им делать и слоняются из угла в угол по своему зданию.
Собирается кучка ребят. Горячо толкуют об отпуске.
Целью всеобщих насмешек и язвительных речей является "Кирилыч" 2). На словах они его терзают на клочки, давая ему самые неприглядные имена. Такие подпольные собрания занимают весь вечер. Ни сборы, ни совет вожатых не обсуждают вопросы, интересующие ребят. Поневоле им приходится самим собираться отдельными группками и развлекаться по-своему.
Работы нет. Ругань и драка являются обычным выходом из любого положения.
Особенно обострились отношения между девочками и мальчиками. Мальчики не желают работать и признавать девочек, а те, в свою очередь, платят им той же монетой.
У нас не было не только пионерской организации, по даже хорошей школы.
СРОЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ совета вожатых. Вопрос об от'езде на дачу. Выбрали сильных и крепких ребят для приведения дач в жилой вид. На этой работе ребята сплотились и создали товарищескую дисциплину.
Приехал отряд. Веселым гомоном оживились пустые дачи Малаховки. Комнаты брались с бою.
Окружающая обстановка подействовала на ребят в положительную сторону. Они начинают понимать, что так жить, как жили раньше, — нельзя, и начинает появляться работа, которая заинтересовывает их. Чтобы не позабыть, что получили за зиму в Ц.Д., решили создать кружки.
Лагерь. Дружно кипит работа: одни на разведке, другие варят обед, устраивают летний календарь, собирают растения, бабочек, жуков для коллекций. Вечером работают в деревенском пионерском отряде. Так дружно, весело и интересно проходит день в лагере.
Из лагеря на дачу вернулись в конце июля и прорабатывали лагерные задания. Вечером устраивались беседы у костра и в клубе на разные темы. Работая в деревне, мы хотели укрепить доверие деревенских ребят и крестьян к нам. Мы устраивали с ними вместе праздники, пели, играли, ставили пьесы, делали все, что могли. За лето организовали в деревне 2 пионерских отряда.
Главный недостаток в нашей работе тот, что мы не умеем распределять свое время. Иногда ребята работают целый день, без передышки, а иной раз работы нет.
В дальнейшем, наш отряд поставил себе целью выработать на зиму распорядок всей работы. У нас должна быть спайка не только между собой, но и вне отряда. Мы решили работать в новых отрядах и создавать другие отряды. Мы должны также знать всю программу обучения, которую нам предстоит пройти зимой. Полный контакт с педагогами и внутренняя спайка между собой — вот наша цель.
Это — первый опыт создания школы дозаводского труда. Не все сразу гладко идет. Многих трудов, волнений и стараний стоит она организаторам.
Но, все-же, преодолев первые шероховатости на своем пути, проскочив через трудности первого организационного года работы, школа ДЗТ выходит на верную дорогу.
1) Т. Биозу не удалось самому провести строительство школы Д.З.Т. в Центральном Доме: он умер 4-го октября 1923 года.
(стр. 8.)
2) "Кирилыч" — первый заведующий школой.
(стр. 9.)