СМЕНА, №15, 1924 год. К очерку тов. Кудашева.

"Смена", №15, октябрь 1924 год, стр. 24

К очерку тов. Кудашева.

В этом номере мы печатаем очерк тов. Кудашева "Семка на каникулах".

...Не успели мы сдать его в набор, как было получено из деревни письмо:
 

Тов. Кудашев!

Наши дела идут плохо, но мы работаем с энергией. Дело вот в чем. После твоего от'езда мы артелью заключили договора на мельницу и просорушку. Сельсовет договора заверил, а волисполком не заверяет и не дает мотивов, почему не заверяет. На тот день, на который хотели заверить договора, был волостной с'езд. На повестке дня стоял вопрос об отчете Березовского ВИК'а. Бирюков на с'езде высказался насчет ученичества в нашей артели. Члены ВИК'а отнеслись как-то не важно, оттянули наш запрос до 10-ти часов вечера, так и не пришлось говорить. Через несколько дней к нам приехал Абрасимов (пред. ВИК'а) с каким-то человеком и начинает делать опись дома. Мы спросили, для чего это. Абрасимов ответил, что его хотят сломать и продать, — и спросил: может быть вы его купите. Потом идут в сад. Метят деревья. Мы спросили, — зачем. На что Абрасимов ответил: "На топку". Потом Абрасимов спросил деньги, которые они нам дали на ремонт школы. Михайлин (член ячейки РЛКСМ) ответил — "мы их потратили на ремонт школы". "Мы вас не просили, — мы бы сами сделали", ответил Абрасимов. Тов. Кудашев, мы тебя просим во всем нам посодействовать или же, если можно, приехать самому.

С коммунистическим приветом:

Отв. Секретарь Жучков.
Член Бюро—Михайлин.

19 сентября 1924 г.


Через неделю после получения т. Кудашевым этого письма в Москву приехали два крестьянина с ходатайством перед центром о разрешении при артели широкого ученичества, а также и других дел, необходимых для артели. Редакция крестьян, вместе с тов. Кудашевым, направила к Надежде Константиновне Крупской. Н. К. Крупская приняла крестьян, расспросила, как работают кооперативы, комитеты взаимопомощи, потом с улыбкой посмотрев на крестьян, сказала:

— Да, это хорошее дело, нужно помочь. Я помню к нам, в Россию, приехала американка. Была в наших русских деревнях. После она мне говорила, что плохо у вас в русских деревнях. У нас в Америке в каждой деревне развит какой-нибудь промысел. Она была, когда еще был жив Владимир Ильич. Владимир Ильич мне говорит:

— Ты расспроси подробно, как у них в Америке?

После Надежда Константиновна просила крестьян зайти на другой день и обещала договориться с кем нужно.

Крестьяне были очень рады, видя хороший прием Надежды Константиновны и такое отношение к их делу.

На другой день Надежда Константиновна написала две записки в ВСНХ. Одну — тов. Радченко — члену Президиума ВСНХ РСФСР, а вторую тов. Каменскому в отдел профессионального образования.

В первой говорилось:

"И. И. Радченко, посылаю Вам крестьян, по поводу которых говорила с Вами вечером. Расспросите их и помогите им в их деле".

Во второй:

"Мне кажется, надо всячески поддержать инициативу крестьян села Кудрявшино — нельзя мешать устройству таких форм ученичества, напротив — дело может развернуться в новый, очень жизненный тип профессиональной школы.

Очень бы просила поддержать план крестьян села Кудрявшино и помочь им наладить дело. По моему, если мы хотим создать жизненный тип школы, мы должны поддержать такую инициативу. Конечно, это примитив, но какая в этом беда! Крестьяне расскажут Вам подробно о своем деле".

Н. Крупская.
 

Тов. Радченко выслушал крестьян и сделал распоряжение в Рязанский Губсовнархоз, чтобы с получением сего зарегистрировать устав Кудрявской Промысловой Артели и не считать препятствием слова: "С ученическим уклоном".

Второе распоряжение, чтобы в срочном порядке Рязанский Губсовнархоз через Губисполком добился передачи мельницы и инструментов, которые остались после ликвидации механических мастерских по быв. Данковскому уезду, Кудрявской Промысловой Кооперативной Артели мастерских по с.-х. оборудованию с ученическим уклоном.

Редакция