"Смена", №16, октябрь 1924 год, стр. 17-18
ЗА ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ все чаще и чаще в газетах говорят о Китае. Чувствуется, что там происходит что-то важное, решающее.
А между тем, что мы знаем о нем?
Китай, многомиллионная страна, которая широко раскинулась на громадных пространствах Азии. Как бы замкнувшись в свою великую Китайскую стену, Китай отошел от других государств мира и живет своей собственной, замкнутой и непонятной для нас жизнью.
И вот только теперь, за последний год, он начинает настойчиво давать знать о себе, к нам приходят частые газетные сообщения о междоусобной распре между отдельными китайскими генералами и о наглости представителей капиталистических государств, которые чувствуют себя в этой громадной стране так, как-будто бы Китай и китайцы созданы исключительно для этих — "культурных", "цивилизованных" иностранцев.
Но фамилии враждующих китайских генералов так чужды нам, их цели борьбы так непонятны и вообще вся история теперешнего положения в Китае так туманна, что, в конце концов, громадное большинство или совсем не имеет никакого представления о том, что творится в Китае, или, внимательно прочитывая отрывочные газетные сообщения с мелькающими в них генеральскими именами, думает, что в Китае идет сейчас борьба между отдельными генералами и только.
А, между тем, это далеко не так. Китай проснулся и в его многомиллионных народных массах, на огромных пространствах бывшей Китайской Империи идет ожесточенная кровавая борьба за Республику.
Китай прошлого, — Китай, отгороженный великой стеной от всего остального мира, — умер. Рождается новый Китай, который приковал к себе взоры всего мира. И с этим Китаем, стремящимся сбросить с себя иго многочисленных иностранных "опекунов", жадно присосавшихся к его богатствам, с этим Китаем — нам по пути.
НО ЧТО ТАКОЕ представляет из себя Китай — монархию, республику или какую-либо иную форму правления? Чтобы понять современное положение Китая, надо хотя бы в общих чертах вспомнить его недавнюю историю.
Еще не так давно, до 1911 года, весь громадный Китай находился под властью манджуров — когда-то кочевого, воинственного племени, осевшего в нынешней Манджурии (см. карту) и 300 лет тому назад завоевавшего Китай.
Манджуры оказались энергичными завоевателями. Они не только заставили покоренных китайцев брить голову и оставлять косу, но и, образовав монархию с манджурской династией, создали такое управление, которое дало им возможность властвовать над громадным Китаем на протяжении долгих трех столетий.
Но, постепенно, энергичные когда-то манджуры, превратились в ленивых владык, а их знаменитые манджурские войска — в бездельников, отравляющих себя опиумом. Владычество манджуров над Китаем стало тяжелым бременем, которое задерживало его культурное и промышленное развитие.
И среди передовых слоев китайского населения зародилась мысль — свергнуть манджуров с китайского престола и самим начать управлять своей страной.
ПРОБУЖДАЮЩЕМУСЯ Китаю пришлось встретиться еще с одним врагом, несравненно более мощным и жадным, чем разлагающаяся династия манджуров. Это — иностранный капитализм. Ведь, Китай, представлял из себя громадный, прекрасный рынок и, неудивительно, что иностранный капитал, ища себе применения, с жадностью бросился в эти необозримые пространства Азии.
Первый раз Китаю пришлось познакомиться с ним в 1842 г., когда, вслед за иностранными исследователями и миссионерами, явились сюда дипломаты и, под угрозой пушек, заставили Китай заключить торговый договор, по которому иностранная торговля получала целый ряд преимуществ, вырванных силой у слабого Китая.
Этим дело, конечно, не кончилось, и, с каждым новым десятилетием, нажим иностранного капитала на Китай усиливается все больше и больше.
Не отстает от "великих" держав и молодая соседка Китая Япония. В 1894 г. между ними вспыхивает война, и Япония, разбив манджурские войска, намеревалась заключить с Китаем унизительный мир и как следует пограбить его.
Но иностранные государства не допустили этого гнусного грабежа и... сами ограбили побежденный Китай. Россия, Англия, Германия и Франция, воспользовавшись удобным случаем, отхватили от него изрядные лакомые куски.
В 1900 году в Китае вспыхивает так называемое "боксерское восстание" — полурелигиозное, полуреволюционное. С этим восстанием появляется надежда у Китая свергнуть власть обнаглевшего капитала.
Но иностранные войска быстро подавили эту попытку раскрепощения, заняли столицу Китая — Пекин и здесь диктовали свою волю окончательно порабощенной стране.
И среди передового населения Китая возникает мысль — для того, чтобы Китай мог действительно вздохнуть свободно, — мало свергнуть с китайского престола династию манджуров. Надо расправиться еще и со вторым врагом и освободиться от влияния иностранного капитала.
ПОД ЭТИМИ двумя лозунгами и вспыхивает в 1911 году китайская революция и быстро охватывает всю громадную территорию Китая. Во главе ее становится доктор Сун-Ят-Сен.
С первым врагом — манджурской династией — революция справилась довольно легко: она об'является низверженной и Китай провозглашается республикой. В следующем году созывается первый китайский парламент.
И вот тут-то и начинается междоусобная смута. Дело в том, что в этот момент Китайской Республике пришлось столкнуться с новым врагом революции — сильной группой милитаристов Северного Китая. Ее поддерживала Япония, которая лелеяла мечту превратить при помощи этой военной клики Китай в свою большую удобную колонию.
![]() |
![]() |
![]() |
Генерал Чжан-Цзо-Лин. — ставленник Японии. | Сун-Ят-Сен. бывш. президент Китайской Республики, вождь революционного Южн. Китая. | У-Пей-Фу. генерал, поддерживающий Пекинское правительство. |
И с этого момента не прекращается борьба в новорожденной Китайской Республике. То побеждают милитаристы, и Китай на некоторое время об'является империей. То снова побеждает Республика, и снова созывается парламент.
И если, в конечном счете, первый враг Китая — манджурская династия — Китайской Революцией побеждена, то ее второй враг — иностранный капитал — далеко еще не изгнан. Наоборот. В настоящее время он все свои силы прилагает к тому, чтобы задушить нарождающееся революционное движение, опираясь при этом на воинствующую клику.
В РЕЗУЛЬТАТЕ всех этих междоусобных распрей, к настоящему времени Китай разделился на три враждующих между собой лагеря.
Северный Китай, — самый реакционный, который еще помнит сравнительно недавнее владычество манджурской династии. Он имеет во главе своей армии генерала Чжан-Цзо-Лин, являющегося послушным орудием Японии. Именно при помощи него и надеется эта милая соседка совершить свое гнусное дело — порабощение громадного Китая.
Южный Китай — наиболее революционный. Во главе его стоит доктор Сун-Ят-Сен, вождь китайской революции. Он опирается на мелких ремесленников и торговцев, стоит за национализацию (отобрание в пользу государства) крупных китайских капиталов и за полную независимость от жадных иностранных капиталистов.
И, наконец, — Серединный Китай с так называемым Пекинским правительством, во главе которого фактически стоит генерал У-Пей-Фу.
Он тоже борется за независимость Китая от иностранцев. Но он опирается на крупную китайскую промышленность и крупный китайский капитал и этим резко отличается от своего южного соседа Сун-Ят-Сена.
Все эти три силы в настоящее время об'явили друг другу жестокую непримеримую войну. Кто из них возьмет верх — сказать трудно. Китай настолько громаден, положение внутри его настолько запутано и столько разнообразных явных и скрытых сил введено в эту борьбу, что крайне затруднительно делать какие бы то ни было предсказания об исходе этой междоусобной борьбы.
Но, так или иначе, а скоро к этой гражданской войне, охватившей громадный Китай, присоединится еще новая четвертая сторона — китайский пролетариат и многомиллионное китайское крестьянство.
И тогда-то все преимущество в борьбе окажется именно на стороне рабочего класса. Потому что внутри него не будет никаких противоречий, в то время, как китайская буржуазия и военная клика уже сейчас разбились на несколько враждующих сторон, ведущих друг с другом жестокую борьбу. Этот-то развал и междоусобица в лагере врагов рабочего класса и являются залогом несомненного успеха в его борьбе за торжество социальной революции в Китае.
От редакции. В тот момент, когдя № был уже сверстан, получено сообщение о том, что ген. Фын-Юн-Сян поднял восстачие против У-Пей-Фу. Пекинское правительство ген. Фын-Юн-Сяном арестовано. Армия У-Пей-Фу очутилась в тяжелом положении, так как увод с фронта ген. Фын-Юн-Сяном своей армии дал возможность Чжан-Цзо-Лину сделать значительный обход в тыл У-Пей-Фу. Кроме того, ослабление У-Пей-Фу дает возможность Сун-Ят-Сену значительно укрепить свое положение.
1) Что читать о Китае см. стр. 25. (Стр. 17.)