СМЕНА, №17, 1924 год. КРУГОСВЕТНЫЙ ПЕРЕЛЕТ

"Смена", №17, ноябрь 1924 год, стр. 24-26.

ВВЕРХУ: Аэроплан Мартина, состоящий на озере Вашингтон, Ситтль. Майор Мартин потерял здесь 2 дня по пути в Аляску из-за починки пропеллера и смены колес на поплавки.
В СЕРЕДИНЕ: Остатки флагманского аэроплана эскадрильи «Ситтля» — машина майора Мартина, — разбившегося в 100 милях к востоку от Чигника, Аляска. Сам Мартин и его механик Гарвей целую неделю бродили в лесах Аляски, пока не натолкнулись на охотничью хижину, откуда дали знать о себе.
ВНИЗУ: Майор Ф. Л. Мартин (воздушная служба армии С.А. Соединенных Штатов), командир эскадрильи кругосветного перелета.

КРУГОСВЕТНЫЙ ПЕРЕЛЕТ

С. СОТНИКОВ. снимки "Photo News".

28-го СЕНТЯБРЯ ЭТОГО ГОДА американские радио-станции передали всему миру коротенькую радио-грамму:

ТО, ЧТО сообщили нам недавно радиостанции Америки, — не только очередной блестящий американский трюк. Совершившийся кругосветный перелет имеет громадное научное значение. Он является блестящим испытанием самолетов на выдержку в самых тяжелых условиях работы. Он доказывает, что пассажирские воздушные перелеты возможны на грандиозные расстояния в десятки тысяч километров и что даже кругосветные пассажирские путешествия, — самая возможная действительность для современной авиации.

Этот грандиозный опыт был задуман и выполнен американцами.

Для экспедиции были тшательно построены специальные самолеты системы "Дуглас" с моторами "Либерти" по 400 лош. сил каждый. Крылья самолетов автоматически складывались, чтобы иметь возможность укрыть аппараты в небольшом помещении во время ненастья.

Аэроплан лейтенанта Нельсона «Нью-Орлеан» на стоянке в Нагасаки, Япония.

После долгого обсуждения американцы решили обогнуть земной шар с востока на запад, и маршрут намечался следуюший: старт 1) в С.-А.С.Ш. Затем, Британская Колумбия и Алеутские острова, — перелет через Тихий океан в Японию (один из наитруднейших этапов пути). — Китай — Индия — Персия — Месопотамия — Сирия — Турция — Болгария — Румыния — Сербия — Венгрия — Австрия — Германия — Франция — Англия (перелет через Атлантический океан) — Гренландия — Нью-Йорк — и, наконец, финиш 2) на месте старта Кловер-Фильд, Санта-Моника, Калифорния.

Еше задолго до начала перелета, в первых числах февраля, из центральных американских авиационных складов началась отправка авио-частей в намеченные остановочные пункты перелета.

Пятнадцать штук одних только запасных моторов направлено было в различные этапы 3) следования американской экспедиции. Принадлежности для самолетов упаковывались самым тщательным образом, чтобы не быть испорченными в пути через океан. На каждом упакованном ящике была начерчена особая диаграмма, на которой указывалось размещение и положение каждого инструмента.

Наконец, все было готово, и 17 марта в 9½ ч. утра офицеры военной американской службы: Ф. Л. Мартин (начальник всей экспедиции), Л. Г. Смит и Л. Уэб со своими механиками покинули аэродром Кловер-Фильд, Санта-Моника в Калифорнии, начав перелет вокруг света.

Четвертый летчик, принимавший участие в экспедиции, Е. Г. Нельсон, вылетел накакуне в С.-Франциско для проверки компаса и должен был присоединиться к остальным товарищам в пути.

Четыре "мировых крейсера", как окрестили их "янки", отправились в долгий и трудный путь.

* * *

НО НЕ ОДНА Америка отправила кругосветную экспедицию: англичане в свою очередь также организовали полет вокруг земли, при чем был намечен почти тот же маршрут, что и у американцев, но только в обратном направлении с запада на восток.

Первая земля, которую летчики увидели после перелета Атлантического Океана: вид на мыс Гаррисон, около Индейской гавани Лабрадор.

В этом случае англичан интересовал вопрос не столько о кругосветном перелете, сколько возможности установления воздушных сообщений со своими колониями и, главным образом, с Индией.

Англичане снарядили лишь один аппарат — "амфибию" (земноводный). Это гидроаэроплан Виккерс по имени "Vulture" (Ястреб) был оборудовал моторами "Нэпир" системы Лейон. Команда состояла из 3-х человек: командир — летчик С. С. Мак-Ларен, его помощник — летчик Плэндерлейс и механик Андр'юс.

Организация и снабжение английской экспедиции были проведены не менее широко, чем и американской.

Для нее английским авио-заводом было сделано два совершенно одинаковых аппарата: один — для совершения перелета, другой — был отправлен в Японию, в г. Токио, в качестве запасного.

Запасы горючего были размещены в 60 местах пути следования летчиков.

* * *

АМЕРИКАНЦАМ не повезло с самого же начала. Благодаря бурной погоде, по всему побережью Тихого океана, тотчас же после старта, одна из трех вылетевших машин потерпела небольшую аварию, но быстро исправив повреждения, — скоро догнала остальные и все они 19 марта прибыли в Ситтль на побережье Тихого океана.

ВЕЕРXУ: «Тиголь». Канадское судно, которое подало помощь майору Макларен, английскому летчику вокруг света, кода он разбился на сибирском берегу. На борту парохода видны остатки аппарата Макларена.
В СЕРЕДИНЕ: «Бостон» — аппарат лейтенанта Уэда, летящий над южным Китайским морем на перелете Шанхай-Гонконг.
ВНИЗУ: Капитан Лоуэлл Г. Смит, один из лучших летчиков американской военной авиации, который принял командование кругосветной эскадрильи после исчезновения майора Мартина.

От Ситтля путь шел большею частью над морем, поэтому шасси были сменены на поплавковые, чтобы иметь возможность садиться на воду. Этот промежуток пути от Ситтля до Японии считался самым трудным, благодаря безлюдью края и частым туманам.

Американским миноносцам был отдан приказ крейсировать в море, чтобы подать летчикам помощь в случае аварии.

* * *

ШЕСТЬЮ ДНЯМИ позже отправился в кругосветный перелет и английский самолет. Он вылетел 25 марта из Колшлотта (близ Соутгемптона) и на первом же этапе чуть-было не разбился о береговые скалы близ города Гавра (Франция) так как ему пришлось лететь из-за густого тумана на небольшой высоте, чтобы не сбиться с дороги.

Только изумительная ловкость и находчивость пилота Мак-Ларена спасла летчиков и аппарат от грозившей ему гибели.

АМЕРИКАНЦЫ, между тем, вплоть до 7-го апреля в Ситтле подготовлялись к одному из труднейших этапов своего пути.

В этот день они тронулись в полном составе. До 13-го числа благополучно боролись со снегом, дождем и бурей над Алеутскими островами.

Следующий день был роковым днем для начальника экспедиции. На перелете С'юард — Чигник его аппарат попал в снежную бурю, и связь с ним прекратилась.

Тотчас же все миноносцы, находившиеся поблизости, были посланы на поиски пропавших летчиков. Почти через сутки одному американскому контр-миноносцу удалось найти в океане носившихся по волнам майора Мартина и его механика. Они пробыли 20 часов в ледяной воде, пока их отыскал военный корабль. Аппарат Мартина погиб в океане.

Это происшествие не остановило бесстрашного американца от участия в дальнейшей экспедиции и, получив из Амернки новый аппарат, 30 апреля майор Мартин вылетел в дальнейший путь во главе экспедиции.

Но несчастья, казалось, преследовали его. В тот же день, 30-го апреля, на перегоне Чигинск — Нидерландская гавань майор Мартин опять пропал без вести во время тумана, и в течение двух недель, вплоть до 12-го мая, о нем не поступало никаких сведений.

Первая остановка на американском континенте; прибытие кругосветной эскадрильи на Лабрадор. В КРУГЕ: Герой перелета Гренландия — Лабрадор, лейтенант Арнольд, механик на аппарате Нельсона, которому пришлось накачивать горючее в мотор в продолжение 4-х часов.

Гибель летчиков казалась несомненной, и команда над экспедицией была передана старшему в отряде, — лейтенанту Смиту, который после нескольких дней ожидания повел экспедицию к намеченной цели.

Оказалось, что командир американской экспедиции, майор Мартин, не погиб.

В густом тумане он налетел на гору и вдребезги разбил самолет, но при этом остался жив и, пройдя пешком 12 дней, прибыл невредимым в порт Мюллер — уединенный пункт на берегу Берингова моря. После этой второй аварии майор Мартин не решился продолжать полет и возвратился обратно в Америку.

* * *

В ЭТО ВРЕМЯ английские летчики из-за порчи мотора сидели на острове Корфу.

Наконец, 16-го апреля, "Ястреб", управляемый Мак-Лореном, вылетел в дальнейший путь и прошел с 16-го по 22-е апреля от о. Корфу через Афины, Каир, Гиза, Багдад, Бушир до Бендер-Аббаста.

Таким образом, перелет Англия — Индия был совершен в 28 дней, считая в том числе шестнадцатидневный перерыв на о. Корфу из-за порчи мотора.

23-го английская экспедиция прибыла в гор. Карачи.

26-го апреля во время перелета от Карачи в Агру испортился мотор, и летчики вынуждены были опуститься у г. Парли и отправить самолет обратно в Карачи по жел. дор., так как своими средствами исправить его не удалось.

Починить мотор не было возможности и в Карачи; поэтому Мак-Ларену пришлось вторично выписывать третий по счету мотор из Англии.

Пробыв еше 16 дней в Карачи и поставив новый мотор, английская экспедиция 12-го мая, наконец, вылетела в дальнейший путь.

* * *

ТРИ ОСТАВШИХСЯ американских самолета прибыли 4-го мая в Атче. Самым трудным перелетом был этап от острова Чикагова до Пармушира. Летчикам из-за снежной бури пришлось опуститься на Канадских островах, принадлежащих СССР.

Летчики перед перелетом с Оркнейских островов в Исландию. Слева направо: лейт. Уэзд, лейтенант Эрик Нельсон, его механик лейт. Арнольд, лейт. Огден, капитан Смит, командир эскадрильи и лейт. Гардинг.

Переждав бурю, летчики через три часа улетели дальше.

Теперь самое тяжелое — перелет от Аляски до берегов Японии — был позади, и ход перелета значительно ускорился.

16-го мая летчиками было пройдено расстояние 800 километров в 7 часов, и через три дня они уже были в Касуми-Агура — морском воздушном порту Японии.

Здесь пришлось неделю ремонтировать аппараты: сменять прежние двигатели на новые, высланные из Америки в начале экспедиции, и ставить другие поплавки.

* * *

В ЭТО ВРЕМЯ, поставив новый мотор, английский летчик Мак-Ларен, вылетев с новым мотором из Агры, 23-го мая был в Калькутте (Индия).

День 24-го мая был роковым для англичан. С их самолетом произошла катастрофа: аппарат при посадке упал в воду и утонул. Летчики и механик спаслись.

Узнав о несчастии с Мак-Лареном, американская экспедиция, находившаяся в это время в Токио, пришла на помошь англичанам: на американский быстроходный миноносец был погружен запасной гидро-аэроплан и направлен в Аквиаб.

Таким образом, за два месяца с начала кругосветного перелета английская экспедиция перелетела расстояние в 10.000 километров.

За это время двигатель менялся четыре раза, и вдобавок утонул самолет, на котором было начато путешествие.

Пробыв неделю в столице Японии, американские летчики отправляются в дальнейший путь, и 4 июня совершают блестящий групповой полет через Желтое море, опускаясь в Шанхае.

На этом пути (Япония — Шанхай) были расставлены морские суда на расстоянии ста километров одно от другого на случай, если бы с кем из летчиков произошло несчастие. Но все обошлось благополучно.

* * *

В ЭТО ВРЕМЯ Мак-Ларен со спутниками с 24-го мая по 20-е июня в Аквиабе ожидал прибытия второго аппарата, высланного американцами из Токио.

Только к концу июля прибыли они на берег Японии, тщательно готовясь к трудному перелету Япония — Америка.

24-го июля они тронулись в путь; но в тот же день были вынуждены сесть близ Петропавловска на Камчатке из-за порчи мотора, отказавшего в работе.

Это был последний этап пути англичан. Дальше они уже не полетели.

Так неудачно кончилась на пол-пути их попытка совершить перелет вокруг земли.

Причин этой неудачи много:

Во-первых: тип аппарата, избранного для совершения путешествия, был слишком тяжел, 12.700 килограммов (775 пудов) для дальних перелетов; сложность системы "амфибия" была в ущерб его поворотливости и управляемости.

Во-вторых: к началу наитруднейших этапов пути англичане уже сильно устали и измотались как физически, так и душевно: ведь у Гавра и Аквиаба (да еще не раз) англичане были на волосок от смерти.

Все это вместе взятое и заставило их отказаться от смелой попытки обогнуть на самолете земной шар.

* * *

НЕСМОТРЯ на неудачу англичан, американцы не отчаиваются. 7-го июня они уже вылетают из Шанхая и 16-го июля спустились в Хендоне — отправном пункте английской экспедиции.

2-го августа летчики Смит и Нельсон вылетают на остров Исландию в Атлантическом океане. Третий летчик Уэд на перелете с Фаросских островов вынужден был спуститься в океан из-за порчи мотора и был подобран вместе с аппаратом проходившим судном.

На о. Исландии экспедиции пришлось задержаться из-за подготовки новых аэро-баз, потому что по предполагаемому прежде маршруту лететь не удалось из-за масс пловучих льдов.

Здесь же, на о. Исландии, был получен новый аппарат для лейтенанта Уэда, так как прежний был признан негодным для дальнейшего следования.

Отлетев с о. Исландии, экспедиция через Нью-Йорк и Сан-Франциско совершила свой заключительный перелет, и 28-го сентября в составе трех самолетов прибывает в Ситтль — официальное место начала перелета.

На весь перелет ими было затрачено 250 дней, при чем покрыто расстояние 44.054 километра, при средней часовой скорости в 122,17 километров в час.

СЛЕВА: Герои перелета (сзади) и их почетный конвой над зданием городского самоуправления в Нью-Йорке. СПРАВА: На аэродроме в Нью-Йорке летчики были встречены пятидесятитысячной толпой. ВНИЗУ: (слева на право) Нельсон, Смит и Уэд, Нью-Йорк, С.-А.С.Ш.

При перелете выяснилась высокая работоспособность современных аэро-двигателей, которые в самой тяжелой обстановке без замены работают на протяжении 20—30 тысяч километров.

Этот грандиозный перелет доказал полную возможность организовать воздушно-пассажирские линии на аэропланах вокруг земного шара, но при одном непременном условии: правильной организации Службы Снабжения и Службы Связи.


1) Старт — начало состязания. (стр. 24.)

2) Финиш — конец состязания. (стр. 24.)

3) Этап — остановочный пункт. (стр. 24.)