"Смена", №19-20, декабрь 1924 год, стр. 19.
В ДОМЕ КРЕМЛЕВСКОМ, где жил Ильич, — в доме том школа.
Рядом почти с комнатой Ильича была.
Школьники - ребята, школьницы - девочки Ильича в корридоре часто встречали. Ильич школьникам улыбался, гладил по головке. Часами целыми школьники утром Ильича у его дверей поджидали.
— Когда же он пойдет в Совнарком?
Любили дети-школьники с Ильичем побегать, поиграть.
В дневнике школьническом запись грустная, запись пасмурная недавно появилась.
Тишина...
Вот листок:
В нем написано:
Сидеть тихо, ходить на цыпочках, говорить шепотом.
На общем собрании детей руководительница об'яснила, будто в соседней половине проведен радио к Владимиру Ильичу, и туда идут важные известия из-за границы.
Дети слушали. Сидели тихо.
Чувствовали дети что-то, понимали, но не знали...
А...
Учительница детей подозвала, спросила:
— Помните, когда мы говорили о том, чтобы было тихо, так тихо, будто бы у нас за стеной тяжелый больной. — Не слыхали ли вы дома, что кто-то заболел.
— Кто же?
— Ленин...
И пошел шепотом тихим разговор.
— У него два доктора и сестра...
— Нет, он вовсе не так уж болен. Мне мама говорила. Я знаю дядю Володю, мы с ним на даче летом жили.
— А кто Ленин?
— Он главный управляющий.
— Нет — он вождь.
— А что это за слово?
— Эх ты, грамотей, это от слова "ведет". Народ к добру ведет.
Миша Семенов поясняет.
— Он ведет за собой народ. Он теперь вместо царя.
— Н-е-е-е-т, тут есть разница. Володя, где твоя мама служит?
— В Совете Народных Комиссаров. Ленин там главным председателем.
— Ага! Значит у них Совет, они советуются между собой по всякому делу?
— А один человек может сделать, что захочет?
— Нет, не может...
— А царь мог сделать это?
— Мог!
— Как же лучше, Советом или одним человеком?
— Лучше Советом...
— А откуда взялись Советы?
— Их выбрал народ, а потом могут выбирать других.
— Если Ленин не может управлять в Совете, то без него дело станет...
И долго спорили до звонка урока.
На большой перемене ребята-школьники собрались, и опять — разговор:
— Ленин больной. Нам жалко...
— Письмо ему написать бы от нас.
— Кому писать, кто писать будет?
Спор и шум.
— Т-ссс. Тише ребята...
— Пиши на доске Витя.
Что ни слово, то митинг...
— Как лучше написать: — Ленин, или товарищ Ленин болен?
— А как его зовут рабочие?
— Товарищ Ленин.
— Пиши ребята: "Товарищ Ленин, вождь рабочих, сильно заболел. Мы будем соблюдать тишину, чтобы не мешать дяде Володе. Тов. Ленин много работал".
Газету принесла учительница "Известия". В той газете портрет Ленина над бюллетенем о здоровье.
Ребята обсудили, прочитали.
Лида Новикова вырезала портрет, на черную бумагу наклеила и повесила на стенку.
Толя корабль нарисовал и кораблю имя дал "Ленин".
Учительница газету принесла.
О газете разговор пошел такой:
— Вот мы писали, что нам жалко дядю Володю, он больной, и мы будем соблюдать тишину, чтобы ему не мешать...
Витя Ширяев — сердито:
— Да, когда пишем, так жалко, а когда бегаем, так забываем, тогда не жалко...
В газете было напечатано письмо других детей.
— Хотите я и вам прочитаю?
— Хотим!
— Тише!
Витька Леонтьев кричит:
— Тетя, я напишу тоже т. Ленину письмо.
— Ну, да ты и писать не умеешь.
— Мне сестра напишет.
— Давайте, мы все напишем.
— Давайте пошлем ему хорошую картиночку...
А после обеда в классе ребята собрались.
Костя взобрался на скамью предложил:
— "Тов. Ленин, мы шлем Вам письмо из 0 гр. б. 1-й Кремлевской школы при ВЦИК".
— Нет, ребята. Пиши: "Мы шлем Вам письмо, тов. Ленин"...
— Пиши, "от всей Кремлевской школы".
— А ты справился у всех? Хотят они писать или нет?
— Ну, а наша группа "б" вся хочет, мы и будем писать.
Вера Брусова говорит:
— Напишите: "Милый дядя Володя, скорее выздоравливайте".
Ребятишкам предложение Брусовой понравилось, глаза заблестели.
То писали письмо близкому, ценимому.
Ленину — товарищу.
1) Книга И. Лина "Дети и Ленин" выйдет скоро в издании "Молодой Гвардии".
(стр. 19.)